Отсюда Ленин отправился в последний путь... Кто продает знаковый для советской эпохи вокзал, и почему его никто не покупает
Объект паломничества
Это место было малозаметным, но мгновенно прославилось после смерти Ленина. Именно тогда платформа Герасимово, с которой в 1924-м тело «вождя революции», погрузив на паровоз, отправили в Москву, была переименована в Ленинскую и стала частью официальной ленинской истории.
Десятилетиями это был объект паломничества, регулярно посещаемый пионерами и коммунистами со всего СССР, а также правительственными делегациями из соцстран.
Место для бомжей
Однако, времена изменились. В постперестроечной России поток посетителей Государственного исторического музея «Горки Ленинские» почти иссяк, и в 2005 году вокзал был закрыт из-за низкой загруженности платформы. Двери и окна заколотили щитами, часть из которых вандалы вскоре с легкостью сорвали. В здании стали жить бомжи, а крышу в какой-то момент сорвали, чтобы продать на металлолом.
Спустя еще 15 лет, в июне 2020 года, РЖД выставило здание на продажу за 10 миллионов рублей, уступив, в итоге, за 5,5 миллионов предпринимателю и коллекционеру Вадиму Федорцу. Впрочем, вокзалу это тогда не сильно помогло.
Судьбу этого здания вообще нельзя назвать простой…
Имитации и елки
Герасимово, откуда паровоз У-127 увез Ленина в Москву — небольшая пригородная платформа. Пока существовал Советский Союз, около нее сохранялись несколько станционных домиков. Говорят, что это были копии, имитирующие обветшалые дореволюционные здания, ценность которых заключалась лишь в том, что именно от них стартовал траурный поезд.
Здание смотрителя, деревянный навес около платформы — все это было обсажено елками. Рядом, прямо на перроне, стоял бюст Ленина, от которого сейчас осталась лишь трудноопознаваемая бетонная конструкция. По аллейке с фонарями путешественник мог пройти на автобусную станцию, а оттуда доехать до усадьбы Горки.
Зачем понадобился новый вокзал?
«Там должна была быть вся страна, — объясняет "Мосленте" историк железнодорожного транспорта Юрий Егоров. — В Ленинские Горки ездили и в пионеры детей принимать, и делегаты партийных съездов, и официальные делегации из соцстран. Поток был огромный. Поэтому к 30-летию со смерти Ленина здесь построили новое здание вокзала».
Вокзал получился стильным и торжественным, он весь пронизан внутренней символикой. Например, с внешней стороны его опоясывают 24 колонны, что указывает на год смерти Ленина.
я выбрал вместо рекламы.
Жизнь после смерти
«Я попадал в здание несколько раз, когда оно уже не работало, — вспоминает Юрий. — и первое впечатление было, что это античный храм. Но, увы: местные жители периодически выбивали здесь окна… Сойдя с поезда, человек шел по цивилизованному подземному пешеходному переходу, облицованному камнем и со стороны путей попадал в вокзал. Его встречало пустое, огромное помещение, в центре которого фигура Ленина на постаменте, со всех сторон залитая светом».
Неожиданное случилось в 2023 году — здание вокзала вдруг ожило: в нем прошла художественная выставка «Арт-деньги», экспонаты которой обыгрывали историю денег в России в XX веке.
Но жизнь эта была недолгой. На данный момент вокзал снова пустует. Он так и не отреставрирован, при новом хозяине здание только обнесли забором и залили бетоном вход в подземную часть с котельной, через которую проще всего было проникнуть внутрь.
Все на продажу
А в начале лета этого года в сети появилось удаленное впоследствии объявление о том, что памятник сталинского ампира, вокзал на станции Ленинская, снова продается. Сейчас такое объявление выставлено на Авито в разделе «продам».
Вокзал обозначен там как помещение свободного назначения общей площадью 1020 метров.
цена вокзала на платформе Ленинская
Лот выставляется за 500 миллионов рублей: «Отдeльнoстoящeе здaние 700 м2 + 350 м2 манcарда, 24 бeлыe колoнны по внeшнeй чаcти, внутpи 12 колoнн pозовогo мpамoрa, 3 уровня кеccонныx потoлкoв. (...) Помещение собственность. Возможность приобретения частями от 20 процентов(100млн.₽).».
Снова не первый
Вокзал в постперестроечной России продается не впервые. До сих пор вторичное использование таких железнодорожных зданий обычно происходило за счет их перехода в коммерческую недвижимость.
Самый удачный пример такого вторичного использования здания за последние годы — торгово-развлекательный центр в здании Выборгского вокзала Санкт-Петербурга. В нем есть кинотеатр, супермаркет, магазины, фитнес, а прошлой осенью открылся фудхолл. Но одно дело — перепрофилировать огромное здание дореволюционной постройки, и совсем другое — маленький загородный вокзал.
Есть ли перспективы?
Судьба таких объектов на рынке недвижимости складывается пока не так интересно:
«Были попытки сдать в аренду вокзал Осташкова, — вспоминает Юрий Егоров. — Старый вокзал в Вологде сейчас превратился в продуктовый магазин. В вокзале Мариенбурга одно время была аптека. Выставлена на продажу водонапорная башня на станции Ковров. Лет десять назад в частные руки был продан остаток вокзала Покровское-Стрешнево. В целом поиск новой функции для старинных и не очень нужных железнодорожных зданий — это та задача, которая РЖД дается с трудом. Как правило, такие здания просто стоят пустыми, ветшают, и потом в какой-то момент сносятся».
Что тут сложного?
Вокзал на платформе Ленинская разрушение уже, похоже, не ждет, но какова будет судьба этого здания в дальнейшем, понять пока сложно.
«Когда едешь по М4, с трассы бросается в глаза шпиль вокзала, — объясняет «Мосленте» московский риелтор Евгений Коноплев. — Здание очень характерное и на него все заглядываются, проезжая. Это за Пахрой, между платформами Калинина и 32 километр. То самое здание, на которое очень интересно смотреть, проезжая мимо, а владеть самому — и дорого, и неудобно. Похоже, и у нынешнего собственника нашлись причины, по которым владеть всей этой красотой ему расхотелось.
Это объект культурного наследия России регионального значения. Поэтому тут много ограничений. Например, разрешат ли подводить воду, устанавливать кухню».