Опубликовано 06 мая 2015, 12:25

Плата за солнце

В Москве на разгон облаков в День 70-летия Победы выделено 430 миллионов рублей
9 Мая в Москве всегда бывает хорошая погода. Ежегодно столичные власти тратят миллионы рублей для того, чтобы День Победы не омрачался тучами или дождем. В этом году, по данным заммэра по вопросам ЖКХ Петра Бирюкова, на разгон облаков выделено 430 миллионов рублей. Как сообщил главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев, десять самолетов уже готовы к выполнению этой задачи.
Плата за солнце
Валерий Шарифулин / ТАСС

9 Мая в Москве всегда бывает хорошая погода. Ежегодно столичные власти тратят миллионы рублей для того, чтобы День Победы не омрачался тучами или дождем. В этом году, по данным заммэра по вопросам ЖКХ Петра Бирюкова, на разгон облаков выделено 430 миллионов рублей. Как сообщил главком ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев, десять самолетов уже готовы к выполнению этой задачи.

МОСЛЕНТА выяснила, насколько метеозащита влияет на экологию города и здоровье горожан.

Российская служба по разгону облаков считается одной из лучших в мире. Первые попытки улучшения погоды при помощи специальных реактивных самолетов Ту-16 «Циклон» совершались советскими метеорологами еще в 1970-е годы. Однако по-настоящему широко эта технология стала применяться в городе при бывшем мэре Москвы Юрии Лужкове. В 1995 году в преддверии масштабного празднования 50-летия Победы облака разгоняли в столице впервые. С тех пор погоду улучшают минимум дважды в год — 9 Мая и в День Города.

В 2011 году на разгон облаков перед 9 мая было выделено около 150 миллионов рублей, в 2012 году — 192 миллиона, в 2013 году — менее 180 миллионов, в 2014 году — чуть более 180 миллионов, в 2015 — 430 миллионов рублей.

В 2009 году Лужков даже предложил разгонять снежные облака зимой, чтобы ограничить количество снега в городе. Однако эта идея не была реализована.

В настоящее время за улучшение погоды в Москве отвечает специальный отдел активных воздействий Росгидромета. Для разгона туч используются реагенты на основе йодистого серебра, сухого льда и цементной пыли.

«Сам механизм физико-химического воздействия основан на вбросе неких аэрозолей, которые являются конденсатом водяного пара. Благодаря этим безвредным веществам происходит искусственное удаление пара из облака в виде капель», — пояснил МОСЛЕНТЕ сотрудник отдела физики высоких слоев атмосферы центральной аэрологической обсерватории Росгидромета Владимир Юшков.

По его словам, этот процесс совершенно не влияет на самочувствие людей, «поскольку при разгоне облаков оказывается воздействие только на циркуляцию воздуха, а атмосферное давление при этом никак не меняется».

Россия. Московская область. 8 мая 2012. Самолет ВВС РФ во время  взлета с реагентами на борту, предназначенными для разгона облаков в целях обеспечения благоприятных погодных условий в столице во время празднования Дня Победы.

Россия. Московская область. 8 мая 2012. Самолет ВВС РФ во время взлета с реагентами на борту, предназначенными для разгона облаков в целях обеспечения благоприятных погодных условий в столице во время празднования Дня Победы.

© Валерий Шарифулин / ТАСС

Как признал сопредседатель Союза общественных экологических организаций Андрей Фролов, «вреда для здоровья людей или экологии в разгоне облаков действительно никакого нет». Вместе с тем, обеспокоенность эколога вызывает дороговизна этой технологии. «В каждом конкретном случае необходимо внимательнее относиться к тому, стоит ли тратить такие деньги на солнечную погоду, или лучше их направить на улучшение непростой экологической ситуации в городе», — уверен эксперт.

Так, по данным открытых источников, в 2011 году на разгон облаков перед 9 Мая было выделено около 150 миллионов рублей, в 2012 году — 192 миллиона, в 2013 году — менее 180 миллионов, в 2014 году — чуть более 180 миллионов. В этом году город готов потратить на это рекордные 430 миллионов рублей.

Как пояснил Юшков, дороговизна разгона облаков связана с использованием авиации. Воздушных судов должно быть несколько. В департаменте ЖКХ сообщили, что в этом году будут задействованы самолеты Ан (модели 26, 28,30, 32 и 72), Су-30, Ил-18 и М-101.

Вместе с тем основное беспокойство горожан вызывают не столько вред или дороговизна этой технологии, сколько дожди, которые, как правило, идут во время разгона туч в Подмосковье, а иногда и в некоторых районах города. «Выпадение осадков на территориях в 50-150 километрах от Москвы неминуемо, когда разгоняют облака. Понятно, что это не нравится горожанам, уезжающим от праздничной городской суеты на дачу в теплые майские деньки», — отметил Фролов.

По данным метеорологов, избежать разгона облаков в этом году вряд ли удастся. Как сообщил ранее МОСЛЕНТЕ ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец, к субботе, 9 мая, погода постепенно испортится, вернутся облачность и дожди.