Зачем столице Толстопальцево
О трех годах жизни Новой МосквыТри года назад Москва приросла новыми землями. Огромный протуберанец, выброшенный городом в юго-западном направлении, увеличил территорию столицы в два с половиной раза. Теперь там не Подмосковье, а Троицкий и Новомосковский административные округа Москвы. Насколько оправдало себя расширение административных границ столицы и чем живут присоединенные территории сегодня, выясняла МОСЛЕНТА.
###Странная форма
Первое, что бросалось в глаза еще три года назад, это странная форма прирезанного к Москве участка земли. В ближнем Подмосковье есть множество городов, которые исторически ощущают себя частью столицы. Химки, Мытищи, Видное, Балашиха, Лобня — эти пригороды мало отличаются от спальных районов Москвы. До того же Красногорска вообще можно доехать на метро. Если учесть, что разговоры о расширении административных границ столицы ходили давно, жители этих городов должны были немало удивиться тому, что гордого звания москвичей удостоятся вовсе не они, а обитатели деревень у заброшенных полустанков Киевской железной дороги.
В присоединении наименее заселенной и развитой части Московской области была своя логика. В интервью телеканалам «Россия-24», «Россия-1» и «Москва 24» мэр Москвы Сергей Собянин объяснял, что одной из задач в данном случае было как раз сдерживание взрывного роста жилищного строительства там, где еще не создано условий для жизни людей. «Что касается новых территорий, то мы искусственно сдерживаем там строительство, потому что считаем, что инфраструктура, в первую очередь транспортная, там не готова. Ну, вы сами знаете, что делается на Калужском шоссе, на Киевке, на въезде в город», — сказал столичный градоначальник.
Двумя годами ранее в интервью «Ленте.ру» Собянин говорил о том, что город «взял эту территорию» для того, чтобы в дальнейшем она «не стала проблемой для московской агломерации».
Полноценной интеграции Новой Москвы ни по экономическим основаниям, ни по социальным, ни по характеру городской среды не произошло, за исключением каких-то локальных участков
Владимир Климанов
заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ФГУ РАНХиГС
Неконтролируемая жилая застройка — действительно одна из первоочередных проблем урбанистики московского региона. Девелоперы запросто могут построить огромный жилой микрорайон из 25-этажных домов, буквально, в чистом поле. Отсутствие транспортной и социальной инфраструктуры, рабочих мест и рекреационных зон оборачивается серьезными проблемами: от многокилометровых пробок до социальных взрывов — вроде печально известных погромов в Западном Бирюлево.
Стремление Москвы взять территорию под свое крыло и выстроить на ней сбалансированную инфраструктуру — вполне понятно. Однако, пока что о реальном включении новых территорий в орбиту мегаполиса говорить не приходится. «Полноценной интеграции Новой Москвы ни по экономическим основаниям, ни по социальным, ни по характеру городской среды не произошло, за исключением каких-то локальных участков, — рассказал МОСЛЕНТЕ заведующий кафедрой государственного регулирования экономики факультета государственного управления РАНХиГС Владимир Климанов. — Горки-10 или Поселок конезавода, как ни странно, больше интегрированы с Москвой, чем какой-нибудь Троицк, главным образом — за счет образа жизни и характера деятельности его жителей».
Напомним, что Горки-10 и Поселок конезавода расположены на Рублево-Успенском шоссе, их жители, в основном, работают в московских офисах. По словам эксперта, удаленные от МКАД поселения вряд ли в обозримой перспективе интегрируются в городскую ткань — в отличие от тех же Котельников, Балашихи, Химок или Красногорска.
###Некрасивые дома для бедных
В индустриальную эпоху сначала появлялись предприятия, а потом вокруг них возникало жилье, которое в дальнейшем обрастало элементами благоустройства. Сегодня все происходит наоборот. Девелоперские проекты предполагают создание рабочих мест, ведь людям, которые купят жилплощадь, нужно где-то работать. Само собой, им также необходимо бегать по утрам, покупать продукты и водить ребенка в детский сад.
