Опубликовано 11 августа 2023, 00:01
6 мин.

«Все нужно сшивать зелеными нитками». Как создаются новые городские парки и что в них можно увидеть

В Москве стартовал ежегодный смотр достижений садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна страны, IX международный фестиваль ландшафтного искусства «Сады и люди». Четыре больших, пять малых конкурсных садов и два сада-инсталляции можно увидеть до 20 августа на ВДНХ: площадка фестиваля находится правее центрального входа. Член жюри, заведующая кафедрой ландшафтной архитектуры МАрхИ Екатерина Прокофьева рассказала «Мосленте», какие новые парки стоит посмотреть и что в них нужно улучшить. Ниже — ее монолог.
Участница IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ
Участница IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ
Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

О новых парках Москвы

В городе сейчас ведется грандиозная работа по благоустройству. Главный результат — горожанину стало более комфортно находиться в Москве. Это совершенно бесспорный результат. Что-то лучше, что-то хуже, где-то есть ошибки — типа ливневой канализации в центре, и они исправляются. Но главная цель, на мой взгляд, достигнута: москвичи любят свой город и могут комфортно по нему передвигаться, встречая на пути возможности для активного и пассивного отдыха, для отдыха на природе в прекрасных садах и парках.

Последние интересные московские проекты — это парк «Тюфелева роща», сады «Зиларта», ГЭС-2.

Участница IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

Участница IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

© Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

Наиболее интересными новые городские пространства и парки получаются там, где сохраняется историческая среда и проектные решения на нее опираются. Это делает их наиболее теплыми.

Последняя волна, которая сейчас набирает силу, — поиск городской идентичности. Нужно, чтобы человек себя идентифицировал с этой средой, чтобы чувствовал: она его, родная, для него дружелюбная и удобная. И без историко-культурной опоры мы не получим какого-то мощного результата.

Тут есть хорошие примеры. Очень деликатно сделали парк «Торфянка» на Лосиноостровской. Там торфяное озеро, раньше были выработки, а сейчас обустроили очень симпатичную парковую зону с деревянным амфитеатром.

Если говорить о проектах, сделанных чуть раньше, можно вспомнить «Вишневый сад» во дворике Студии театрального искусства на улице Станиславского, 21. Чтобы его найти, надо перед длинным зданием фабрики Станиславского свернуть в узкий проулок налево. Там вы попадаете на залитый солнцем двор, где в мае невероятно красиво цветет вишневый сад.

Еще одно городское событие — у метро «Ботанический сад» открылся новый китайский парк. Я там пока еще не побывала, надо съездить.

Про инициативу «Заповедный луг»

Другой важный аспект всей работы с парками — экологический. Для больших городов это проблема номер один. И там, где складывается экологическая идентичность, проект обречен на успех. В этом случае идет опора на те растения, на те сообщества насекомых и птиц, которые исторически там обитают, формируя свою экосистему.

Фестиваль ландшафтного искусства «Сады и люди» в Москве

Фестиваль ландшафтного искусства «Сады и люди» в Москве

© Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

Хороший пример — проект «Заповедный луг», в котором, кстати, принимали участие мои студенты.

Основой проекта было сохранение растений, насекомых и птиц, которые для этой территории характерны.

Муниципальный депутат подхватил инициативу жителей района, когда они забили тревогу. На метро «Академическая», недалеко от Дарвиновского музея, территорию захотели преобразовать по сложившимся подходам. Много мощения, бетонные динозавры, раз рядом Дарвиновский музей. И много-много освещения.

Среди недовольных таким планом была студентка МГУ, эколог по образованию. Она училась у меня в школе ландшафтного дизайна на факультете почвоведения. Пришла ко мне и сказала, что надо спасать территорию. Там есть краснокнижные растения и насекомые, нельзя отдавать это под мощение. И тогда мы взялись за работу.

Про этот проект потом много писали и говорили. «Заповедный луг» — хороший пример того, как можно обустраивать пространства перед своими окнами, если вы хотите приложить к этому руку. С «Жилищником» местным участницы проекта договорились, и их заповедный луг теперь не выкашивают. Этот опыт можно повторить и в других московских дворах.

Заглохший проект в Первомайском

Еще один интересный проект с точно таким же экологическим подходом был в Первомайском, это теперь уже Москва, ТИНАО. К сожалению, реализовать его пока не удалось.

Арт-объект на IX Московском международном фестивале ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

Арт-объект на IX Московском международном фестивале ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

© Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

Территория подверглась экологической катастрофе: при строительстве ЖК туда свозили грунт из котлована. Пространство стало заболачиваться, на нем собрались разбить мотопарк. Жители были против, потому что хотели спокойный семейный парк, где можно проводить время.

