Опубликовано 19 декабря 2019, 07:04

«Музеи вообще довольно консервативны»

Зачем Музеям Кремля хайп в соцсетях
Консервативные, казалось бы, Музеи Московского Кремля запустили в социальных сетях проект Кремль Zoom и интерактив #отчастикцелому. МОСЛЕНТА выяснила, как они родились, каков охват аудитории у этих проектов и зачем они вообще нужны.
«Музеи вообще довольно консервативны»
Фото: предоставлено пресс-службой Музеев московского Кремля

Елена Костюкова

руководитель пресс-службы Музеев Московского Кремля

Музеи Московского Кремля люди обычно воспринимают, как организацию старинную и консервативную. Кому пришла в голову идея продвигать их в соцсетях через спецпроекты и конкурсы?

Музеи вообще довольно консервативны, но это не значит, что они не пользуются современными способами продвижения. Общение в соцсетях имеет определенную специфику, и если мы этот инструмент применяем, то, разумеется, играем по правилам социальных медиа. Это определенный тип подачи информации, определенный язык, к которому привык пользователь. Спецпроекты и конкурсы востребованы, – это то, что интересно подписчикам, а значит, мы всегда должны придумывать что-то новое.

Спецпроекты бывали самые разные – и посвященные текущим музейным мероприятиям: выставкам, музыкальным фестивалям, и связанные с какими-то отдельными предметами коллекции, и совместные акции с другими российскими или зарубежными музеями. Сейчас появилось три новых онлайн проекта, которые вызывают особый интерес у подписчиков – это #kremlin_zoom в Фейсбуке, Инстаграме, Одноклассниках и Вконтакте и #отчастикцелому в Твиттере. И еще мы запустили серию публикаций, посвященных 180-летию фотографии.

Про ваш интерактив #отчастикцелому расскажите поподробнее, пожалуйста.

Это серия публикаций, в которой мы каждый раз предлагаем нашим подписчикам в Twitter угадать предмет из коллекции Музеев Кремля по фотографии небольшого фрагмента. А затем в качестве ответа на вопрос публикуем снимок, на котором предмет виден полностью.

Как давно вы его проводите?

Проект появился в сентябре 2019 года и он, в отличие от обычных ответов на вопросы, больше подходит визуалам.

И как вы его придумали?

Однажды мы предложили подписчикам разнообразить выходной день в музее – четверг. Они активно включились в процесс, просили подсказок, общались в комментариях, отстаивая свою точку зрения.

Затем мы спросили, будет ли интересно продолжение этого проекта и получили множество положительных ответов. Вот так, вместе с подписчиками, мы решили проводить его раз в неделю по четвергам.

Какая у всего этого цель? Расчет на «сарафанное радио»? На то, что надо «сломать лед», и люди потянутся?

Цель – познакомить с особенностями коллекции и кремлевской архитектурой, удивить, просветить и, конечно, пригласить в музей. Простых вопросов не задаем, иначе будет неинтересно, и иногда сами удивляемся, как быстро подписчики разгадывают даже самые сложные загадки. Но иногда и долго ищут ответ.

Какие вопросы оказались самыми каверзными?

Например, фрагмент седла, подаренного султаном Абдул-Гамидом I Екатерине II в память заключения Кючук-Кайнарджийского мира вызвал большое затруднение. Многие решили, что это украшение или драгоценная обувь. А фрагмент офицерской алебарды гольштинского корпуса середины XVIII века вызвал ассоциации с парчовыми царскими нарядами.

Вы выдаете победителям бесплатные билеты?

Нет, этого и не планировалось. Розыгрыши проводятся в формате викторин по истории или архитектуре, по каким-то конкретным темам, связанным, например, с выставками или концертами.

А #kremlin_zoom как появился и зачем проводится? Ради популяризации коллекции, привлечения посетителей?

Этот проект родился благодаря замечательному изданию – альбому «Государственные регалии московского царства», недавно выпущенному в Музеях Московского Кремля. Важнейшая часть коллекции музея – государственные регалии – показана там очень интересным способом. Это не обычные фотографии экспонатов, а детальная съемка, которая позволяет заметить такие детали, которые совершенно невозможно увидеть в витрине.

Рассматривая это издание, мы подумали, что было бы здорово сделать онлайн-проект, который позволит и рассказать о книге, о коллекции, и удивить подписчиков красотой этих фрагментов.

И какой охват аудитории у #kremlin_zoom?

Вышло пока две публикации из запланированной серии, и уже понятно, что проект подписчикам пришелся по душе. Охват каждого поста – больше 50 тысяч пользователей, сотни «лайков» и перепостов. Публикации на русском и английском языках, так как мы хотим охватить и российскую, и зарубежную аудиторию.

Кто все это делает: придумывает задания и Zoom фрагменты, вывешивает вопросы, отвечает участникам, общается с победителями?

В Музее есть подразделение в отделе информации, которое занимается ведением социальных сетей. Вместе мы и придумываем, что еще можно сделать, как разнообразить аккаунты музея, чем привлечь пользователей. Коллеги «поделили» между собой соцсети, и каждый общается со своими подписчиками, отвечает на запросы и комментарии. Вообще, это очень интересно – менеджер страницы знает «своих» топовых поклонников, уже понимает их характер. Примерно догадывается, кто из них какой комментарий напишет на ту или иную публикацию.

Где вы черпаете идеи в погоне за посещаемостью и хайпом? На какие примеры равняетесь?

Работая в музее, особенно в таком как наш – с богатейшей коллекцией, среди прекрасных архитектурных объектов, никаких проблем с поиском вдохновения мы, конечно, не испытываем. Вокруг столько красоты, что она сама ежедневно «подсказывает» идеи для публикаций. Но за хайпом мы не гонимся, это совершенно точно не наш путь. Все-таки такое особое положение музея, его статус сокровищницы и Кремля, как резиденции власти, обязывает соблюдать определенные нормы – не только в офлайне, но и в интернете.

Проекты Кремль Zoom и #отчастикцелому появились потому, что пришло время «менять упаковку»? Потому что теперь все стоящее и модное проходит через соцсети? И сколько не устраивай дополнительных выставок, лекций и концертов в залах, этим публику уже не заманишь? Или какие-то другие причины объясняют такую активность Музеев Московского Кремля в соцсетях?

Эти проекты – всего лишь один из вариантов подачи информации, которых используется великое множество, как в соцсетях, так и офлайн.

Если в музей, например, приходит англоязычная группа туристов, то к ним у экскурсовода совершенно иной подход, нежели к группе московских школьников пятого класса. Так же и с лекциями, и со специальными программами для детей – подача информации меняется в зависимости от возраста, подготовленности аудитории и так далее.

«Стоящее и модное» существует повсюду: музей не стоит на месте, развивается по разным направлениям. Есть выставки, посвященные истории России, а есть проекты о современном ювелирном искусстве, например. И в соцсетях так или иначе находят свое отражение все направления работы музея. Мы просто стараемся искать интересные формы их отображения. Хочется верить, что нам это удается.

На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия
[]