18 мая в 07:09

«Сейчас все тут похоже на декорации из фильмов ужасов»: что ждет московский Южный речной вокзал

Завершив масштабную историческую реконструкцию Северного речного вокзала, правительство Москвы объявило о начале работ по спасению вокзала Южного, несколько лет назад вообще оказавшегося под угрозой исчезновения. МОСЛЕНТА разобралась в том, что пришлось пережить этому зданию, почему Южный речной вокзал то и дело менял свой адрес, и что думают о нем москвичи.
Фото: Денис Воронин / АГН «Москва»

«Веселое место»

О грядущей масштабной реконструкции Южного речного вокзала сообщил в минувшее воскресенье, 25 апреля, мэр Москвы Сергей Собянин. Но для начала обрисовал проблему: «Это важная транспортная точка Москвы на юге столицы. Но в последние годы из-за малой доступности для пассажиров здесь реже принимают круизные теплоходы».

Учитывая, что, судя по связанной с пандемией ситуацией в мире, и этим летом заграница для россиян будет малодоступной, основная ставка снова делается на внутренний туризм. И тут еще один крупный порт, находящийся в человеческом состоянии, был бы, безусловно, весьма кстати.

«Этим летом отсюда можно будет отправиться в круиз по городам юга страны. Поэтому работы не будем останавливать даже во время летней навигации. Обновим само здание речного вокзала, причалов и набережной. Откроем новые зоны отдыха, велодорожки и летние кафе с панорамным видом на Москву-реку», — пояснил Сергей Собянин. И, кажется, никто особо не удивился, потому как всего лишь несколько месяцев назад в Москве после долгой реконструкции открылся Северный речной вокзал, оставивший довольными всех.

В интернет-группе «Нагатино – это мы!», едва лишь там оказалась опубликована новость, тут же появились комментарии:

«В нулевые там был ночной клуб байкерский. Веселое место».

«Давно пора было это место переделать. Причем там что не сделай — все будет лучше того кошмара, что сейчас есть».

До шпиля руки не дошли

Здание Южного вокзала, расположенное по адресу: проспект Андропова, дом 11, строение 2, имеет столь же непростую судьбу, какая выпала и на долю Северного порта.

Таким, каким мы его видим сегодня, он стал далеко не сразу. И речь тут не об аварийности и, по сути, многолетней бесхозности. Построен он был в 1932 году по проекту Романа Хигера, более всего известного как автор совершенно новаторских по тем временам проектов бани на хуторе, вокзала, цирка, пассаж-отеля с рестораном на крыше, а также «Дворца труда».

Деревянное здание Московского южного речного вокзала, 1932—1940

Иллюстрация из книги Р. Я. Хигер Архитектура речных вокзалов. — М., Издательство Академии Архитектуры СССР. — 1940.

Вокзал был выполнен по большей части из дерева — лишь центральные секции корпусов были кирпичными. Кроме того, и располагался он в другом месте — в Кожуховской гавани у Даниловского моста, соединявшего берега Москвы-реки. Точнее, по адресу: Варшавское шоссе, дом 3.

Южная (или, как тогда ее называли, Кожуховская) гавань стала конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму. Однако уже на этапе строительства здание считалось временным: его строили на земляной насыпи с расчетом на то, что рано или поздно оно сменит свое местоположение.

Вид здания в 1963 году с причала на набережной

Фото: Юрий Фомин /cruiseinform.ru

Что оно представляло из себя внешне? Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединенных одноэтажным переходом. Один обслуживал пригородное сообщение, второй — основное. В переходе же располагался ресторан. Ну, и главная фишка порта: купол, на котором возвышался шпиль с шаром — здесь планировалось установить маяк. До него, впрочем, руки строителей так и не дошли.

Временное явление

«Временность», как это обычно водится, затянулась на долгие годы. Если быть точнее, до 1972 года. Именно тогда, спустя 40 лет после строительства и по причине углубления Новинского рукава, Южный речной вокзал был наконец перенесен. Но его было не узнать! Новый старый порт расположился на временном (снова временном!) дебаркадере, стоявшем у правого берега реки Москвы на Нагатинской набережной. Тому, кто захочет найти это место, даем ориентиры: современный причал «Кленовый бульвар» в районе пересечения набережной и одноименного бульвара вблизи Нагатинского метромоста.

