Москвичи тоскуют без очередей
Электронные системы записи лишили постоянных клиентов поликлиник возможности пообщаться«Мы практически победили очереди на первичный прием в поликлинику», — заявил руководитель департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. По его словам, медицинским обслуживанием довольны 88 процентов москвичей. МОСЛЕНТА прошлась по учреждениям здравоохранения и поняла, что все не так однозначно.
Раньше бахилы стоили пять рублей, а теперь они доступны каждому — просто лежат в коробочке на ресепшне.
— Помогите, пожалуйста, надеть, а то нога не двигается, — просит мужчина на костылях.
В 67-й поликлинике на Варшавском шоссе действительно нет никакого столпотворения. Кое-где возле кабинетов сидят по два-три человека, но это скорее связано с тем, что люди приходят на прием заранее — обидно ведь опоздать, когда назначено.
Записаться на прием можно на сайтах emias.info или pgu.mos.ru, по телефону, через терминал в фойе или по старинке — в регистратуре. В талоне будет указано точное время приема. «Тут разве что к глазному очередь, а так — нет», — сказала МОСЛЕНТЕ одна из пациенток.
«Внучка рассказывала — только и успеваешь распеленать, запеленать и на выход. Но вроде успевают. А с нами-то какие проблемы? Выписали рецепт на таблетки да и все. Мы сами как врачи уже»
Проблема, на ее взгляд, совсем в другом. «Здесь нет аптеки — нам приходится идти через дорогу, через Варшавское шоссе. Раньше аптека была в соседнем здании, сказали, что капельницу там сделают, а на самом деле ничего не сделали. Администрация это здание заняла — все два этажа. А капельницу я сейчас поеду делать на Павелецкий вокзал», — сказала МОСЛЕНТЕ пожилая женщина.
Один из эффектов реформы здравоохранения — сократившееся время приема. Многих москвичей расстраивает, что врач теперь тратит на пациента не более 15 минут. Но некоторые посетители 67-й поликлиники относятся к этому с пониманием.
«Добросовестный врач проводит с каждым пациентом столько времени, сколько ему необходимо. Но теперь он за это может быть наказан, мол, он непрофессионал, не укладывается в необходимый срок»
«Ну, что тут скажешь, если новорожденным дают десять минут! Внучка рассказывала — только и успеваешь распеленать, запеленать и на выход. Но вроде успевают. А с нами-то какие проблемы? Выписали рецепт на таблетки да и все. Мы сами как врачи уже», — сказала МОСЛЕНТЕ пожилая дама.
А вот пациентка Ирина весьма раздосадована этой новацией. Она даже написала жалобу на один из городских порталов. «Какой горе-статистик установил время приема в 12 минут? — возмущается пациентка. — Эта новая система делает из врачей халтурщиков. Добросовестный врач проводит с каждым пациентом столько времени, сколько ему необходимо. Но теперь он за это может быть наказан, мол, он непрофессионал, не укладывается в необходимый срок».
Вместе с тем очереди, по ее мнению, действительно исчезли: «Немного подождать приходится, но, в принципе, сейчас гораздо спокойнее, агрессии такой нет, все знают, к какому времени подходить».
Тамара Борисовна тоже критикует московское здравоохранение: «Очень мало времени дают на пациента, очень мало: в основном, пишут, а лечить времени нет. Пока она в компьютер залезет, пока рецепт выпишет… Пенсионеры обслуживаются плохо, вообще никак. Однажды врач мне вообще сказала: «Да вы посмотрите на свой возраст! Сколько вам лет!» Меня это поразило, потому что я всегда думала, что врачи — интеллигентные люди».
Тамара Борисовна считает, что с точки зрения техники многое улучшилось, а вот с лечением дела обстоят из рук вон плохо. «Они нас не лечат, а консультируют, как нам жить дальше», — сказала москвичка.
«Направление от терапевта нужно только к невропатологу, кардиологу и хирургу. А глазник, ЛОР — без проблем. Да и дежурный терапевт здесь каждый день»
В 68-й поликлинике народу побольше. Кучки пациентов толкутся у кабинетов на первом, втором и третьем этажах. Пусто только на четвертом — там, где находится лаборатория, процедурные кабинеты и залы лечебной физкультуры.
— Правда ли, что больше нет очередей в поликлиниках?
— Конечно, правда, вы же сами видите, — смеются пациенты.
На лавочке возле кабинета кардиолога сидят человек восемь. Именно такие группы людей в русском языке принято называть очередями.
— К кардиологу всегда много народу. Тем более она сейчас работает одна, вторая на учебе. А так, нет очередей. У всех же талоны по времени. Вся запись идет через терапевта. Я сама тут работала в регистратуре. Приходил пациент, записывался к какому ему нужно специалисту, а теперь только через терапевта, — уверена одна из женщин.
— Ничего подобного, я записывалась через интернет, записаться можно к любому врачу. Я вот недавно записала сестру к эндокринологу. Направление от терапевта нужно только к невропатологу, кардиологу и хирургу. А глазник, ЛОР — без проблем. Да и дежурный терапевт здесь каждый день, — поправила другая пациентка.
