Люди последних дней
Кто такие московские мормоны и чем они живутТрадициям «Церкви Иисуса Христа последних дней» сегодня следуют несколько тысяч москвичей, а столичных приходов у церкви уже около десяти. Это самая большая по численности ветвь мормонов — верующих, которые все еще пытаются самоопределиться: кто-то из них считает себя христианином, по религиозным обрядам близким к протестанту, другие – относят себя к членам нового религиозного движения. У «Церкви Иисуса Христа последних дней» по всему миру почти 16 миллионов адептов. МОСЛЕНТА изучила, во что верят, где бывают и как представляют свое счастье московские мормоны.
Семья навсегда
На конференции со старейшиной Холландом, который приехал из США как апостол «Церкви Иисуса Христа последних дней», за сутки до Пасхи собрались несколько сотен москвичей. В столичную «Амбер Плазу» худенькая 31-летняя Марина пришла в платье, на каблуках и с двумя детьми.
«Мы верим в Иисуса Христа, Святой Дух и что семьи навечно вместе. Вот такая у нас вера. Что все браки — они не только на Земле, но и на небесах. Если люди достойно соблюдали заповеди Бога, то они могут войти в храм Господа и запечатать свой брак навечно, тогда их дети и вся семья будут вместе вечно после смерти. Такое наше основное учение», — рассказывает она, пока малыш в вельветовом пиджаке тянет ее за рукав: «Мама, мама, папа пришел».
Марина просит прощения и на минутку подбегает к высокому и статному мужу, чтобы оставить ему ребенка.
«Наше основное учение — о семье, — продолжает она. — Понимаете, семья предначертана Богом и брак предначертан. Семья — это священно. Но если вторая половинка не в церкви — ничего страшного. У меня, например, муж не в церкви».
Конференц-зал наполняется детским визгом, и слушать апостола Холланда, становится очень трудно. А иногда и понимать, хотя переводчик старательно обращает внимание на тонкости американского юмора с помощью интонации. Русские члены церкви смеются, когда на лице или даже лике апостола появляется широкая улыбка. Она как сигнал — пора присоединиться и тоже улыбнуться.
Вокруг родителей бегают по три, а то и по четыре пары ножек. «Церковь Иисуса Христа последних дней» запрещает аборты. Малыши играют в догонялки, падают, смеются, задирают друг друга.
«У нас до 8 лет детей не крестят. Они же еще ничего не понимают. И еще мы не верим в общую греховность, то есть в первородный грех. Каждый человек отвечает за свои собственные грехи, а не за грехи со времен Адама и Евы», — улыбается Марина.
Как и большинство мормонов, собравшихся в «Амбер Плаза», Марина — первый член «Церкви святых последних дней» в своем роду. Миссионеры рассказали ей об учении, когда ей было шестнадцать, когда пытливый ум искал ответ на вопрос «что случится с моими мамой, папой, братьями и сестрами, куда все денутся?».
«Я просто рассуждала: как так все умрут? И близкие, и члены семьи куда-то исчезнут — для меня это было что-то невероятное, пугающее, сердце мое в это не верило. Мне казалось, что логический конец должен быть другим. На то она и семья, чтобы была возможность в вечности жить с близкими. Я почувствовала, что эта церковь — то, что я всю жизнь искала, и была готова принять Евангелие. Но было и желание узнать истину, узнать больше. А если ты сомневаешься, истина ли это, то нужно помолиться и почувствовать Бога. Я вот в 16 так и поступила, почувствовала, что это истина. И мне тогда церковь была необходима. Мама сначала сомневалась, а потом уже приняла как-то спокойно. Смирилась. Мол, квартиру не отберут, значит, все хорошо».
Марина ведет меня сквозь толпу американских мужских улыбок и плохого русского акцента к молодой сестре Айовиц, которая в свои двадцать приехала в Россию из солнечной Калифорнии, чтобы несколько месяцев трудиться как миссионер — рассказывать о «Церкви Иисуса Христа последних дней». С такими же намерениями в столицу, только в начале апреля приехала еще почти сотня молодых американцев, которым от 18 до 27. Большинство из них уже через несколько месяцев уедет домой — в США, чтобы поступать в университет. Сестра Айовиц подаст документы в медицинский, она планирует стать психотерапевтом. Как признается мне позже: хочет «избавлять людей от зависимостей, например, наркотических».
«Прэкрасно! Здорово!» — восторженно и с акцентом кричала она в первые минуты знакомства, как и все миссионеры, к которым подходили «новички», а после американо-русского приветствия заключила меня в объятия и записала номер телефона.
Мы договорились встретиться в Пасху. Мне не вручали книг о «восстановлении Евангелия» или «новой истине», а просто пригласили на общий праздник. Выход с конференции, как и вход, был свободен для всех.
