Опубликовано 30 мая 2023, 00:01
6 мин.

«В Москве нет смысла граффитить». Как работают и с чем сталкиваются столичные уличные художники

На прошлой неделе не стало одного из самых ярких уличных художников Москвы — ушел Zoom, рисовавший героев кино на городских стенах. Многие его работы остались только на фото. Зачастую такие рисунки просто закрашиваются. Исключение — муралы, но и они украшают стены временно. Как живется в столице уличным художникам, почему сейчас появляется меньше граффити, есть ли у нас свой Бэнкси и можно ли заработать на уличном искусстве, «Мосленте» рассказала Сабина Чагина, руководитель IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера», которая проходит в Москве до 31 июля.
«В Москве нет смысла граффитить». Как работают и с чем сталкиваются столичные уличные художники
Фото: предоставлено IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Нужно просто пройти согласование

Какое уличное искусство разрешено сейчас в Москве?

Уличное искусство — довольно широкое понятие, в которое входят многочисленные художественные практики, том числе нелегальные — такие как граффити и стрит-арт.

Что касается этих направлений, то в общем как в Москве, так и в остальном мире они запрещены, более того — существует целая система штрафов и наказаний.

Сейчас в Москве нет смысла граффитить — службы ЖКХ работают очень быстро и все закрашивают. Граффитчикам не так интересно тратить краску на то, что в любом случае будет закрашено через несколько часов.

Сабина Чагина

Сабина Чагина

© Фото: предоставлено IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Конечно, если речь заходит о легальных видах — например, мурализме, — то это у нас разрешено, как и в других странах. Необходимо просто пройти разные стадии согласования. Единственный нюанс: у нас нет нормативно-правовой базы для современной скульптуры формата паблик-арт, если она не является памятником кому-то или чему-то. Но мы, ЦСИ «Винзавод», в рамках направления Urban + Art как раз работаем над сбором информации и хотим предложить внести изменения или уточнения в законодательную базу.

Главное — успеть сделать фотографию

Где могут работать художники?

Художники могут работать везде, где они захотят. В этом, собственно, и есть свобода уличного искусства — ты просто выбираешь место в городе и создаешь там свою работу.

Как художникам защитить работы от уничтожения и закрашивания? Есть ли вообще такой механизм?

Есть — нужно покрыть свою работу антивандальным покрытием, но оно очень дорогое, и никто из художников этим не пользуется. Такой прием обычно применяется для больших работ — муралов.

Работа фестиваля «Нет стен»

Работа фестиваля «Нет стен»

© Фото: предоставлено IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

В целом, что касается Москвы, если ты проходишь все стадии согласования с комиссией, в которую входят пять департаментов, то там оговаривается срок, который твоя работа может провисеть на стене, и в течение этого времени ее точно никто не закрасит. Но когда ты создаешь эту работу, ты берешь на себя ответственность за ее сохранение.

Если ты что-то создал, но потом кто-то портит работу или она начинает нуждаться в реставрации, ты должен своими силами ее восстанавливать.

Но, опять же, я сейчас говорю про легальные формы искусства. У граффити такой проблемы нет, оно изначально готово к тому, что будет закрашено. Здесь важна вовремя сделанная фотография работы.

Русский Бэнкси — Паша 183

Есть ли запретные для уличного искусства темы?

Я думаю, здесь вся ответственность ложится на самого художника. Он может хотеть провоцировать своей работой людей в городе или не хотеть. Он может быть свободен, пока действует в рамках закона. Здесь действует тот же принцип, как и для всего остального.

Работа из архивов проекта City Says в Архангельске

Работа из архивов проекта City Says в Архангельске

© Фото: предоставлено IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Есть ли в Москве свои Бэнкси, которых знают как в России, так и во всем мире?

У нас был такой русский Бэнкси — Паша 183, которого так и называли, хотя ему это очень не нравилось. Его, к сожалению, нет в живых. Он был известен как в России, так и во всем мире, о нем писала газета The Guardian. Когда он умер, Бэнкси даже посвятил ему свою работу.

