Что выловил «Невод»
Корреспондент МОСЛЕНТЫ участвовал в грандиозной облаве ГИБДД в ночь на субботуГИБДД совместно с ОМОН устроили в ночь на субботу грандиозный рейд. На улицах были почти все сотрудники службы, которые ловили неаккуратных, слишком резвых и пьяных водителей. Кроме того, останавливали машины в плохом техническом состоянии, заглядывали в багажник и изымали незаконное оружие. МОСЛЕНТА внимательно наблюдала за рейдом и помогала ловить нарушителей.
Ночная улица, поток автомобилей уже спадает, пятница переходит в субботу. На обочине инспекторы ГИБДД один за другим тормозят проезжающие автомобили. Рядом с ними стоит полицейский в бронежилете с автоматом и внимательно смотрит на каждую машину. В ночь с 21 на 22 августа такую картину можно было наблюдать по всей столице. В Москве проходила профилактическая операция «Невод». Корреспондент МОСЛЕНТЫ присоединился к экипажу ДПС в Юго-Восточном административном округе.
После развода и инструктажа экипажи разъезжаются по точкам в округе. В эту ночь были задействованы практически все сотрудники ДПС. Только в ЮВАО на дороги выехали около 150 инспекторов. Это в два с половиной раза больше, чем обычно. С ними работают сотрудники отдельной роты патрульно-постовой службы. В случае чего, они должны обеспечить безопасность сотрудников ГИБДД.
Кто в здравом уме станет подрезать экипаж ДПС?
Еще не успел экипаж доехать до первой точки на пересечении МКАД и Волгоградки, как его подрезала серебристая Kia Rio. Удивленные полицейские включили мигалку и через громкоговоритель приказали съехать на обочину. Водитель, мужчина в годах, стал объяснять, что подрезал случайно, просто неаккуратно перестроился. Сомнений в искренности его слов ни у кого не было. Действительно, кто в здравом уме станет подрезать экипаж ДПС? Тем не менее, данные водителя вбили в планшет и проверили по базе. Неоплаченных штрафов у него не оказалось, поэтому мужчину отпустили после профилактической беседы.
Агрессивная манера вождения — один из пунктов, на который обращают внимания инспекторы. Как сообщил заместитель командира роты ДПС УВД по Юго-Восточному округу города Москвы Алексей Карпов, оперативно-профилактическая операция «Невод» направлена на выявление и пресечение преступлений, связанных с использованием транспортных средств. Если сказать проще, то это профилактическая «встряска» столичных водителей. В эту ночь трудно было проехать по Москве и не быть остановленным для проверки.
Выглядит это так. Один или два экипажа останавливаются на обочине, все сотрудники выходят на дорогу и начинают «тормозить» машины одну за другой. Обращают внимание на все: пристегнут ли ремень, есть ли страховка, в порядке ли документы и, конечно же, в порядке ли водитель. На Братиславской улице, например, в «Невод» попался молодой человек на Nissan Note. Его остановили для проверки документов, но у «гаишников» возникло подозрение, что водитель нетрезв. Пассажир вообще повел себя крайне странно. Начал хохотать на камеру, показывать пустую пивную бутылку. В общем, никак не помогал своему товарищу.
Выпивший человек изо всех сил старается казаться «нормальным» и часто переигрывает. Бывает либо излишне разговорчивый, либо наоборот агрессивный. Начинает цепляться к сотруднику, указывать на нарушение процедуры
Алексей Карпов
заместитель командира роты ДПС УВД по Юго-Восточному округу города Москвы
Экспресс-тест на алкоголь сделали тут же. Парень не стал отказываться от проверки и дунул в трубку. Правда, сделал это как-то вяло, половина воздуха мимо. Прибор показал 0,15 промилле, а для предъявления претензий этого не достаточно. По правилам, содержание спирта в крови не должно превышать 0,16 промилле. Его повезли на медицинское освидетельствование в наркологический диспансер. Судя по всему молодой человек выпил немного пива, а тут облава так некстати. Пока ехали в наркологичку, алкоголь еще выветрился, и на повторном тесте показания были еще ниже. В итоге, его довезли обратно до автомобиля и сделали устное внушение.
«Первый и основной признак алкогольного опьянения у водителей — это запах, — говорит Алексей Карпов, заместитель командира роты ДПС УВД по Юго-Восточному округу города Москвы. — В первую очередь запах из салона, потом смотрим на поведение водителя. Как он говорит. Выпивший человек изо всех сил старается казаться «нормальным» и часто переигрывает. Бывает либо излишне разговорчивый, либо наоборот агрессивный. Начинает цепляться к сотруднику, указывать на нарушение процедуры». При этом Алексей Александрович заметил, что количество пойманных пьяных водителей не зависит от дня недели.
