Опубликовано 23 февраля 2024, 00:01
7 мин.

«Островки свободы советского человека». Как в Москве появились гаражи и что такое российская гаражная культура

В СССР гаражи были местом всего неформатного и запрещенного — от мужских компаний, которым хотелось выпить без присмотра жен и буфетчиц, до подпольных автосервисов и мебельных производств. Посвященная этому выставка «Куплю гараж» проходит сейчас в Музее Москвы. Когда появились гаражные кооперативы, сколько стоил пай, что происходило в гаражах, когда в столичных дворах появились и куда пропали жестяные «ракушки» — об этом и многом другом «Мосленте» рассказал заместитель директора Музея транспорта Москвы по научно-исследовательской деятельности Иван Дементьев. Ниже — его монолог.
«Островки свободы советского человека». Как в Москве появились гаражи и что такое российская гаражная культура
Кадр: «Гараж»

О появлении гаражей в Москве

Первые гаражи в Москве появились еще до революции, в начале XX века. Уже в 1907 году есть упоминания о пожарах в московских гаражах, в связи с чем ставился вопрос об их правильном строительстве и эксплуатации.

Затем от революции до 1960-х в истории частных гаражей Москвы был большой пробел. Городские и коммунальные гаражи и автобазы в городе существовали. В самом известном из них — предназначавшемся для автобусов Бахметьевском гараже, построенном в 1927 году по проекту Константина Мельникова и Владимира Шухова, — в наши дни находится Еврейский музей и центр толерантности. А в другом гараже архитектора — Гараже грузовых машин на Новорязанской, 27 — в конце 2024 года откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Однако частных гаражей в СССР долгое время не было.

Первые советские гаражи появились в 1960 году, когда вышло постановление Совета Министров СССР за номером 1475, разрешающее создание кооперативов для создания гаражей.

Здание Еврейского музея и центра толерантности в Москве

Здание Еврейского музея и центра толерантности в Москве

© Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Частная собственность в Советском Союзе была ограничена, и юридически считалось, что это общая, кооперативная собственность. Но де-факто это были личные гаражи, и возможность ими обзавестись появилась через два года после того, как в 1958 году разрешили жилищные кооперативы. Так началась современная гаражная эпоха.

Про гаражную культуру

Гаражная культура СССР — то, о чем всерьез говорят исследователи, потому что гараж для советского человека был намного большим, чем просто помещение для хранения техники. Фактически в Советском Союзе не было мест для личного отдыха и хобби. В квартирах заниматься этим было невозможно, дома культуры предназначались для чего угодно, только не для самореализации взрослых людей. Именно поэтому гараж стал местом, в котором чего только не происходило. На нашей совместной выставке с Музеем Москвы «Куплю гараж» мы показываем, чем занимались там люди в советский период.

Такое большое социальное явление не могло не найти отражения в кинематографе.

Сцены с гаражами так или иначе попадаются во многих фильмах. Но понятно, что через цензуру не могло пройти все, что там творилось, начиная с выпивки и заканчивая подпольными мебельными цехами

Конечно, фильм Рязанова «Гараж» вспоминают в этой связи в первую очередь. Родился он из реальной истории, когда режиссер участвовал в собрании гаражно-строительного кооператива (ГСК) Мосфильма. По определенным причинам количество пайщиков ГСК надо было уменьшить, и началась «драка». Все это настолько впечатлило Рязанова, что он снял целый фильм.

Игорь Костолевский, Ия Саввина, Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская (слева направо) в фильме «Гараж»

Игорь Костолевский, Ия Саввина, Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская (слева направо) в фильме «Гараж»

© РИА Новости

Молодежь, которая подрастала рядом с гаражами, видела, сколько времени проводят там старшие и чем они там занимаются. Так что молодые люди росли с ощущением, что гаражи и окрестности — это и их место, место свободы. Для них контекст 70-80-х — это продолжение дела отцов. Неудобно было собираться компаниями в парке или дома, чтобы послушать и поиграть свою любимую музыку, пообщаться. И гаражные кооперативы становились островками свободы советского человека.

Про гаражные кооперативы

В Москве не менее 50 автовладельцев должны были изъявить свое желание создать гаражный кооператив. После этого им предстояло пройти довольно-таки сложную процедуру согласования. Именно поэтому большинство кооперативов были при каком-то ведомстве или организации — заводе, институте, том же «Мосфильме». В таком случае у проекта был лоббист — директор предприятия мог договориться в кабинетах, чтобы создание кооператива одобрили. Хотя случалось, что и просто жильцы нескольких соседних домов собирались и добивались своих гаражей.

Взносы были приличными. Официальных тарифов не было, но, по оценкам людей, которые во всем этом участвовали, средняя цена составляла три-четыре тысячи рублей. Столько суммарно надо было внести в кооператив для последующего строительства гаражей

В 1960-е годы для советского человека это была ощутимая сумма. Но все равно очередь на открытие кооперативов и количество людей, желающих свой гараж заиметь, были внушительными.

«Островки свободы советского человека». Как в Москве появились гаражи и что такое российская гаражная культура

© Фото: Предоставлено Музеем Москвы

Впоследствии порядка восьми тысяч рублей стоила перепродажа гаража, то есть смена пайщика, когда один человек в кооператив входил, а другой выходил. По тем временам — практически стоимость автомобиля. Советскому человеку сложно было позволить себе машину. На нее копили долгими годами и одалживали у всех, у кого только можно. Вот и гараж стоил сравнимых денег.