Сейчас не могу сказать, что существует какой-то наш Бэнкси. Все-таки это своего рода феномен, и все, что похоже на него, — скорее повторение.

То, что делал Паша, было по-другому и по-своему.

Плесень на поверхностях города

Что грозит за картину на стене в неположенном месте? Отличается ли наказание за граффити под мостом в спальном районе от наказания за граффити на здании госучреждения в центре?

Статья 214 УК РФ «Вандализм». В центре к этому приковано больше внимания, больше камер, больше охраны, а в спальных районах — меньше. Именно поэтому в «спальниках» граффити как раз больше расцветает и развивается.

Граффити в Москве

Граффити в Москве

© Фото: предоставлено IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

У граффитчиков такое негласное правило: не портить памятники архитектуры, хотя есть и те, кто легко может его нарушить.

В каком-то смысле граффитчики делают довольно полезную бесплатную работу по выявлению проблемных мест в городе.

И это такая обратная связь для городских властей про те места, которые нуждаются в реставрации, в приведении в порядок. Это такая плесень на поверхностях города. Вопрос в том, как к этому относиться.

В архиве есть все работы за семь лет

Существуют ли закрашенные муралы хотя бы в фотоархивах? Ведет ли кто-то такие фотоархивы?

Есть большой архив творческого объединения «Артмоссфера» (до 2020 года), в нем есть все работы, которые были созданы за семь лет существования объединения. Также в архиве есть и то, что просто попадало туда по теме уличного искусства. В целом все работы документируются и сохраняются.

Есть также книга, изданная творческим объединением «Артмоссфера» в 2019 году, — «Энциклопедия российского уличного искусства», в которой используются фотографии в том числе и из архивов «Артмоссферы», и из архивов художников и тех, кто входил в редколлегию этой книги.

Панно художника Дмитрия Аске на Ленинградском вокзале

Панно художника Дмитрия Аске на Ленинградском вокзале

© Фото: предоставлено IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Сейчас ЦСИ «Винзавод» начинает работу над архивом институции, и там будет большой объем всего, что касается уличного искусства.

Московские художники работают в других городах России? И в каких?

Да, конечно, они постоянно в разъездах. Особенно когда наступает сезон — с начала весны и до поздней осени. В общем-то они как музыканты — гастролируют и рисуют муралы. Из участников биеннале Алексей Лука, Shozzy, Артем Стефанов ежегодно создают работы в разных уголках страны и мира.

Прекрасно, когда приглашают создать мурал и платят гонорар

Как уличные художники относятся к официальному стрит-арту и к таким проектам, как московские муралы от Никаса Сафронова.?

Сообщества уличных художников действительно существуют. Конечно, те, кто не из сообщества и пытаются заявить о себе, пользуясь этим методом и форматом, не воспринимаются серьезно. Всем сразу понятно, что это не долговременная история, а разовая пиар-акция.

Понятия официального стрит-арта нет, но я бы поправила, что есть просто мурализм. Как правило, это заказ со стороны либо города, либо каких-то частных фондов, либо бизнеса. И поскольку это довольно высокобюджетный проект, обычно художнику самому сложно сделать такую работу. И это, конечно, не то же самое, что выйти и на заборе что-то написать.

Работа фестиваля «Нет стен»

Работа фестиваля «Нет стен»

© Фото: предоставлено IV Биеннале уличного искусства «Артмоссфера»

Можно ли заработать на уличном искусстве или это только для души?

Конечно, можно. В общем-то правильная этика — когда художник зарабатывает на своем искусстве, а не пытается заработать на чем-то еще, например, на дизайне и так далее, в то время как его творчество никому не нужно. Прекрасно, когда художника приглашают создать мурал и платят ему за это гонорар.

Более того, у художников есть статья дохода — продажа холстов, графики, мерча и так далее. Начиная с 2015 года мы с фондом Ruarts ежегодно проводили аукцион в поддержку уличного искусства. В Москве есть галереи, где продаются работы уличных художников, — например, WIN-WIN в ЦСИ «Винзавод».

Если быть честным перед собой и заниматься творчеством, оно вполне может художника прокормить.