За три года население Троицкого и Новомосковского административных округов Москвы увеличилось на 78 тысяч человек. В перспективе прирост должен составить полтора миллиона человек. Всем этим людям нужно жилье, однако, главная задача состоит в том, чтобы это жилье не сводилось к «квадратным метрам». «На новой территории проводится последовательная политика строительства недвижимости в пропорциональном и достаточном соотношении со строительством объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, что подразумевает создание комфортной среды проживания», — сообщили МОСЛЕНТЕ в департаменте развития новых территорий города Москвы.
По словам руководителя департамента Владимира Жидкина, темпы ввода нежилой недвижимости на 16% опережают темпы сдачи объектов жилого назначения. В департаменте утверждают, что за прошедшие три года было введено в эксплуатацию семь миллионов квадратных метров недвижимости, из которых жилые площади составляют только 4,250 миллионов квадратных метров.
Красивое элитное жилье по-прежнему строят только в черте старой Москвы, вместо того чтобы делать то же самое в Новой Москве, тем самым привлекая туда платежеспособную и активную часть городского населения
Екатерина Лорионова
заведующая кафедрой территориального развития ФГУ РАНХиГС
Жидкин отмечает, что за три года в Новой Москве было создано 85,5 тысяч рабочих мест, из которых в социальной сфере – 7,5 тысяч, в офисных центрах – 26,1 тысяч, в сфере торговли и услуг – 17, 5 тысяч, 9,4 тысячи —на объектах производственно-складского назначения и, наконец, 20 тысяч – в сфере строительства.
В 2013 году в новых московских округах были открыты 3 парка: «Красная Пахра» в поселении Краснопахорское, «Сосны» в Новофедоровском и «Ручеек» в Марушкинском.
Несмотря на то, что градостроительные схемы уже включают в себя элементы благоустройства территории, сама застройка в Новой Москве носит бюджетный характер. Заведующая кафедрой территориального развития факультета государственного управления РАНХиГС Екатерина Лорионова напоминает, что изначально на новых территориях застройщикам предлагалось создать некий новый образ Москвы «более соотнесенный с тем, что происходит в мире, в том числе в области архитектуры и строительства».
Похоже, от этой идеи было решено отказаться: застройщики предпочитают строить в Новой Москве стандартные панельные дома. «Красивое элитное жилье по-прежнему строят только в черте старой Москвы, вместо того чтобы делать то же самое в Новой Москве, тем самым привлекая туда платежеспособную и активную часть городского населения», — сказала эксперт в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.
Того же мнения придерживается Климанов. Он полагает, что именно ориентация на доступное жилье сближает Новую Москву скорее с московскими пригородами, чем со спальными районами столицы: «Появление больших микрорайонов в городском поселении «Московский», Новых Ватутинках или Коммунарке напоминает процессы, которые идут в ближайших пригородах Москвы, когда возникает большое микрорайонное строительство, ориентированное скорее на доступное жилье, чем на жилье повышенного класса комфорта»
###Транспорт
Мы видим, что и транспортная сетка уже меняется. Недавнее соединение Коммунарки с Южным Бутово рокадной, секущей магистралью, идущей параллельно МКАДу, а не перпендикулярно ему —это знак того, что формируется некий единый организм
Владимир Климанов
заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ФГУ РАНХиГС
Ключевое достижение в развитии транспорта — дорога от Коммунарки до Южного Бутова, которую 1 июля открыл мэр Москвы Сергей Собянин. «Строительство этой дороги обеспечило абсолютно новую и удобную транспортную связь между поселениями новой Москвы и районом Южное Бутово, исторически входящем в состав старой Москвы», — заявил руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
Климанов, в целом скептически оценивающий перспективы интеграции Новой Москвы, считает открытие этой магистрали одним из немногих позитивных симптомов: «Мы видим, что и транспортная сетка уже меняется. Недавнее соединение Коммунарки с Южным Бутово рокадной, секущей магистралью, идущей параллельно МКАДу, а не перпендикулярно ему — это знак того, что формируется некий единый организм».