Мы пересчитывали там все дубы, все сосны, наносили их на план, чтобы все максимально сохранить. В части заповедного леса спроектировали дорогу на воздушных опорах, чтобы можно было, как на кончиках пуантов, пройти по этой территории и исключительно глазами на нее посмотреть.

А все активности проходили бы на другой части территории.

Жители очень позитивно приветствовали проект, были общественные слушания, голосования, чат, общий сайт. Однако этот проект пока так и не реализовался. Все дело в собственниках.

О соединении зеленых массивов

Замечательно, что сейчас в городе добавилось парковых зон вдоль реки: Братеевская пойма, на другом берегу — парк 850-летия Москвы, переходящий в парк и заповедную территорию «Капотня».

У Москвы было несколько генеральных планов, которые развивались и утверждались в разное время. Один из них — 1918 года — предполагал зеленые клинья, где из центра по зеленым лучам люди переходили в зеленые реки — парковые массивы. То есть горожанин мог комфортно перемещаться по городу и пешком.

Фестиваль ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

Фестиваль ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

© Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Понятно, что сейчас Москва разрослась, а весь лесопарковый пояс раздроблен новой застройкой. И все эти «зеленые ручьи» сейчас тоже поделились, как лоскутные одеяла. Где можно было что-то построить — обязательно построили.

Я думаю, фактор, оздоравливающий нашу экологию, — идея соединения городского сада с городским парком, с лесопарковой зоной, с особо охраняемыми природными территориями. То, что мы видим на примере новых парков у Москвы-реки.

Это то, к чему стоит стремиться: надо сшивать эти разрозненные кусочки. Да, у нас самый зеленый город в мире. Но для того, чтобы от одного зеленого островка перейти к другому, нужно пройти целый квест. Все разрезано магистралями, путепроводами, железнодорожными путями. Сейчас это все нужно сшивать зелеными нитками.

Чем интересен фестивальный сад

Наш фестиваль — один из способов привлечь внимание к отношениям природы и города. «Сады и люди» уже стали традиционным для Москвы явлением. Москвичи приходят сюда с семьями, потому что это фестиваль не только для профессионалов. Горожане идут что-то подсмотреть, чему-то научиться, узнать про новые растения.

Я сама в этом фестивале с 2014-го, каждый год сюда прихожу, уже в третий раз участвую как член жюри. И все равно каждый раз открываю здесь для себя и растения, и новые веяния, и подходы в ландшафтной архитектуре, хотя это моя профессия, и меня тут мало чем можно удивить. Так что «Сады и люди» интересны и горожанам, и начинающим садоводам, и профессионалам.

Участницы IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

Участницы IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

© Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

В этом году очень интересная тема: «Бабье лето», а значит — ожидание тепла, добра, любви, света. Мы всегда надеемся, что оно придет. Мы все ждем хороших новостей.

Проекты фестиваля к этому году стали очень наполненными, насыщенными. Они работают на зрителя, чем фестиваль всегда и отличается: это не просто красиво созданный сад, а манифест и диалог со зрителем.

Всегда присутствует небольшая провокация, чтобы вызвать те или иные чувства.

Мастер-классы и авторские экскурсии

Авторы проектов создали пространства садов, в которые втягиваешься, погружаешься и начинаешь размышлять на тему этого сада. За каждым из них — история, и каждый из нас ее считывает по-своему, в силу своего характера, опыта и мировоззрения.

Больших садов в этом году немного — четыре, малых садов — пять и два сада-инсталляции, итого одиннадцать. На площадках постоянно проходят мероприятия, на фестивале есть чем заняться.

Чтобы насладиться всем в полной мере, я думаю, стоит отвести под это целый день. Или хотя бы вернуться и посмотреть, как все это выглядит вечером.

В программе заявлены лекции, будут проходить мастер-классы, проводиться экскурсии. На них авторы садов ответят на любые вопросы: как растения сажать, как сделать водоем, где что заказывать и как работает свет. Авторы работ будут экскурсоводами в своих садах.

Участница IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

Участница IX Московского международного фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» на ВДНХ

© Фото: Кирилл Зыков / РИА Новости

Внутри фестиваля есть конкурс «Сады начинающих». Это когда команды находятся в равных условиях, им выдают одинаковую территорию и растения, а они должны сделать отличающиеся друг от друга сады. Этот конкурс всегда бывает очень интересным.

Программу лекций, мастер-классов и экскурсий фестиваля ландшафтного искусства «Сады и люди» можно посмотреть здесь