Книга Мормона. Вторая книга Нефия. Глава2
…люди свободны по плоти; и им дано всё, что нужно человеку. И они вольны выбрать свободу и жизнь вечную через великого Посредника всех людей либо выбрать плен и смерть, сообразно плену и силе дьявола, ибо он стремится, чтобы все люди были несчастными, как он сам.
Вера и спокойствие
Московские мормоны — последователи международного религиозного движения, возникшего в США в XIX веке. Они приняли пророчества Ветхого и Нового Завета, а важной частью служения провозгласили следование Евангелию.
В Арбатском приходе член церкви — Андрей — отдает мне священный для каждого мормона текст — «Еще одно свидетельство об Иисусе Христе», книгу Мормона. Его издание — с пометкой 2011 года «Printed in United States of America» (отпечатано в Соединенных Штатах Америки). В «Церкви Иисуса Христа последних дней» верят, что эту книгу составил один из последних пророков – Мормон, который записал ее за другими пророками и передал сыну Моронию. Тот скрыл листы на холме в Нью-Йорке, а затем в 1820-х годах вернулся на Землю воскресшим и рассказал о книге американцу Джозефу Смиту-младшему. Юноша якобы нашел книгу и перевел написанные рукой пророка тексты. Первое издание «Книги Мормона» вышло в штате Нью-Йорк, в небольшом городе Пальмира в 1830 году.
«Я в церкви с 1996 года, — рассказывает Андрей, которому, похоже, уже за 50. — Занимался техническим обслуживанием здания церкви на Новокузнецкой, а потом — присоединился. Да и вы приходите, у нас молодежь изучает Библию, священное писание и книгу Мормона, ну и на турнир баскетбольный 22-го тоже загляните или на курс «Вечная семья». И на русском, и на английском есть».
А вы почему решили стать членом церкви и им до сих пор остаетесь?
- Днем я все равно здесь, тут все просто: тишина, покой, никто не курит и не ругается. Ну и потом Господь здесь дает наставления, дает знания, если мы эти знания применяем, то он нам помогает вырабатывать навыки, качества характера, которые мы в жизни используем.
Андрей набирает ведро с водой и идет мыть церковные коридоры. Церковь мормонов — это скорее дом с большим залом, общей раздевалкой, кухней и небольшими кабинетами для занятий.
- Я, конечно, плачу в церковь десятину раз в месяц. Но это же нуждающимся. Я один раз и сам нуждался. Мы с женой лежали месяц больными без всего. Мне на второй работе денег не заплатили, жена заболела, я заболел, оба мучались. К нам тогда приходили наши домашние учителя и навещающие сестры, продукты покупали. Где еще такое место на Земле найдешь, кто поможет? А вообще, у нас принято приходить друг к другу в гости, интересоваться, как живут семьи, есть ли у них трудности. Если что-то серьезное – докладывают руководству и в приходе общими силами помогают.
Книга Мормона. Третий Нефий. Книга Нефия. Глава 5
А потому они оставили все свои грехи, и свои мерзости, и день и ночь со всем усердием служили Богу.
Маленькая Пасха
В коридоре Каховского прихода «Церкви Иисуса Христа последних дней» все собираются на Пасху. Сестра Айовиц с калифорнийской улыбкой снова идет меня обнимать.
«Happy Easter», — обращаюсь я к сестре, но тут же получаю в ответ, мол «не надо, мы вас и по-русски прекрасно понимаем, мы же в России».
Мы проходим в чистый белый зал с кафедрой и угощениями за ней — кусочками кулича и водой. Мормоны не пьют вина даже во время причастия, которое у них принято проводить каждую неделю. Праздничная часть Пасхи адептов учения «святых последних дней» — это небольшое часовое собрание в каждом приходе с выступлениями членов церкви и молитвами — от души без молитвослова и икон. Те, у кого есть и голос и слух, поют гимны.
«О мой Господь, когда с благоговеньем я на миры, что Ты создал, смотрю,сиянье звезд, раскаты гроз весенних, являют мощь вселенскую Твою…», — справа от меня звучит почти переливающийся голос сестры Айовиц, похожий — с другой стороны.
«Красота всегда вокруг, когда в семье любовь. Мил и сладок каждый звук, когда в семье любовь», — начинают сестры другой гимн. Их слова похожи на те, что часто печатают в открытках «С днем рождения», но от этого пожелания не становятся менее приятными.
«Лови судьбы мгновенья, не дай уйти им прочь. На крыльях молний время стремительно летит. Будь мудрым и удачу свою не упусти, ведь все так быстротечно на жизненном пути».
Пока музыка растворяется в пространстве церкви, к кафедре выходит беременная прихожанка Ксюша. Она складывает руки и просит разрешения начать молитву:
«Наш дорогой небесный отец, спасибо тебе большое за этот день, за пасхальное время, за то, что у нас есть так много возможностей, чтобы быть счастливыми, мы благодарны за то, что всегда можем к тебе обратиться. Пожалуйста, помоги нам, чтобы мы следовали всегда правильным принципам, чтобы заботились о тех, кто рядом с нами. Аминь».