Люди из Троицка жалуются, что стало труднее ездить в Москву. Людей стало больше, с дорогами ничего не происходит, ситуация с пробками ухудшилась
Александр Балобанов
заведующий кафедрой государственного управления ФГУ РАНХиГС
Коммунарка, наравне с Румянцево и Мосрентгеном, по замыслу чиновников должна стать одной из ключевых «точек роста» Новой Москвы. Однако и этот город пока трудно назвать местом комфортным для жизни. «Я недавно была в Коммунарке. Не могу сказать, что там очень хорошо, — рассказала МОСЛЕНТЕ Екатерина Лорионова. — Дорога, по которой предлагается подъехать к жилому массиву — разбита. Какой-то участок заасфальтирован неплохо, а дальше ты оказываешься на песчаном бездорожье, как это часто и бывает в момент строительных работ».
Лорионова полагает, что исток проблем в неправильно выстроенном порядке работ по развитию территории. «Сначала прокладывается магистраль, потом вокруг нее начинается развитие. У нас же на существующие магистрали фактически распространилась территория новой Москвы», — отметила Лорионова в разговоре с МОСЛЕНТОЙ. По ее словам, в данной ситуации с пассажиропотоком предсказуемо перестают справляться не только автомагистрали, но и железнодорожное сообщение.
Не все гладко с транспортом и в других районах Новой Москвы. «Люди из Троицка жалуются, что стало труднее ездить в Москву. Людей стало больше, с дорогами ничего не происходит, ситуация с пробками ухудшилась. А поскольку Троицк на Москву старую завязан сильно, зримо ухудшение одного из параметров качества жизни», — поделился с МОСЛЕНТОЙ заместитель заведующего кафедрой государственного управления ФГУ РАНХиГС Александр Балобанов.
###Экология
Есть все основания полагать, что после реализации проекта строительства дороги «Внуково-Остафьево», поселок Внуково перестанет быть пригодным для проживания
Денис Ширяев
координатор движения «Москонтроль»
Строительство дорог всегда и везде чувствительным образом сказывается на экологии. Жителей Новой Москвы уже сейчас беспокоит дорога в Троицке, которая должна разделить на две части местный лесной массив. В Кокошкино трасса должна пройти совсем рядом со школой и домами жителей. Сходная ситуация в Московском.
Трасса «Внуково-Остафьево» пройдет через поселок Внуковского аэропорта в непосредственной близости от жилой застройки. «Есть все основания полагать, что после реализации проекта строительства дороги , поселок перестанет быть пригодным для проживания», — сказал МОСЛЕНТЕ координатор движения «Москонтроль» Денис Ширяев. Активист подчеркивает, что никто не оспаривает необходимость строительства дорог, однако, сетует на то, что власти могли бы более внимательно относиться к пожеланиям местных жителей, не игнорируя такие процедуры как публичные слушания и не закрывая глаза на десятки тысяч подписей, собранных под теми или иными петициями.
Уже высыхают маленькие речки, озера, но никто об этом не думает, полагая что «город – это город, а экосистема – это экосистема»
Лорионова, в свою очередь отмечает, что тема экологии в ходе присоединения новых территорий не обсуждалась вообще. Между тем, эти территории входили в единую экосистему Московской области, а значит, образование такого «мощного урбанистического хвостика», каким призвана стать Новая Москва, должно было предусматривать некий план устойчивого развития данных территорий с учетом расположенных там лесного и водного комплексов. Роза ветров в Москве утроена так, что потоки воздуха идут именно с юго-востока. Пока что никаких крупных промышленных предприятий на данном направлении построено не было, но факторы, связанные с отоплением домов и выхлопными газами от движения транспорта уже негативно сказываются на экологической обстановке.
Но главная проблема — это вода. Лорионова утверждает, что увеличение масштабов забора воды из скважин приводит к драматическим последствиям для всего юга Московской области. «Уже высыхают маленькие речки, озера, но никто об этом не думает, полагая что «город — это город, а экосистема — это экосистема», — посетовала эксперт в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.
