Опубликовано 24 января 2016, 00:01

Почему пропадали цыганские актрисы

О театре на месте «Яра», несчастной любви и таборе в центре Москвы
85-летний юбилей отмечает московский театр «Ромэн». Это единственный в мире цыганский храм Мельпомены. МОСЛЕНТА рассказывает об истории театра, памятных спектаклях, известных режиссерах и исполнителях. Речь пойдет и о том, где сегодня можно познакомиться с искусством этого древнего народа.
Почему пропадали цыганские актрисы
Ольга Кузнецова

85-летний юбилей отмечает московский цыганский театр «Ромэн». МОСЛЕНТА рассказывает об истории театра, памятных спектаклях, известных режиссерах и исполнителях. Речь пойдет и о том, где сегодня можно познакомиться с искусством этого древнего народа.

Первую театральную труппу в конце XIX века создал руководитель цыганского хора Николай Шишкин. Она вышла на сцену в оперетте «Цыганские песни в лицах». Было это 130 лет назад — в 1886 году.

После Октябрьской революции цыганские хоры появились в театрах, концертных залах и на эстрадах. Однако в конце 20-х годов они фактически оказались под запретом. Цыгане выступали лишь в провинциальных клубах и недорогих ресторанах.

Но пришло время, когда советская власть взяла курс на поддержку культуры коренных и малочисленных народов. Эта политика затронула и цыган — открылись национальные школы, детские сады, кружки по ликвидации безграмотности, педагогический институт. Были изданы цыганская грамматика и буквари, выходили книги, журналы. Появился и полноценный цыганский театр.

«Тройка мчится быстро к «Яру»

Идею создания цыганского театра поддержал нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский. А все началось со студии «Индо-ромэн», которая открылась 24 января 1931 года.

16 декабря зрители увидели музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах» — о сложном переходе цыган от кочевой к социалистической оседлой жизни. После премьеры студия была переименована в цыганский театр «Ромэн».

С конца 60-х годов театр находится в здании на Ленинградском проспекте, где располагается отель «Советский». Здесь в далеком прошлом был ресторан «Яръ». И это символично — заведение считалось центром цыганской культуры в Москве — в нем выступали известные национальные хоры и блестящие солисты.

Театр находится на месте ресторана «Яръ», куда в позапрошлом веке московские кутилы ездили к цыганам

Театр находится на месте ресторана «Яръ», куда в позапрошлом веке московские кутилы ездили к цыганам

© Валерия Попова / Фотобанк Лори

Как пелось в известной песне:

«Тройка мчится быстро к «Яру».
Сердце рвется на простор,
Чтоб забыться под гитару,
Услыхать цыганский хор».

Первое время спектакли театра шли на цыганском языке. В конце тридцатых годов в обиход вошел русский. Это произошло во многом потому, что в «Ромэн» пришел известный артист и режиссер, звезда МХАТа Михаил Яншин. Этот человек был не только талантлив, но и потрясающе энергичен. Он успевал и играть на родной сцене, и руководить «Ромэном», и заниматься делами еще одного московского театра — ЦК профсоюза рабочих мебельной и музыкальной промышленности СССР. Вот такая экзотика. Хотя в это время подобный факт не вызывал удивления.

Магия Ляли Черной

Среди зрителей были и футболисты московского «Спартака»

Приход в «Ромэн» Яншина отчасти был связан с тем, что он был женат на приме театра — блистательной Надежде Киселевой, которую с легкой руки одного из ее почитателей прозвали Лялей Черной. Нынешний художественный руководитель Николай Сличенко говорил, что эта женщина напоминала ему красивую птицу в полете. Некоторые зрители, вероятно, помнят Лялю Черную по фильму режиссера Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», там она играла старую цыганку.

Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин

Народный артист СССР Михаил Михайлович Яншин

© Фред Гринберг / РИА Новости

Благодаря Яншину репертуар цыганского театра пополнился русскими и зарубежными классическими произведениями. Он поставил спектакли «Цыгане» Александра Пушкина, «Макар Чудра» Максима Горького, две пьесы Федерико Гарсиа Лорки — «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница».

Яншин не только ставил спектакли, но и устраивал концерты, творческие вечера, вел лекции по истории театра, приглашал звезд — Василия Качалова, Ольгу Книппер-Чехову, Ивана Москвина, Михаила Тарханова. Илья Эренбург читал в «Ромэне» свои рассказы, Надежда Обухова пела старинные цыганские романсы. «Ромэн» был на слуху у московской интеллигенции, которая с удовольствием заполняла зал.