После истории с хмельным водителем Nissan Note к экипажу присоединились два сотрудника мотобата ДПС. Обычно они не патрулируют по ночам, но сегодня особенный день, задействовали всех. Следующая точка — небольшой перекресток в пяти минутах езды от станции метро «Братиславская». Полицейские в четыре жезла стали тормозить проезжающие автомобили, практически прекратив и без того слабый трафик. Один не пристегнут, у второго страховка просрочена, остальных отпускают после быстрой проверки. Некоторых выборочно пробивают по базе через планшет в машине ДПС.
Во время таких операций останавливают всех, включая такси и маршрутки. Так, во время остановки таксомотора, с заднего сидения вышел не твердо стоящий на ногах мужчина с закрытой бутылкой водки в руках. Следующие полчаса он развлекал инспекторов и заскучавших было журналистов. Донимал полицейских, что они не так ему представились, потом долго объяснял им свое право стоять где угодно, потому что это свободная страна. Пришлось даже для устрашения вызвать наряд ППС. Но к моменту их приезда гражданин уже поостыл, отошел на тротуар и даже пообещал быть острожным. Забирать в отделение не стали, пожелав ему хорошо добраться до дома.
«Должна быть «чуйка», — говорит старший инспектор ДПС Александр Румянцев, — У нас есть сотрудник, который может час простоять на посту не шелохнувшись. Потом поднимает жезл, тормозит машину, а там пьяный. Еще через двадцать минут еще один автомобиль — водитель без прав. Два из двух — стопроцентная эффективность. Другие тормозят машины «на просев» одну за одной. Это работа не на качество, а на количество. Так из двадцати остановленных автомобилей один будет с нарушением».
Инспекторы говорят, что «проблемного» водителя можно определить по автомобилю. Если он не следит за собой и своими документами, то у него обычно и машина такая. Может фара не гореть, или вмятина не исправленная. К таким автомобилям всегда повышенное внимание. Стиль вождения тоже выдает. Резкие перестроения и ускорения, слишком медленная езда — все это повод для того, чтобы остановить машину и проверить водителя.
«Когда мы останавливаем автомобиль, то один инспектор страхует другого — продолжает старший лейтенант Александр Румянцев. — Пока я проверяю документы и разговариваю с водителем, мой напарник стоит на некотором расстоянии и выступает в роли второй пары глаз. Обходит автомобиль, осматривает его, нет ли подозрительных предметов внутри, и, конечно, страхует меня. Сам я тоже должен быть внимательным. Случаи всякие бывают, и у каждого инспектора обязательно с собой табельное оружие».
Каждый день перед тем как заступить на пост, все сотрудники проходят инструктаж, во время которого описывают поведение водителей в стандартных и нестандартных ситуациях. Если водитель настроен агрессивно, то инспектору в первую очередь надо дистанцироваться от него. Полутора-двух метров достаточно, чтобы тот не мог нанести удар. В этом случае для инспектора даже удобнее, если водитель не выходит из машины. Зона безопасности увеличивается.
Случаи всякие бывают, и у каждого инспектора обязательно с собой табельное оружие
Поступил сигнал, что где-то недалеко ездит предположительно пьяный водитель. Все прыгнули по машинам, включили мигалки, и началась гонка по району. Несколько красных светофоров, проезд во дворы, обратно на дорогу, раза три возвращались на круг возле «Братиславской», проехали около ночного клуба. Подозрительной машины нигде нет. А меж тем, время уже перевалило за три ночи. Пора по домам: в четыре часа окончание операции и предварительные итоги.
Всего в ходе операции «Невод» в ЮВАО было досмотрено 755 транспортных средств, в том числе 35 — с иностранными номерами. Было составлено 113 административных протоколов за управление автомобилем в несоответствующем техническом состоянии, в том числе 43 — за превышение уровня тонировки. Остановили 26 нарушителей, проехавших на красный сигнал светофора, и шесть — за выезд на встречку. Поймали пять водителей в состоянии алкогольного опьянения, и столько же управляли автомобилем без документов.
Будни дорожной полиции имеют мало общего с голливудскими фильмами. В основном это монотонная работа. Задача сотрудников ДПС не усложнить жизнь автомобилистам, а дисциплинировать их, сделать дорожное движение более предсказуемым и безопасным. И операция «Невод» — часть такой работы.