###Социальная инфраструктура: соседство и сообщество
Многие эксперты отмечают, что в развитии территорий Новой Москвы остро ощущается дефицит участия местных жителей. «Если город растет, уплотняется и урбанизируется, ничего худого в этом нет, ведь это общемировой тренд. Но если он растет волей небольшой группы людей без воли живущих в этом городе горожан, то это малоэффективно. Это влечет конфликт визуальный, коллапс транспортный и дискомфорт в повседневном использовании», — отметила Лорионова.
В минувшие три года на территории Новой Москвы были построены 15 детских садов, четыре школы и шесть поликлиник
По словам эксперта, в большинстве цивилизованных стран городское развитие и территориальное планирование опирается на такие механизмы как референдум, конференция, дебаты. Такие инструменты низовой демократии позволяют горожанам на местном уровне решать вопросы благоустройства района. Наиболее показателен здесь опыт Испании, Канады и Бразилии, где ряд городов застраивался полностью по этим принципам. Сегодня в той же Коммунарке «соседство» возникает пока только на уровне интернет-форумов, где жильцы строящихся и недавно сданных в эксплуатацию домов обсуждают «переданы ли ключи» и «можно ли заезжать». На уровне оффлайна никаких площадок для обсуждения и, тем более, для принятия значимых решений, не наблюдается.
Ужасная ситуация в жилищно-коммунальной сфере. Вопросы, которые в Москве можно решить одним письмом в префектуру или Мосжилинспекцию, здесь не решаются месяцами. Необходимо написать с десяток писем, чтобы чего-то добиться
Денис Ширяев
координатор движения "Москонтроль"
В минувшие три года на территории Новой Москвы были построены 15 детских садов, четыре школы и шесть поликлиник. Никто не вводит в эксплуатацию жилье, не обеспеченное необходимой инфраструктурой. Однако проблемы до сих пор остаются.
«Ужасная ситуация в жилищно-коммунальной сфере. Вопросы, которые в Москве можно решить одним письмом в префектуру или Мосжилинспекцию, здесь не решаются месяцами. Необходимо написать с десяток писем, чтобы чего-то добиться», — жалуется координатор движения «Москонтроль» Денис Ширяев. По словам активиста, такие элементарные для «старой» Москвы вопросы как получение собственником ключей от подвала, уборка подъезда, ликвидация опасного дерева, отчет по работам в доме в «новой» Москве представляют собой настоящий квест.
По масштабам это даже не город, а страна — больше Люксембурга
Непростая ситуация и в сфере здравоохранения. Жители утверждают, что во многих поселениях после присоединения к Москве были закрыты государственные аптеки. «Пенсионеры и инвалиды, для получения льготных лекарств должны ездить в Троицк, а чаще — в Москву. Получается, что люди, которым по состоянию здоровья тяжело долго находиться вне дома, тратят полдня или день в общественном транспорте и пробках на получение своих лекарств», — сообщил МОСЛЕНТЕ Ширяев.
Новая Москва развивается постепенно, и это вполне естественно. Площадь новых территорий — 148 тысяч гектаров. Архитектурный публицист Григорий Ревзин в различных докладах и интервью обращал внимание, что по масштабам это даже не город, а страна — больше Люксембурга. За три года при всем желании ни у кого бы не получилось благоустроить средних размеров страну. Таких марш-бросков никто и не затевал — развитие новых территорий дело не одного десятка лет. Важно, что вся деятельность по развитию территорий ведется в соответствии с документами, которые находятся в публичном доступе. Ближайший горизонт планирования — 2018 год.
К этому сроку на территории Новой Москвы будут построены 24 детских сада на 6205 мест, 12 школ на 11440 мест, шесть объектов здравоохранения, 89 парков, 135 километров дорог. А самое главное уже в сентябре на Сокольнической линии метро откроются станции Румянцево и Саларьево.
Пусть сегодня облик «Новой Москвы» далек от идеала, пока все идет по плану. Руководитель департамента развития новых территорий Владимир Жидкин в своем итоговом докладе отмечает, что все показатели развития растут в том темпе, который предусмотрен проектами территориальных схем.