Новое место — новые задачи. Находящийся на дебаркадере вокзал обслуживал пассажиров транзитной линии Москва — Горький — Москва (маршрут «Московская кругосветка»), а также местных линий Москва — Рязань, Москва — Константиново.

Фото: журнал «Строительство и архитектура Москвы». №10, 1986 г.

Что же до старого здания, то, после закрытия порта, в нем располагались учебные лаборатории и научно-исследовательские подразделения Московского института инженеров водного транспорта. И опять временно! Во второй половине 1980-х экс-вокзал был снесен, а на его месте началось строительство нового корпуса института инженеров водного транспорта (сейчас это Московская государственная академия водного транспорта).

«Дороги нет, кругом грязь!»

Дебаркадер был, однако, тоже так себе вариантом. А потому на противоположном берегу реки Москвы в 1970-х было начато строительство нового здания Южного речного вокзала, открытие состоялось лишь в 1985 году, а первые рейсы от его причалов были выполнены в конце апреля 1986 года. Это здание и дошло до наших дней. Причем чудом, ведь в мае 2017-го Арбитражный суд Москвы обязал собственника Южного речного порта (ООО «Столичная судоходная компания» («ССК») снести это здание как незаконную постройку.

Как так вышло? По сообщениям прессы, в своем иске правительство Москвы указывало, что здание порта на проспекте Андропова, дом 11, строение 2 было реконструировано незаконно и с существенными нарушениями градостроительных норм. В частности, ответчик не получил разрешение на масштабную реконструкцию здания, в результате которой его площадь увеличилась на 1,874 тысячи квадратный метров.

Открытие пассажирской навигации на Москве-реке. Торжественная церемония начала движения по реке состоялась в Южном речном вокзале. В связи с этим всех желающих катали бесплатно. 1998 г.

Фото: Дмитрий Коробейников / РИА Новости

Слава богу, до сноса дело так и не дошло. Но радоваться, честно говоря, тоже было особо нечему: здание вокзала находилось в ужасном состоянии. Чтобы убедиться в этом, достаточно было открыть размещенные в интернете отзывы об этом месте:

«Одно из жутчайших мест столицы!!! В связи с бесконечным ремонтом даже таксисты не знают, как туда проехать. Пешком не пройти — все перекопано, а что не перекопано — то разбито техникой. Встречал маму с тетей из круиза недавно: пароход опоздал и пришел, когда уже стемнело. Дойти пешком туда в темноте невозможно, фонари не горят (ни один!), здание порта закрыто, от дождя укрыться негде».

Фото: Денис Воронин / АГН «Москва»

«Ужас. Дороги к вокзалу нет, кругом грязь. Всем речным туристам желаем терпения по дороге на или с причала».

«Реально жуткое место. Сейчас все тут похоже на декорации из фильмов ужасов, особенно в темное время суток».

«Было бы неплохо, если бы Южный речной вокзал отреставрировали по примеру Северного речного вокзала».

Изображение: пресс-служба мэра и правительства Москвы / mos.ru

Как оказалось, именно к реставрации дело и шло.

Сергей Собянин пообещал: «Реставрацию планируем закончить ко Дню города в 2022 году. Южный речной вокзал станет удобным транспортно-пересадочным узлом и популярным местом отдыха».

Между тем уже сейчас идет реконструкция двух набережных, находящихся рядом с речным вокзалом: Марка Шагала и Новинки. Здесь планируют оборудовать площадки водных аттракционов, плавучий спа-комплекс, сад с водными растениями и прокат водного транспорта, а также парковую зону. Рядом с Южным речным вокзалом планируют построить галерею современного искусства, также там появятся офисы, торговые объекты и рестораны. Обновят и транспортную инфраструктуру — через затон Новинки построят два пешеходных моста.