Все оттенки «серого»
Как отличить полулегальный центр ремонта компьютерной и коммуникационной техники от «белого»Починить практически любой гаджет готовы почти в четырех тысячах точках столицы. Данными о стольких серых и белых компаниях делятся поисково-информационные сервисы на запрос «ремонт телефонов и компьютеров» в Москве. МОСЛЕНТА узнала, как выбрать хорошее место для ремонта компьютерной коммуникационной техники.
Говорят, что Генри Форд платил некоторым сотрудникам за отдых. Это мотивировало персонал выполнять работу качественно и быстро, чтобы реже возвращаться в зону починки. Такой подход к работе сейчас не практикуют, по крайней мере в сервисных центрах даже официальных представителей марок техники в столице. Но что бы ни делал руководитель, если технические специалисты не готовы работать в специальных условиях или со сложным оборудованием, клиенты будут возвращаться снова и снова. И вовсе не потому, что сервис стал любимым.
Истории о повторных ремонтах, удержании техники и даже появлении после починки новых дефектов чаще всего можно услышать от пользователей услугами серых сервисов. «В Москве примерно 90 процентов сервисов коммуникационной и компьютерной техники — «серые». Думаю, что здесь не больше 100 сервисов, которые готовы качественно выполнить ремонт телефона или компьютера, остальное — полулегальные истории, которые когда-то могут починить нормально, а в другом случае — нарветесь на неприятности», — объяснил руководитель платформы «Чудо техники» (по ремонту компьютерной и коммуникационной техники) городского Департамента информационных технологий Иван Бутурлин.
Но кому хочется думать о «цвете» сервиса, когда сломан дорогой карманный друг, которым пользуешься практически ежечасно. Потребитель дает слабину, когда по соседству с объявлением о скидках на обувь последнего размера видит крупные буквы «РЕМОНТ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ». Кажется, попался.
На одно лицо
Законодательного определения «серый» сервис не существует. Будем считать, что это территория с таким техническим наполнением, что выполнить качественный ремонт здесь практически невозможно. Вероятность возникновения проблем после обращения к таким ремонтникам значительно выше: вам могут отказать в повторном ремонте по гарантии, а технику — удержать или испортить.
Отличить порядочных людей от обманщиков зачастую невозможно, тем более от порядочных мошенников. Но есть ориентиры, которые помогут.
«Диагностика бесплатно, гарантия три месяца, — уверяет меня продавец в одном из закоулков «дома быта» на Коломенской. — На что-то может быть гарантия в месяц. Ремонтируем телефон за 30 минут в соседнем здании. Вы прямо здесь можете подождать свой айфон. На четверку все за тысячу сто, на шестой — приблизительно 4,5 тысячи».
Но бесплатная диагностика и трехмесячная гарантия — услуги, которые обязаны предоставить как белые, так и серые центры. Если нет даже этого — смело ищите другую ремонтную зону.
«Стандартно в соответствии с законом у нас после ремонта дается гарантия на три месяца, если случай не гарантийный», — рассказывает генеральный директор авторизованного сервисного центра «Лэмпорт» Иван Тимофеев.
Работа мастера от получаса до часа — среднестатистическое время для починки телефона, а замена деталей в отдельном помещении — необходимость. На первый взгляд отличий «серого» от «белого» почти нет.
Дело не в деталях
Понять, что выбранный сервис починит достойно — почти как найти иголку в стоге сена: сложно, а еще требуется помощь фортуны. Спрашивать «откуда запчасти» — бесполезно, например, если вы собрались чинить Apple.
«Про Apple все понимают. Оригиналов нет. Можно посмотреть в неоригинальных и найти хорошие детали. У нас (в России — прим. ред.) все не оригинал, просто одно лучше, другое — хуже. На Apple все из Китая привозят, для Samsung все поступает на один склад в Калуге. У Apple возможна только замена устройства. Например, в Америке, где я был в 2013 году, за 40 долларов 5s меняли на новый», — объясняет заместитель гендиректора авторизованного сервисного центра «Лэмпорт» Борис Рыжих.
По словам представителей рынка, у Samsung другая политика — все запчасти меняются. И у каждого бренда эта задача решается по-своему. Приобрести оригинальные запчасти производителей, которые выпускают детали для замены, серые сервисы могут только у официальных представителей. Поэтому ремонт в серых мастерских чаще всего дороже. Если цена на починку в одном из сервисов вашего района ниже, чем у большинства — это не повод сомневаться в качестве работы персонала.
Братья, но не близнецы
Присмотритесь ко входу в центр. Если это подвал или сервис, расположенный в одном помещении с шаурменной или продуктовым, — вряд ли здесь место, где вам смогут помочь. Скорее, наживете проблем.
«Уже по входу и расположению сервиса сразу понятно — официальный он или нет. У официального отдельный вход, не должно быть — направо фотографии, налево — сервисный центр, потому что есть ограничения. Это и не цокольный и не второй этаж. Не может быть вход через проходную по пропускам. Попав туда один раз, вы второй технику уже не заберете», — объясняет Борис Рыжих.
Стоит обратить внимание и на зону ремонта. В белом сервисном центре она находится отдельно от зоны приема гаджета и вмещает несколько мест для ремонтников, специальное оборудование. Например:
Прозвонить и загуглить
Сведения об официальных сервисных центрах часто размещаются на сайтах брендов. Можно зайти на их страницы в интернете и просто проверить — есть ли центр в списке. Другой вариант — позвонить на горячую линию марки и получить нужную информацию.
Некоторые обращают внимание на сайты сервисных центров. Правда, специалисты рынка утверждают, что это у точек с достойным ремонтом может и не быть персональной страницы, зато все «серые» центры могут похвастаться привлекательными для пользователей сайтами.
«Там все описано так красиво, что хочется идти и ремонтировать», — комментирует Борис Рыжих.
Чудо техники
Чтобы быть на 100 процентов уверенным в качестве ремонта своего гаджета, любой москвич может обратиться в городской сервис «Чудо техники». Сейчас это — интернет-площадка, на которой размещается информация об уже проверенных точках ремонта в столице. Она обеспечивает жителей необходимыми сведениями, а еще забором и возвратом техники с помощью курьера.
«Мы пока только формируем список центров-партнеров. Некоторая информация уже появилась на нашем сайте. Сейчас рассматриваем еще 70 заявок. Например, мы проверяем правовой статус организации, чтобы вам было к кому прийти, если будет необходимо. Проверяем, есть ли движение денежных средств. Запрашиваем выписку из налоговой, проверяем, чтобы юридический адрес соответствует фактическому. После смотрим, может ли сервис выполнить ремонт который он заявил. Сейчас стоит понять, что правила игры меняются, пора уходить от чернушной истории. Аналогия — с рынком такси. Сначала там тоже были бомбилы», — объясняет Иван Бутурлин.
В ближайшее время «Чудо техники» планирует выпустить мобильное приложение, а также создать сервис выездного ремонта и обслуживания. С помощью специалиста от уже проверенного центра можно будет переустановить операционную систему или настроить домашнюю сеть.
«Узнать, что центр в списке наших партнеров можно будет даже если вы выбрали сервис без нашей помощи. Партнеров мы планируем отмечать специальным знаком», — рассказал Иван Бутурлин.