Образование очередей люди связывают с тем, что у врачей не хватает установленного времени на прием пациента. «Конечно, люди скапливаются, ведь на одного человека выделяется 15 минут. Но что врач может сделать с пациентом за 15 минут? Вот у меня назначено на 13:45, а сейчас, посмотрите, сколько времени», — пояснил соцработник Илья, которому нужно было забрать лекарства для своего подопечного.
На часах уже пять минут третьего.
«Живут на Татарской, а в поликлинику приезжают сюда. Большинство людей это не устраивает», — недовольно гудела очередь
В закутке у кабинета кардиолога временами начинается шевеление — почти как раньше, когда все очереди были живыми.
— Вам туда не надо! Да я не вам, я девушке!
— Ух, какая энергичная пришла!
— Мужчине тоже в этот кабинет! Он стучался, ему никто не ответил, мы решили, что там никого нет, и он стоял просто так!
— Всех устраивает медицинское обслуживание? — обращаемся к очереди.
Ясного ответа на вопрос получить не удалось.
— Живут на Татарской, а в поликлинику приезжают сюда. Большинство людей это не устраивает, — недовольно гудела очередь.
Все врачи ушли, никого нет, одна молодежь. Я к невропатологу хожу уже к пятому
Наиболее жесткую позицию по отношению к работе поликлиник заняла москвичка возле кабинета невропатолога. По ее словам, талоны в поликлинике были всегда, но раньше врач уделял больше времени пациенту.
«Москвичи довольны поликлиниками? Не просто недовольны, а это вообще безобразие! Особенно у нас. Все врачи ушли, никого нет, одна молодежь. Я к невропатологу хожу уже к пятому. Их всех выгоняют. Зарплаты у них маленькие. Никто ничего не знает, в общем, ужасно, такого никогда не было. А лечусь я здесь сорок лет», — сказала она и заявила, что подавляющее большинство москвичей разделяет ее мнение.
Очереди будут всегда и везде. У нас всегда очередь. Нет, вечером свободно, хорошо, а днем народ стоит. У нас тут один пост, и мы не роботы
медсестра
поликлиника №68
Постепенно люди становились все более настороженными. «Как-то вы не похожи на журналиста»,— сказала МОСЛЕНТЕ девушка и уткнулась в смартфон. «Предъявите удостоверение!», — добавила женщина постарше и тоже отказалась беседовать о судьбах столичной медицины.
«Так, к нам какие претензии? — раздраженно спросили на сестринском посту. — Очереди будут всегда и везде. У нас всегда очередь. Нет, вечером свободно, хорошо, а днем народ стоит. У нас тут один пост, и мы не роботы».
На первом этаже народу больше всего. Вот группа мужчин и женщин неспешно беседует возле одного из кабинетов.
«Нынешнее поколение будет жить при коммунизме...» Порядочный советский человек еще в 1985 году должен был пойти в ЦК партии и спросить: Почему нет коммунизма? В ноябре 1962 года же обещали, на ХХII съезде. Вот надо было подойти и трясти очередного генсека. Элиты, низы, правые, левые. Но жизнь-то сложнее», — вещал мужчина.
«Ради больного врачи вполне могут немного превысить время, отпущенное на прием»
Похоже, именно здесь жил дух старой очереди, той очереди, в которой спорили о бизнесе и политике, решали вопросы справедливого мироустройства и благоустройства двора. МОСЛЕНТА попробовала присоединиться к клубу и выяснить, что же здесь происходит.
— А это не очередь, — пояснили пациенты. — Это мы пришли к нашему дежурному врачу. Запись к нему актуальна только в этот день, когда она пришла принимать. У любого другого врача очереди не будет.
Посетители поликлиники объяснили, что с очередями проблемы возникают лишь тогда, когда люди не могут организоваться и сами себе «теребят нервную систему».
«Этот доктор лечила еще мою свекровь, а свекрови 14 лет как на свете нет»
— Если быть непредвзятым, эта поликлиника очень хорошая. Она сохранила гуманистические традиции. Есть тут специалисты, которые очень тепло и душевно относятся к пациентам, несмотря на то, что на прием у них всего 15 минут. Ради больного врачи вполне могут немного превысить время, отпущенное на прием, — сказал мужчина, рассуждавший о коммунизме.
— Этот доктор лечила еще мою свекровь, а свекрови 14 лет как на свете нет, — рассказала одна из пациенток.
Неудивительно, что ради приема у авторитетного доктора люди готовы немножко подождать.
В группе собрались настоящие патриоты 68-й поликлиники. Тем не менее один из пациентов заметил, что в системе ЕМИАС есть определенные недочеты.
«Бывают технические сбои в системе, — сказал он. — Я, к примеру, сегодня получил напоминание о записи к врачу. Но дело в том, что врач, к которому у меня был назначен прием, переведен в другой режим работы. Он работает как дежурный, и я могу попасть к нему только в порядке живой очереди. Я мог бы прийти еще вчера или позавчера, с таким же успехом, как сегодня».
Живая очередь к дежурному врачу — настоящая находка для тех, кто опоздал на прием по записи или просто хочет душевно пообщаться в узком кругу. Впрочем, терапевты и специалисты, принимающие по записи, по мнению пациентов, также делают свою работу на «отлично».
«Такого, чтобы тебе надо было с врачом посоветоваться, а он сказал: все, мои 15 минут вышли, у нас никогда не было», — гордо заявили пациенты.