«Хобби всех богатых мужиков». Кто покупает старинные автомобили и почему один «Роллс-Ройс» может стоить несколько миллионов евро
Про обычную практику
Махинаций с продажей ретроавтомобилей у нас практически не бывает. Единственное — разглядывая объявления, не надо думать, что если продавец обозначен в Москве, то и машина будет в столице. На «Авито» по поиску вам открывается множество вариантов, одних только старых «Роллс-Ройсов» больше десятка. Часто в таких объявлениях ставят фотографию машины, которая находится в Европе. Реальные автомобили, которые люди готовы привезти под заказ. И это — обычная практика.
Таким образом огромное количество машин в новую Россию были завезены из Европы, из Америки.
Про постановку на учет
Более 25 лет я был экспертом Министерства культуры по контролю ввоза-вывоза старинных автомобилей. Хорошо знаю, как все оформляется.
Ввозят по двум схемам. Первая — это официальная растаможка как транспортного средства. Платишь налог государству, получаешь документ, что заплатил все таможенные сборы, тебе дают справку, несешь ее в ГАИ, там тебя ставят на учет. Получаешь номера и спокойно ездишь на этой машине.
Второй вариант — если ты везешь машину не для езды, а для коллекции, для музея или собственного удовольствия. Например, хочешь старый автомобиль в зимний сад поставить в своем особняке площадью в тысячу квадратных метров. Тогда можно ввозить не как транспортное средство, а как культурную ценность, как старинную картину или мушкет.
Про автопробеги 1990-х
В годы перестройки нашу страну как метлой вымело — любители старинных автомобилей и мотоциклов продали все, что они любили, за рубеж за зелененькие денежки. Осталась единственная коллекция — Ломаковых.
В конце 1980-х и начале 1990-х клубами любителей организовывались пробеги старинных автомобилей из Москвы в Европу, откуда из 20 машин возвращалась только одна.
Делалось это именно ради вывоза старинных машин — организаторы и владельцы заранее списывались с покупателями. И это все были торговые караваны, а никакие не ретропробеги.
Про обратный процесс
Потом начался обратный процесс. Когда становление капитала произошло, появились люди с деньгами. Они съездили за рубеж и вернулись, разобравшись, что там сколько стоит.
Если раньше и мне, и отцу моему, Александру Алексеевичу Ломакову, говорили про наше увлечение и коллекцию: «Ой, какие ж вы дурачки!» — то вернувшись, стыдливо сняли свои малиновые пиджаки, золотые цепи и осознали, что коллекционирование старинных автомобилей — это хобби номер один во всем мире, у всех богатых мужиков. Да и не у богатых тоже — у всех хомо сапиенсов. И с тех пор пошел обратный процесс — покупать такие машины за рубежом и завозить в Россию. С нулевых годов начиная их у нас появилось огромное количество.
У кого-то из коллекционеров теряется интерес к определенным машинам — наигрались, кто-то отошел в мир иной. Годы идут, наследники не захотели владеть таким автомобилем или не смогли. Всякое бывает, богатые ведь тоже плачут. И вот постоянно все это продается-покупается, вступается в наследство. Обычное дело: «Мерседесы», «Роллс-Ройсы», «Бентли». Добрая половина объявлений на «Авито» и авто.ру по теме ретроавтомобилей — из этого котла.
Про отца и автомобиль Ленина
А отец, работая на заводе ЗИЛ, в 1959 году участвовал в реставрации «Роллс-Ройса» Ленина 1916 года выпуска. Модель Silver ghost — серебряный дух. Его нашли в дюнах Керчи. По заказу правительства СССР на заводе организовали первую в стране бригаду по реставрации автомобилей. Отреставрированный автомобиль стоял в Музее Ленина, а сейчас — в Историческом музее. В 1916 году Ленин, конечно, не мог покупать никаких «Роллс-Ройсов», вещь это экспроприированная. По всей видимости это автомобиль из царского гаража, принадлежавший младшему брату Николая II, Михаилу Романову.
Отец тогда заболел всей этой темой. Осознал, что огромное количество машин на его глазах сдается в металлолом, при этом многие обладают культурной ценностью. И он стал пытаться хоть что-то сохранить. Потом я от него заразился, и со временем создал музей, с 1987 года начал. Так что у нас тоже история идет с «Роллс-Ройса».
