18 июля, 00:01
5 мин.

«Князю Пожарскому мы сделали трепанацию». С чем пришлось столкнуться реставраторам знаменитого столичного памятника

Памятник Минину и Пожарскому, торжественно открытый Александром I на Красной площади в 1818 году, переживает сейчас самую серьезную реставрацию за всю свою историю. На днях завершился ее основной этап, длившийся полтора года. Как проходит ремонт главного символа народного единства? Зачем одной из фигур пришлось делать «трепанацию черепа»? Правда ли, что внутрь памятника ведет специальный люк? Обо всем этом «Мосленте» рассказал главный архитектор проектов реставрационной мастерской «Наследие-Проект» Алексей Жданов.
«Князю Пожарскому мы сделали трепанацию». С чем пришлось столкнуться реставраторам знаменитого столичного памятника
Фото: Предоставлено Государственным историческим музеем

«Хуже всего дело обстояло с головой…»

Памятник Минину и Пожарскому ремонтировался много раз. Поэтому вся его поверхность оказалась покрытой разнообразными материалами, использовавшимися при заделке трещин и других дефектов: эпоксидной смолой, свинцом, покраской, шпаклевкой, были видны следы холодной сварки. Нам пришлось их устранять шпильками, сваркой, вставками, которые изготовлялись из меди или латуни, в зависимости от сложности формы…

«Князю Пожарскому мы сделали трепанацию». С чем пришлось столкнуться реставраторам знаменитого столичного памятника

Фото: Предоставлено Государственным историческим музеем

Но хуже всего дело обстояло с головой князя Пожарского. Ему нам пришлось делать «трепанацию черепа».

Зачем? В нижней части его прически, на участке 15 на 15 сантиметров, поверхность металла оказалась как пемза, со сквозными отверстиями. Мы стали мудрить: как это заделать? И поняли: сплав настолько рыхлый, что проще фрагмент с ним вырезать, вылепить из пластилина, отформовать, отлить из медного сплава и сделать вставку. И ее, и новую наушину для шлема, и балки усиления изготавливали в литейном цехе в Химках.

Главный архитектор проектов реставрационной мастерской «Наследие-Проект» Алексей Жданов.

Главный архитектор проектов реставрационной мастерской «Наследие-Проект» Алексей Жданов.

Фото: Новодережкин Антон / ТАСС

«Работали по старым дефектам»

Дефекты на памятнике были в основном скрытого типа. Когда в XIX веке изготавливали скульптуру, после отливки ее приводили в презентабельный вид. И основные элементы, которые зрители обозревают снизу, были доведены до хорошего состояния. Оставшиеся дефекты носят скрытый характер: в складках плаща, в волосах, в бороде, на основании — плинте. Зрители снизу этого не видят.

Мы продолжали работу, начатую в XIX веке. Не изымали старые вставки, они сохранены, а работали по тем дефектам, которые авторы не успели устранить в 1816 году.

Плюс на поверхности скульптуры были дефекты в виде раковин, образующиеся при отливке из-за пузырей газа и имеющие вспененную фактуру.

Красная площадь в Москве. Литография 1840 года. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.

Красная площадь в Москве. Литография 1840 года. Из фондов Государственного исторического музея в Москве.

Изображение: РИА Новости

«Это была неоформленная дыра»

За фигурами Минина и Пожарского на постаменте стоит шлем. Мало кто знает, что рядом с ним на довольно большом участке был дефект литья. И это очень крупное технологическое отверстие использовалось, чтобы при проведении работ проникать внутрь памятника и постамента. Никакого люка! Это была просто неоформленная дыра. И нам ее надо было как-то облагородить, превратить в организованное отверстие. В предыдущие реставрации эти работы начинались, но почему-то не выполнялись. Мы же эту проблему решили, сделав вставку с овальным отверстием. Сделано это было, чтобы внутри не скапливалась вода.

Празднование 71-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Военный парад на Красной площади в Москве.

