«На этих фотографиях — совершенно другая столица». Зачем идти на выставку фотографа Игоря Кошелькова и можно ли там познакомиться с Софи Лорен
Про семейный архив
Архив фотографий Игоря Кошелькова Музею Москвы передала его дочь Екатерина. Он хранился в семье фотографа много лет. Поначалу Екатерина сомневалась, стоит ли идти на этот шаг, ведь таким образом этот архив уходил из семьи и становился достоянием города. Но нам удалось ее убедить.
В архиве — 2 101 негатив и 198 винтажных фотографий. Когда мы увидели их, поняли — это готовая выставка. Екатерину это очень обрадовало. Игорь Кошельков был участником многих коллективных выставок, но персональной при жизни у него не было. Отсмотрев материал, мы поняли: она обязательно должна быть.
Глядя на снимки Игоря Кошелькова, видишь, что они наполнены светом. Это характерно для фотографий эпохи оттепели. Она началась в 1956 году, после ХХ съезда, где был развенчан культ личности Сталина.
В то время в искусстве сильно ослабла цензура, и в связи с этим пошел подъем. Искусство обратилось к человеку, к живым человеческим эмоциям. Этот подход стал символом эпохи и проявлялся и в кинематографе, и в литературе, и в других областях.
Фотография не стала исключением. В эпоху оттепели появилось много замечательных фотографов, которые воспевали именно человека и его чувства. Одним из ярких примеров была знаменитая фотография Владимира Лагранжа «Голуби мира». Но он не был единственным. Возникла целая плеяда таких мастеров — Михаил Трахман, Николай Хорунжий, первый советский стрит-фотограф Леонид Лазарев и другие. И все их фотографии были легкими, светлыми, удивительно человечными.
Люди на этих снимках не были застывшими образами, как на более ранних портретах. Например, на нашей фотовыставке есть фотография стахановки Марии Виноградовой. Раньше стахановцев снимали обязательно у станка, с инструментами в руках, смотрящими точно в кадр. А тут на скамеечке сидит женщина с мечтательным выражением лица. В эпоху оттепели фотография, по сравнению со сталинскими временами, действительно сильно изменилась.
Про простых людей
Игорь Кошельков снимал и простых людей, и жанровые фотографии, и многих звезд на Московском международном кинофестивале, который с 1959-го каждые два года проходил в столице. Насколько мы можем судить, это была его работа для «Вечерней Москвы».
Что же касается фотографий простых людей, то их тоже очень много
На выставке есть совершенно замечательные снимки выпускников на набережной — девушки в белом платье и юноши. Они стоят в рассветной дымке. Есть фотография пары, которая в метель стоит у памятника Юрию Долгорукому, метет так, что у них уже сугробы на плечах. Но они стоят, они явно влюблены друг в друга.
Про Лорен, Феллини и Хрущева
У Кошелькова были замечательные репортажные фотографии, снимки передовиков производства, но на нашей выставке очень много звездных персон. Это наш сознательный выбор. И выставку мы назвали «Звезды оттепели».
В экспозиции много фотографий уникальных персонажей — Софи Лорен, Джульетта Мазина, Федерико Феллини, а также наши замечательные актеры и режиссеры, писатели, композиторы, политические деятели, в том числе и Никита Сергеевич Хрущев. На этих снимках все они — близкие, понятные нам люди, на которых смотришь как на друзей, на приятелей, а не как на небожителей.
Про фотографию той эпохи
Игорь Кошельков — отличный пример и типичный представитель фотографии эпохи оттепели. Его уровень мастерства при этом очень высок.
На его снимках — хорошо пойманные моменты, запечатленные в определенной технике
Они очень эмоционально окрашены. Это очень качественные работы, но принципиальных отличий от фотографий других фотографов тут нет. И в силу этого на снимках Игоря Кошелькова хорошо видно, какой была эта эпоха.
Про Москву 50-х и 60-х
Выставка и представленные на ней фотографии в первую очередь важны именно благодаря людям, которых запечатлел Игорь Кошельков. Для нас, для Музея Москвы это имеет особое значение, потому что на этих снимках — многие известные люди из-за рубежа, в то или иное время посетившие столицу.
Эти фотографии показывают, что во времена хрущевской оттепели Москва была очень открытым городом, который регулярно посещали звезды высочайшего мирового уровня.
И очень важно сохранить эту легкость, это настроение, которое передают снимки той эпохи, пойманные в объектив события, переживания и чувства людей. Все это нашло отражение на нашей выставке.
Мы, конечно, брали только московские фотографии Игоря Кошелькова, ведь мы — Музей Москвы. Но в архиве их гораздо больше. Он снимал и в других городах России. Этих снимков тоже очень много. Но для нашего музея очень важно сохранить память о том, какой была Москва в 50-е и 60-е годы прошлого века. Помимо звезд, у нас представлены замечательные кадры города, например забавные столичные троллейбусы или сама архитектура того времени. Это был совершенно другой город, совершенно другая столица.
В каждой эпохе — свои символы. Прошло время, и многое изменилось, но Москва остается прекрасным городом. И это самое важное.