Про «Роллс-Ройсы» за восемь тысяч евро
У меня есть два знакомых, два брата-близнеца, которые случайно лет десять назад очень дешево купили «Бентли» 1957 года. Им повезло.
Надо сказать, что в Европе «Роллс-Ройсы» не очень дорого стоят — приличный, на ходу, годов 1970-х можно за восемь тысяч евро купить. А есть «Роллс-Ройсы», которые стоят миллионы евро — и два, и три, и четыре, и пять.
Подчас дело не в годе выпуска — цена зависит от раритетности, от редкости этой модели. Если он выпущен в трех-пяти экземплярах, и на нем ездила королева Великобритании, цена будет повыше. А если их выпустили пять или десять тысяч штук, и никого из исторических личностей на этой машине не возили, то здесь цена уже будет более доступной.
Про пятую машину в семье
На этих машинах не ездят ежедневно, это машины выходного дня. Максимум три-четыре раза в год: на какие-то съезды, парады или в ресторан жену отвезти. Покататься на свой день рождения. Так что это машины для редких выездов, так называемый «пятый автомобиль в семье». Когда уже есть машины и для деловых поездок, и для частных, машины жены и старшего сына, тогда пятым будет старинный автомобиль.
Эксплуатируется он очень мало. И если изначально такую машину покупать в более-менее приличном состоянии, тот же «Роллс-Ройс» может послужить и вам, и вашим детям, и вашим внукам. Надо понимать, что качество у этих автомобилей высочайшее.
Про современные технологии
Даже если такая машина поломается, всегда можно прикупить-заказать запчасти за рубежом, есть и новые, и бэушные. Кроме того, с развитием технологий сейчас появилась порошковая металлургия, станки с числовым программным управлением. Лет десять уже есть лазерное сканирование бэушных деталей, которое позволяет сделать точнейшие чертежи в 3D. Дальше есть аппарат, который по этим чертежам автоматически создает форму для литья.
Сейчас можно изготовить любую, убитую в хлам деталь, даже мотор. Я знаю людей в России, которые делают точные копии моторов на ЗИС-101 1936 года, скажем, и «Мерседес-Бенц» 540K — компрессорный, 1936-1939 года. Их делают любители — можете себе представить, насколько развились технологии? И не нужны для этого никакие супер-производства. Особо сложные вещи, типа блока цилиндров, приезжаешь на завод — и тебе отливают.
Можешь даже металл свой привезти, например, старые блоки от старинных машин, их тебе расплавят и отольют новый блок. Можешь сделать любой химический анализ сплава и добить туда то, чего не хватает, или убрать лишнее. И коленчатый вал тебе в наши дни откуют, какой хочешь, ты его потом просто обработаешь на сверхточных станках, — и такие есть услуги. Я уж не говорю про отливание карбюраторов. И сейчас идет еще печатание деталей — это направление быстро развивается.
Про реплики покрышек
Наблюдаю за сообществом, которое сосредоточилось на резино-технических изделиях. На этой неделе они показали, что сделали в России сиденья от «Цюндаппов» (немецкие мотоциклы — прим. «Мосленты») и трофейных БМВ. Уже принимают заказы. Такие же выпускаются в Польше, но наши их переплюнули и по качеству, и по точности.
И реплики покрышек у нас теперь выпускают, можете себе представить? Китайцы начали делать покрышки для трофейных мотоциклов из гитлеровской армии, но выполнили их неточно, со множеством недостатков. А наши умельцы наладили выпуск таких покрышек, что любо-дорого посмотреть.
Нашли, отсканировали старинные покрышки, сделали формы и уже производят на 19 дюймов трофейные «Континенталь», тоже заказы уже принимают. Они сейчас накроют и китайский рынок, и польский, потому что качество гораздо выше.
Так что сегодня нет никаких проблем с эксплуатацией редких машин. И раньше-то к ним все находилось-делалось, а теперь и еще похлеще стало.
Про московский парад ретромоторов
Старинные машины Москвы можно два раза в год видеть на всероссийском параде старинных автомобилей и мотоциклов «Ретромотор». Уже 36 лет он проводится каждый День города — в первую субботу сентября, и на девятое мая.
На сайте лежат отчеты за все годы. Можно посмотреть, составить себе представление, что за ретроавтомобили у людей на руках.