«Блинчики — на завтрак, наггетсы с томатным соусом — на "второе"». Как и почему изменилось питание в столичных школах
«Вместо каш — кукурузные хлопья»
С первого сентября 2022 года в школах Москвы обновилось меню. Теперь в него включены такие популярные у детей блюда, как каши с ягодными соусами, омлет с овощами и многое другое. Неожиданно ассортимент школьных столовых стал устраивать практически всех.
«В 2022 году школы и члены родительских комитетов Москвы провели мониторинг блюд школьного меню, — рассказала «Мосленте» ответственная за обеспечение питанием в школе №2120 Оксана Соловьева. — На основании отзывов учеников было сформировано новое цикличное меню, которое появилось в школьных столовых с 1 сентября. Вместо молочных каш на завтрак – кукурузные хлопья с молоком, блинчики, оладьи».
Дополнительно в школьный рацион введены топиннги: джем, варенье, сгущенное молоко. Напиток на выбор – чай или какао на молоке. На обед школьникам по-прежнему дают супы, а также салат-бар, который каждый ученик может собрать из своих любимых ингредиентов. «Чтобы ребята с удовольствием шли на обед, на “второе” бывают наггетсы, а к гарниру добавлен томатный соус, который дети просто обожают», — рассказала Соловьева.
«Преемственность между школьной и домашней едой»
Все эти перемены произошли во многом благодаря анализу результатов опроса о блюдах, пользующихся спросом у детей. Его провели в прошлом учебном году Департамент образования и науки Москвы совместно с городским экспертно-консультативным советом родительской общественности при участии управления Роспотребнадзора по Москве.
«Питание действительно становится лучше, — объясняет «Мосленте» начальник отдела надзора за услугами и товарами для детей и подростков управления Роспотребнадзора по Москве Татьяна Рябенко. — Дети практически ежедневно получают свежие фрукты и овощи. Становится шире практика введения для школьников 5-11 классов блюд по выбору, в том числе с элементами шведского стола. Несомненно, большим подспорьем в улучшении питания стала практика родительского контроля и активное вовлечение родителей в организацию здорового питания их детей и формирование преемственности между школьной и домашней едой. К тому же был расширен ассортимент дополнительного питания. При этом особое внимание уделяется наличию продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами».
«Родители сами смогли попробовать все блюда»
В изменении школьного меню родители действительно сыграли активную роль. Приглашая их в столовую попробовать блюда, которыми кормят детей, отдельные школы делают большой шаг для того, чтобы диалог с семьями состоялся, и его результаты устроили все стороны. Оксана Соловьева рассказывает, как проходила такая дегустация в школе № 2120:
«Мы пригласили в школьную столовую 20 родителей учеников разных классов. Мамы и папы смогли попробовать все блюда из комплексного обеда: овощной суп, борщ, картофельное пюре с рыбной котлетой, гуляш с рисом, салаты и компот. Родители отметили, что такие мероприятия нужны — они помогают взрослым понять, чем питаются их дети в школе, из чего состоит блюдо, какое оно на вкус».
я выбрал вместо рекламы.
На то, что именно работа с родителями является одним из ключевых моментов в организации питания школьников, обращают внимание и в Роспотребнадзоре:
«Меню должно быть востребовано школьниками, — объясняет Татьяна Рябенко. — В этом аспекте постепенно приносит свои плоды работа с родителями, в том числе в рамках реализации санитарно-просветительских программ "Основы здорового питания". Родители начинают понимать значимость здоровой еды в формировании культуры питания ребенка, профилактике нарушений здоровья, обусловленных пищевым фактором. Хочу отметить, что в этом году Роспотребнадзором было подготовлено пособие по организации питания школьников, включающее рецептуры блюд и типовые варианты меню, что существенно упрощает процедуру его разработки».
«Школьники часто не доедали и завтраки, и обеды»
Если вспоминать завтраки и обеды в советские годы, то и тогда организация питания в школах проходила через разные этапы. Любовь Зотова, 30 лет проработавшая шеф-поваром в одной из московских школ Северо-восточного округа, рассказывает, что в середине 1970-х там не было даже столовой. И это при том, что она пришла не в простое учебное заведение, а в известную на всю Москву английскую спецшколу.
«Я пришла работать в школу, которую сама закончила, — вспоминает Любовь Зотова. — Так получилось, что вначале меня оформили там буфетчицей, потому что не было еще столовой. При школе работал буфет, где были только "привозные" обеды. В 1970-х, когда я начинала, очень много было таких школ, "привозных". Потом уже директор сделал все, чтобы построили отдельный корпус столовой, и я приняла ее, как шеф-повар».
С 1980-х большую часть меню готовили в столовых при школах. «Один раз в неделю была каша, и то чаще всего по понедельникам, — продолжает Зотова. — Ведь, чтобы на завтрак подавать котлеты, надо с вечера делать заготовку. Проще было в понедельник прийти и просто заварить кашу. Каждый день меню менялось: то булочка с маком, с чаем и фруктом каким-то, то котлетка могла быть. Если были куры — готовили кур. Каждый день подвали разное, меню за неделю не повторялось. Были люди на высоких постах, которые следили за ГОСТами, за меню, мы этого даже не касались. Мы принимали продукты и готовили».
По воспоминаниям Любви Зотовой, за 30 лет ее работы эти ГОСТы не менялись. И, несмотря на продуманный подход к составлению меню и разнообразное питание, советские школьники часто не доедали и завтраки, и обеды. «Дети были сытые, — вспоминает шеф-повар. — Случалось, что и не доедали порции. Сосиски мне, например, очень нравилось, какие нам привозили. Я и сейчас не могу таких найти. А дети могли откусить и бросить. Наших детей ничем не удивишь».
«Показатель несъедаемости»
Изменения школьного меню, произошедшие в этом году, во многом произошли именно в результате анализа информации о том, какие блюда не доедают современные дети.
«Те или иные изменения, по сути, характерны для каждого нового учебного года, — объясняет Татьяна Рябенко. — Говорить, что ранее меню было плохим, некорректно. Отмечу, что постоянная оценка показателя несъедаемости во многом помогла усовершенствовать школьный рацион. По блюдам, имеющим наибольшие значения коэффициента несъедаемости, отрабатывается технология приготовления или, если это требуется, оперативно проводится коррекция меню. То есть, активно реализуются меры, направленные на решение проблем, возникающих в питании, а также на формирование не только здорового, но и вкусного меню».