Празднование 71-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. Военный парад на Красной площади в Москве.

Фото: Виталий Савельев / РИА Новости

Павильон у нас под видеоохраной, поэтому никаких «чудес» за время реставрационных работ не случалось. А так, на Красной площади разное случается. Например, в августе 2001 года очень активный турист решил забраться на памятник Минину и Пожарскому и, когда лез по постаменту, обращенному в сторону Покровского собора, с него опрокинулся барельеф. Пострадали и турист, и барельеф. Дефекты литья при падении вскрылись, металл деформировался и покрылся трещинами. В 2005-2007 годы шла реставрация этого барельефа, после которой он был установлен обратно на постамент. Шесть лет памятник простоял без него. А все из-за того, что кто-то решил снять фото века.

Павильон, в котором проходит реставрация знаменитого памятника.

Павильон, в котором проходит реставрация знаменитого памятника.

Фото: Новодережкин Антон / ТАСС

«Перевозить его нельзя»

Проектирование работ по этому памятнику мы начали в 2018 году. Проектную документацию согласовали в июле 2020-го…

Мы провели большой комплекс научно-исследовательских работ. Например, выясняли, из чего изготовлен этот памятник. Кто-то говорил, что это бронза, кто-то, что латунь. Мы же договорились, что будем называть этот материал медным сплавом.

Один из основных вопросов был: как выполнять работы? Исследуя памятник, мы сделали заключение, что перевозить его нельзя, хотя на более ранних проектах реставрации было предложение демонтировать его краном и вывезти в мастерскую…

Мы предложили заказчику работ, Государственному историческому музею, построить мастерскую прямо на Красной площади, перед Покровским собором, а все работы выполнять внутри этого павильона. И это удалось осуществить, проект прошел все согласования, и над памятником построили павильон с краном.

Заделали продольные трещины

Надо понимать, что мы не стараемся сделать памятник, как новый. У него есть своя история и дефекты, с которыми надо смириться. Что-то мы устранить можем, что-то нет. Надо привести скульптуру в состояние, когда она может и дальше выставляться без аварийных ситуаций.

Так что вся наша работа направлена на то, чтобы устранить причины деформации, аварийность. Изъять остатки металлокаркаса из кованной стали, формовочной массы — здесь это смесь кирпичной крошки с алибастром. После изготовления памятника процентов 80 его заполнения было изъято, но что-то достать не успели, так и оставили, из-за чего в свое время случился разрыв внешней оболочки скульптуры.

Из полостей сидящего князя Пожарского и стоячей ростовой фигуры Кузьмы Минина мы извлекли порядка 500 килограммов формовочной массы.

Из князя доставать ее было проще, потому что там не было закрытых участков. А вот фигура Минина снизу запаяна. Кроме того, выяснилось, что внутри нее есть «перепонки», которые, как в подводной лодке, делят ее на отсеки. В итоге нам пришлось сделать некоторое количество технологических отверстий.

Изготовили наушину в бронзе

Закончены работы по реставрации барельефов. Они уже установлены. На прошлой неделе мы установили скульптурную композицию на постамент. Что осталось? Например, продолжить работы по нанесению защитно-декоративного покрытия, заделывать швы. Продолжится реставрация каменного постамента и установка на место букв памятной надписи.

Где-то в 2010-х годах была утрачена наушина — боковая часть шлема, закрепленного на скамейке князя Пожарского. Сохранились исторические фотографии разного времени, благодаря которым получилось заново воссоздать этот элемент шлема. Мы изготовили его в бронзе, запатинировали и установим в момент окончательного монтажа всех элементов памятника после того, как снимем павильон.

Вскоре мы приступим к демонтажу павильона и его фундамента. Эти работы займут около месяца. А дальше займемся реставрацией элементов отмостки и работами по благоустройству территории памятника. Мы же демонтировали часть мощения у Покровского собора. Теперь вернем его на место. Надо успеть в срок: 4 ноября запланировано торжественное возложение цветов к монументу.

Партнерские материалы