Опубликовано 19 мая 2015, 13:21

К двум миллионам активных

Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова — о будущем сервиса «Активный гражданин»
Московское приложение «Активный гражданин» отмечает год с момента запуска. Городские власти сервисом «Активный гражданин» довольны: теперь горожане сами решают, что хотят видеть в собственном дворе, какая именно форма фонарей украсит город и в каком виде оставлять отзывы на работу врачей. Но в мэрии признают, что не все вопросы готовы отдать на откуп граждан. О будущем сервиса рассказала вице-мэр Москвы Анастасия Ракова.
К двум миллионам активных
Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Московское приложение «Активный гражданин» отмечает год с момента запуска. Городские власти сервисом довольны: теперь горожане сами решают, что хотят видеть в собственном дворе, какая именно форма фонарей украсит город и в каком виде оставлять отзывы на работу врачей. Но в мэрии признают, что не все вопросы готовы отдать на откуп граждан. О будущем сервиса рассказала вице-мэр Москвы Анастасия Ракова.

«Весь следующий год мы посвятим тому, чтобы более зрелую аудиторию привлечь в проект», — говорит Ракова. Сейчас 80 процентов пользователей системы — люди молодого и среднего возраста, от 18 до 45 лет. Также в планах — увеличение количества локальных голосований, которые пользуются у москвичей особой популярностью.

####От подростков до бабушек

Власти готовы искать подход к каждому москвичу. Выпускникам предлагают выбрать музыкальные группы, выступления которых будут сопровождать школьный бал. Для зрелой аудитории установят инфоматы «Активного гражданина» в центрах госуслуг и соцзащиты, чтобы научить всех пользоваться сервисом.

А объединяющей для той и другой группы станет взаимовыручка: уже с мая можно участвовать в голосовании несколько раз с одного телефона. «То есть я смогу прочитать своей бабушке вопрос, а она скажет, как хочет проголосовать», — объясняет Ракова.

####Соцсети, выборы и два миллиона активных

Отметку в миллион пользователей «Активный гражданин» перевалил в начале марта, то есть менее чем за год (приложение было запущено в мае 2014). Темпами власти довольны, но прогнозировать динамику роста не решаются. «Не могу строить прогнозы, что в следующем году будет два миллиона, но мы будем стараться сделать инструмент доступным», — говорит Анастасия Ракова.

Например, город готов рассмотреть возможность интеграции «Гражданина» с соцсетями, но только если от этого действительно будет польза. Впрочем, АГ не хуже некоторых соцсетей — входит в топ-50 социальных приложений мира наравне с ВКонтактом, Facebook, Viber, Skype, не без гордости рассказывает Ракова.

Готовы власти и героизировать самых активных: пока затрудняются поименно назвать тех, кто чаще всего жмет «проголосовать» в приложении. «Это наша ошибка, мы обязательно этим займемся!» — реагирует Ракова на соответствующее предложение журналистов.

Но вот как политический инструмент сервис Ракова не рассматривает: «затачивать» под выборы «Гражданина» не собираются.

К двум миллионам активных

© страница сообщества Активный гражданин в Facebook

####Парковка против детской площадки

Наибольшую активность у москвичей вызывают локальные опросы. Горожане хотят сами решать, что будет в их дворе и какой именно вид кустарников высадят у них под окнами.

Результат опроса об озеленении города властям нравится: достучаться удалось до каждого горожанина. Решение высадить деревья принималось, если от дома участвовало минимум 30 жителей, поэтому горожане сами агитировали соседей голосовать в приложении. «Заказать» орхидею, впрочем, не вышло: на голосование выносили перечень деревьев, выживаемость которых в московских реалиях у специалистов не вызывала сомнений.

С облагораживанием дворов вариантов больше. «Что в каком конкретном дворе делать — мы будем решать вместе с москвичами. Где-то нужна детская площадка, в другом месте хотят тихий двор с лавочками, а в третьем голосуют за то, чтобы закатать все в асфальт и сделать парковку», — говорит Анастасия Ракова, называя действия мэрии в таком случае «реализацией потребительских предпочтений москвичей».

Увеличение именно таких локальных опросов — в планах городских властей. Уже этим летом горожанам предстоит решить с помощью «Активного гражданина», в какой цвет перекрасить набившие всем оскомину желто-зеленые бордюры. «Нас упрекали, что мы не выносим на голосование покраску бордюров», — признается вице-мэр и обещает, что уже в следующем году их перекрасят именно так, как решат сами жители. В этом — не успевают, краска уже закуплена.