Про нормативы

В СССР самострой не допускался, и гаражи разрешалось строить только по типовым проектам. Они из года в год менялись, но в большинстве случаев это было строение шесть на три метра, то есть площадью 18 метров квадратных.

Если брать проект 1980-х, типовой для строительства гаражей в ГСК, там предполагалась смотровая яма, освещение. Нормировалось все — светильники, типы ворот и их размеры. Отопления не предполагалось, и если что-либо делали не по проекту, это было незаконно.

Про нелегальный бизнес в советских гаражах

Из-за дефицита частной собственности случалось, что в СССР гараж покупали даже те, кто и не рассчитывал купить машину. А из-за отсутствия места для самореализации люди проводили время, встречались и занимались любимым делом в гаражах, совсем для этого не предназначенных.

Нелегальные бизнесы возникали в таких местах не оттого, что кто-то очень хотел нарушать закон и рисковать. В СССР «предпринимательская деятельность» была статьей уголовного кодекса, штрафом там было не отделаться, можно было получить реальный срок.

Фрагмент экспозиции выставки «Куплю гараж» Музея Москвы

Фрагмент экспозиции выставки «Куплю гараж» Музея Москвы

© Фото: Предоставлено Музеем Москвы

Как правило, все происходило по следующему сценарию: кто-то начинает чинить автомобиль у себя в гараже, у него получается, он умеет это делать. И к нему тут же выстраивается очередь, потому что в СССР отремонтировать свой автомобиль было делом непростым.

Специализированных сервисов для частников не существовало, с запчастями были проблемы, по факту их можно было покупать у перекупщиков за большие деньги. Все это порождало нелегальные гаражные сервисы. И тут часто первичным было не то, что человек хотел заработать денег, а то, что соседи по гаражу, друзья и приятели просили помочь.

Кто-то таким же образом открывал в гаражах мебельный бизнес — человек начинал делать что-то для себя, новость об этом разносилась по сарафанному радио. Сосед попросил, потом друг соседа, и пошло-поехало.

Про «ракушки» во дворах

На заводе «Электрощит» в Самаре (тогда это был Куйбышев) заместитель главного конструктора по новой технике Александр Душкин в советское время часто ездил в Москву по работе. Он регулярно останавливался в одном и том же месте и видел, как москвичи хранят автомобили на открытой парковке. Кто-то накрывал их тентами, кто-то чуть ли не из досок конструкцию городил. Было очевидно: гаражи — это дорого и сложно, и их Москве не хватает. Люди пытались сохранять свои автомобили, кто как мог.

И постепенно у него родилась мысль: сделать легкую, простую конструкцию — укрытие, которое стало бы альтернативой гаражу. В 1983 году оно было придумано, и в 1986 году на него даже был получен патент. Прозвище «ракушка» это изделие получило в Москве, сами же авторы называли его «мыльницей». В конце 1980-х годов спроса на нее не родилось, потому что в Самаре такой проблемы особо не было. В то время на заводе «Электрощит» произвели всего порядка 30 этих «ракушек».

А затем в конце 1991 года законодательство сменилось с советского на российское, и в документы закралась ошибка. В соответствии с ней «ракушки» причислялись не к гаражам, а к тентам — временным мобильным укрытиям. Московские предприниматели очень быстро за это схватились, и в результате самарский завод «Электрощит» стал редким предприятием, которое не только не уволило ни одного сотрудника, но и стабильно, в срок, выплачивало зарплату. «Ракушки» стали продаваться тысячами и заполонили Москву.

Фрагмент экспозиции выставки «Куплю гараж» Музея Москвы

Фрагмент экспозиции выставки «Куплю гараж» Музея Москвы

© Фото: Предоставлено Музеем Москвы

Когда проблемы переходного периода отошли на второй план, обустройство города стало приоритетом, с 2006 года началась борьба с «ракушками». Фактически это был самострой, который занимал городскую землю, общественные парковочные места. «Ракушки» покинули город, и сейчас в Москве их остались считанные единицы — в старых промзонах или там, где коммунальщики не стали их демонтировать из уважения к владельцу-ветерану.

Про закат гаражной культуры

В наши дни гаражи продолжают существовать и в больших, и малых городах, и в столице. Другое дело, насколько сейчас популярен специфически советский формат гаражной культуры. После перестройки из нашей жизни ушли оба фактора, послужившие причиной возникновения, — дефицит собственности и отсутствие места для самореализации. С ними ушла и гаражная культура. Нельзя сказать, что она полностью умерла, она продолжает жить в большей степени в провинции и в меньшей — в Москве. Многие продолжают использовать гараж как место для хобби.

Мой любимый пример. Одно из самых просматриваемых в русскоязычном интернете видео на тему реставрации снято в гараже, где человек приводит в порядок мотоцикл «Урал». Он там показывает очень интересные технические процессы и нюансы реставрации. У ролика 62 миллиона просмотров. Так что для хобби гараж продолжает использоваться. Чем меньше город, тем больше у человека свободного времени и шансов, что гараж станет для него местом проведения досуга.

Подробнее о выставке Музея Москвы «Куплю гараж» можно узнать здесь.