Опубликовано 19 декабря 2019, 10:04

«Музеи вообще довольно консервативны»

Зачем Музеям Кремля хайп в соцсетях
Консервативные, казалось бы, Музеи Московского Кремля запустили в социальных сетях проект Кремль Zoom и интерактив #отчастикцелому. МОСЛЕНТА выяснила, как они родились, каков охват аудитории у этих проектов и зачем они вообще нужны.
«Музеи вообще довольно консервативны»
Фото: предоставлено пресс-службой Музеев московского Кремля

Елена Костюкова

руководитель пресс-службы Музеев Московского Кремля

Музеи Московского Кремля люди обычно воспринимают, как организацию старинную и консервативную. Кому пришла в голову идея продвигать их в соцсетях через спецпроекты и конкурсы?

Музеи вообще довольно консервативны, но это не значит, что они не пользуются современными способами продвижения. Общение в соцсетях имеет определенную специфику, и если мы этот инструмент применяем, то, разумеется, играем по правилам социальных медиа. Это определенный тип подачи информации, определенный язык, к которому привык пользователь. Спецпроекты и конкурсы востребованы, – это то, что интересно подписчикам, а значит, мы всегда должны придумывать что-то новое.

Спецпроекты бывали самые разные – и посвященные текущим музейным мероприятиям: выставкам, музыкальным фестивалям, и связанные с какими-то отдельными предметами коллекции, и совместные акции с другими российскими или зарубежными музеями. Сейчас появилось три новых онлайн проекта, которые вызывают особый интерес у подписчиков – это #kremlin_zoom в Фейсбуке, Инстаграме, Одноклассниках и Вконтакте и #отчастикцелому в Твиттере. И еще мы запустили серию публикаций, посвященных 180-летию фотографии.

Про ваш интерактив #отчастикцелому расскажите поподробнее, пожалуйста.

Это серия публикаций, в которой мы каждый раз предлагаем нашим подписчикам в Twitter угадать предмет из коллекции Музеев Кремля по фотографии небольшого фрагмента. А затем в качестве ответа на вопрос публикуем снимок, на котором предмет виден полностью.

Как давно вы его проводите?

Проект появился в сентябре 2019 года и он, в отличие от обычных ответов на вопросы, больше подходит визуалам.

И как вы его придумали?

Однажды мы предложили подписчикам разнообразить выходной день в музее – четверг. Они активно включились в процесс, просили подсказок, общались в комментариях, отстаивая свою точку зрения.

Затем мы спросили, будет ли интересно продолжение этого проекта и получили множество положительных ответов. Вот так, вместе с подписчиками, мы решили проводить его раз в неделю по четвергам.

Какая у всего этого цель? Расчет на «сарафанное радио»? На то, что надо «сломать лед», и люди потянутся?

Цель – познакомить с особенностями коллекции и кремлевской архитектурой, удивить, просветить и, конечно, пригласить в музей. Простых вопросов не задаем, иначе будет неинтересно, и иногда сами удивляемся, как быстро подписчики разгадывают даже самые сложные загадки. Но иногда и долго ищут ответ.

Какие вопросы оказались самыми каверзными?

Например, фрагмент седла, подаренного султаном Абдул-Гамидом I Екатерине II в память заключения Кючук-Кайнарджийского мира вызвал большое затруднение. Многие решили, что это украшение или драгоценная обувь. А фрагмент офицерской алебарды гольштинского корпуса середины XVIII века вызвал ассоциации с парчовыми царскими нарядами.

Вы выдаете победителям бесплатные билеты?

Нет, этого и не планировалось. Розыгрыши проводятся в формате викторин по истории или архитектуре, по каким-то конкретным темам, связанным, например, с выставками или концертами.

А #kremlin_zoom как появился и зачем проводится? Ради популяризации коллекции, привлечения посетителей?

Этот проект родился благодаря замечательному изданию – альбому «Государственные регалии московского царства», недавно выпущенному в Музеях Московского Кремля. Важнейшая часть коллекции музея – государственные регалии – показана там очень интересным способом. Это не обычные фотографии экспонатов, а детальная съемка, которая позволяет заметить такие детали, которые совершенно невозможно увидеть в витрине.

Рассматривая это издание, мы подумали, что было бы здорово сделать онлайн-проект, который позволит и рассказать о книге, о коллекции, и удивить подписчиков красотой этих фрагментов.

И какой охват аудитории у #kremlin_zoom?

Вышло пока две публикации из запланированной серии, и уже понятно, что проект подписчикам пришелся по душе. Охват каждого поста – больше 50 тысяч пользователей, сотни «лайков» и перепостов. Публикации на русском и английском языках, так как мы хотим охватить и российскую, и зарубежную аудиторию.

Кто все это делает: придумывает задания и Zoom фрагменты, вывешивает вопросы, отвечает участникам, общается с победителями?

В Музее есть подразделение в отделе информации, которое занимается ведением социальных сетей. Вместе мы и придумываем, что еще можно сделать, как разнообразить аккаунты музея, чем привлечь пользователей. Коллеги «поделили» между собой соцсети, и каждый общается со своими подписчиками, отвечает на запросы и комментарии. Вообще, это очень интересно – менеджер страницы знает «своих» топовых поклонников, уже понимает их характер. Примерно догадывается, кто из них какой комментарий напишет на ту или иную публикацию.

Где вы черпаете идеи в погоне за посещаемостью и хайпом? На какие примеры равняетесь?

Работая в музее, особенно в таком как наш – с богатейшей коллекцией, среди прекрасных архитектурных объектов, никаких проблем с поиском вдохновения мы, конечно, не испытываем. Вокруг столько красоты, что она сама ежедневно «подсказывает» идеи для публикаций. Но за хайпом мы не гонимся, это совершенно точно не наш путь. Все-таки такое особое положение музея, его статус сокровищницы и Кремля, как резиденции власти, обязывает соблюдать определенные нормы – не только в офлайне, но и в интернете.

Проекты Кремль Zoom и #отчастикцелому появились потому, что пришло время «менять упаковку»? Потому что теперь все стоящее и модное проходит через соцсети? И сколько не устраивай дополнительных выставок, лекций и концертов в залах, этим публику уже не заманишь? Или какие-то другие причины объясняют такую активность Музеев Московского Кремля в соцсетях?

Эти проекты – всего лишь один из вариантов подачи информации, которых используется великое множество, как в соцсетях, так и офлайн.

Если в музей, например, приходит англоязычная группа туристов, то к ним у экскурсовода совершенно иной подход, нежели к группе московских школьников пятого класса. Так же и с лекциями, и со специальными программами для детей – подача информации меняется в зависимости от возраста, подготовленности аудитории и так далее.

«Стоящее и модное» существует повсюду: музей не стоит на месте, развивается по разным направлениям. Есть выставки, посвященные истории России, а есть проекты о современном ювелирном искусстве, например. И в соцсетях так или иначе находят свое отражение все направления работы музея. Мы просто стараемся искать интересные формы их отображения. Хочется верить, что нам это удается.