Артисты Игорь Крикунов в роли Пушкина (сидит) и Валентина Вишневская в роли Земфиры в спектакле «Здравствуй, Пушкин!»

Артисты Игорь Крикунов в роли Пушкина (сидит) и Валентина Вишневская в роли Земфиры в спектакле «Здравствуй, Пушкин!»

© Борис Бабанов / РИА Новости

Среди зрителей были и футболисты московского «Спартака». Дело в том, что Ольга Кононова — одна из сестер Кононовых, известных в то время исполнительниц «Ромэна» — была замужем за одним из основателей клуба Андреем Старостиным. Кроме того, Яншин был преданным поклонником «Спартака». Поэтому игроки столичного клуба с полным правом считали цыганский театр своим.

В комнате Черной и Яншина в доме на углу Пушкинской площади иной раз шумел целый табор. Пели, танцевали и веселились не только артисты «Ромэна», но и их коллеги из МХАТа и других театров, которые высоко ценили цыганское искусство.

«Вечерами здесь собирались артисты и художники. Читал что-то Борис Ливанов, Яншин пел свой любимый романс, — вспоминал Старостин. — Он так нежно пел, так смотрел на молодую жену, и такой влюбленный взгляд шел ему в ответ, что думалось, будто роман написан о них. Яншин млел, да и мы все млели».

Чуть ли не после каждых зарубежных гастролей театр терял одну из актрис. Ничего плохого с ними не происходило, просто они всякий раз очаровывали состоятельных иностранцев и выходили за них замуж

Увы, этот роман вскоре прервался. В 1942 году Лялю Черную «отбил» у Яншина его коллега из МХАТа и тоже звезда — Николай Хмелев. Но их любовь оказалась несчастной. Спустя три года артист скоропостижно скончался. Это случилось прямо на генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» Алексея Толстого. Хмелев исполнял роль царя Ивана Грозного…

Живая легенда

В начале 50-х годов о цыганском театре услышал тогда безвестный парень Николай Сличенко и загорелся мечтой взойти на его подмостки. В то время он жил в Воронежской области. Молодой певец приехал в Москву, где ему было суждено прославиться. Дебют состоялся спустя год в спектакле «Четыре жениха», причем неожиданно — Сличенко заменил заболевшего артиста Сергея Шишкова.

С тех пор артист уже не покидал сцену «Ромэна». Он сыграл более чем в 60 спектаклях, снялся в нескольких кинофильмах. В 1977 году Николай Алексеевич стал главным режиссером. На этом посту народный артист СССР, лауреат Государственной премии находится и поныне. Он — живая легенда цыганского театра.

Режиссер Николай Сличенко во время репетиции

Режиссер Николай Сличенко во время репетиции

© Фред Гринберг / РИА Новости

В 70-е годы популярность Сличенко была просто невероятной, он был участником многих правительственных концертов, выступал на телевидении. Его пение завораживало. На площади Звезд эстрады в Москве заложена именная звезда этого талантливого артиста.

Сегодня пик славы Сличенко миновал, но публика неизменно встречает овациями каждое его появление на сцене. К слову, в цыганском театре выступают супруга легендарного исполнителя, народная артистка России Тамилла Агамирова и дочь Тамилла Сличенко.

Необходимо упомянуть — хотя бы коротко — о наиболее известных исполнителях. Это — народная артистка России Ирэна Морозова, чьим вокалом восхищалась знаменитая Изабелла Юрьева.

Сцена из спектакля «Цыганка Аза»

Сцена из спектакля «Цыганка Аза»

© Фред Гринберг / РИА Новости

Морозова снялась почти в 30 фильмах. Одна из ее последних работ — роль популярной в советское время певицы Лидии Руслановой в картине «Зыкина».

С успехом выступают на сцене цыганского театра Екатерина Жемчужная, Ляля Боброва, Дмитрий Бузылев, Ольга Янковская. Яркий след в истории театра «Ромэн» оставили Рада Волшанинова, Николай Эрденко, Анатолий Титов.

Так сложилось, что чуть ли не после каждых зарубежных гастролей театр терял одну из актрис. Ничего плохого с ними не происходило, просто они всякий раз очаровывали состоятельных иностранцев и выходили за них замуж. В конце концов, Сличенко не выдержал и то ли в шутку, то ли всерьез сказал в одном из интервью: «В ближайшие годы мы на гастроли не поедем, поскольку я не хочу остаться без актрис».

Валерий Бурт