####За непопулярное не голосуют

И все же остаются вопросы, которые городские власти не готовы отдать на решение горожанам. «Есть вопросы, у которых просто нет альтернативного решения. Есть сложные и непопулярные решения. Их мы выносить не будем, потому что ответ и так понятен», — признает Ракова.

Не появится в ближайшее время в «Активном гражданине» и возможность инициировать вопрос, особенно в той части, что касается жалоб. В городе считают, что для этого есть другие инструменты, дублировать которые не нужно, например — сервис «Наш город».

###Cамые интересные факты об итогах первого года работы

Миллионный пользователь. В системе электронных референдумов «Активный гражданин» сегодня зарегистрированы 1 079 643 пользователей. Миллионным пользователем 6 марта этого года стала студентка Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Анастасия Маковей. Еженедельно в проекте регистрируется около 10 тысяч человек, более 120 тысяч человек ежедневно заходят в приложение.

Более 500 голосований. За год на ag.mos.ru было проведено 580 голосований, по итогам которых реализовано более 250 решений. В каждом опросе приняли участие более 270 тысяч человек. Рекордное количество — более 300 тысяч человек — приняли участие в голосовании по алкоэнергетикам, большинство высказались против. Всего за год было высказано более 25 миллионов мнений.

Молодые родители. В проекте участвует преимущественно молодые родители: 80 процентов зарегистрированных — москвичи от 18 до 44 лет, 39 процентов — от 25 до 34 лет, 58 процентов зарегистрированных — женщины, 52 процента участников имеют детей.

К двум миллионам активных

© Скриншот www.ag.mos.ru

Результаты на практике. По итогам проведенных голосований и принятых на их основе решений в Москве введено девять новых автобусных маршрутов (из них три — ночных), появилось более 180 спортивных секций и творческих кружков. Почти в 1000 дворов были посажены 140 тысяч деревьев и кустарников (причем тех видов, которые выбрали сами жители), в московских парках были оборудованы велодорожки общей протяженностью десять километров, принято решение о введении видеонаблюдения в детских садах. Введено смс-информирование о готовности документов, предварительная запись и оценка качества работы в центрах госуслуг «Мои документы». По итогам голосования заработал в январе 2015 года портал правительства Москвы «Найди меня»: findme. mos.ru — база данных неопознанных пациентов. Определен перечень улиц и средств их благоустройства для первого этапа реализации программы «Моя улица», выбран дизайн новых станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино» и цвет для обозначения Кожуховской ветки метро — розовый.

Итоги голосования учитываются при принятии решений городскими властями: запрет на продажу алкоэнергетиков поддержало большинство проголосовавших — 80 процентов, а вот ограничение скоростного режима в центре Москвы до 40 км/ч не прошло — 53,3 процента голосовавших высказались против.

К двум миллионам активных

© Скриншот www.ag.mos.ru

Поощрения. Система поощрений участия в голосованиях выстроена следующим образом: набрав 1000 баллов, участник получает статус «Активный гражданин», после чего может выбирать, на какие подарки обменять накопленные баллы: на оплату парковочных часов, проездные в метро, билеты в театр или сувениры. Тратить баллы участники программы не спешат, израсходовано пока 8 процентов, в основном на оплату парковки (55,5 процента).

Где больше всего «Активных горожан». Наиболее активно регистрируются в программе и голосуют жители ЮАО. При этом дом, в котором проживает наибольшее количество пользователей проекта — 209 активных горожан, находится на северо-западе Москвы по адресу: Коровинское шоссе, 14, корп. 1

Как все начиналось. Проект начался с инициативы Сергея Собянина: сначала в качестве способа общения с жителями была выбрана электронная почта. Все начиналось с поздравлений с Новым годом, а затем мэр стал задавать вопросы по поводу переименования ВВЦ в ВДНХ и готовности горожан напрямую участвовать в жизни города. Отклик оказался очень высоким: 90 процентов опрошенных подтвердили, что готовы к более активному участию в жизни города.

Аналоги программы в других странах. Аналогичные открытые системы совместного принятия решений городских властей и жителей существуют в разных странах, но прямых аналогов программы «Активный гражданин» нет. Похожее решение использовалось в Лондоне, чтобы мотивировать людей не пользоваться общественным транспортом в час пик. За изменение графика перемещений по городу и поездки в часы, когда транспортная сеть менее загружена, люди получали бонусы. Похожий метод применял один из экологических проектов в Австралии. Но примеров, когда глава мегаполиса выходил бы на прямой диалог с жителями, в мировой практике пока не существует.

Ольга Доронина, Олег Матвеев