Опубликовано 20 декабря 2016, 00:00

Стройки года

Самые монументальные проекты, реализованные в Москве в 2016-м
Москва в 2016 году продолжила активно строить метро и дороги, социальные объекты и недвижимость. Город благоустраивает улицы, парки и набережные. МОСЛЕНТА начинает подводить итоги года, и в первом материале серии — самые крупные и успешные стройки.
Стройки года
Агентство «Москва»

Москва в 2016 году продолжила активно строить метро и дороги, социальные объекты и недвижимость. Город благоустраивает улицы, парки и набережные. МОСЛЕНТА начинает подводить итоги года, и в первом материале серии — самые крупные и успешные стройки и ремонты, которые успел сделать город.

Окольцована дважды

Проектом не только года, но даже десятилетия можно назвать запуск Московского центрального кольца (МЦК). Построено оно было более ста лет назад для грузовых и пассажирских перевозок, но на десятилетия про него забыли. Однако история закольцовывается — и в 2016 году окружную дорогу вернули москвичам: построили сложные современные пересадочные узлы, соединив магистраль с метро, перевезли некоторые мосты в другие места, сделав пешеходными, и пустили новенькие «Ласточки».

В числе первых удобство нового транспорта оценили президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин. Они прокатились по МЦК 10 сентября, в День города. В честь праздника горожанам сделали подарок - месяц бесплатного проезда по кольцу.

Бюджет строительства МЦК составил 130 млрд рублей. Всего из средств федерального бюджета было выделено 74,8 млрд, инвестиции правительства Москвы - 15,5 млрд. Еще порядка 40 млрд вложат частные инвесторы в строительство транспортно-пересадочных узлов. Основная цель проекта — разгрузить железнодорожные вокзалы, центральные части линий метро и создать новые короткие маршруты.

Более подробная информация о МЦК представлена в спецпроекте МОСЛЕНТЫ.

Рекорды под землей

Если прошлый год стал для Москвы рекордным по количеству построенных дорожных объектов, то в 2016-м столица претендует на рекорд по вводу метро и железных дорог, сообщал правительственный портал mos.ru.

За год было проложено 20 километров путей. В начале 2016-го пассажиров начали принимать первые в Новой Москве станции подземки — «Румянцево» и «Саларьево». Также движение запустили на участке от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской» Люблинско-Дмитровской ветки. Позже открылись станции «Бутырская», «Фонвизинская», а также «Петровско-Разумовская», где можно будет пересесть на одноименную станцию.


Открытие станции метро «Румянцево» в Москве.

Открытие станции метро «Румянцево» в Москве.

© Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Одним из главных событий этого года стало начало строительства второго кольца метро — Третьего пересадочного контура длиной 60 километров. Замкнуть его полностью собираются в 2020 году.

С планами по дальнейшему развитию подземки можно ознакомиться на сайте Стройкомплекса.

Центральная реконструкция

Весной начался второй этап программы «Моя улица»: преобразилось более 50 объектов — улицы, переулки, проезды и шоссе. Работы прошли на таких знаковых московских улицах, как Тверская, Таганская, Большая Якиманка, Моховая, Новый Арбат. Кроме того, обустройство затронуло часть Бульварного и Садового кольца. Подробности — в спецпроекте МОСЛЕНТЫ .

«Моя улица» — это не только широкие тротуары и новое гранитное мощение, по программе центр города меняется концептуально. Стандарты благоустройства для столицы разработало конструкторское бюро «Стрелка» совместно с иностранными архитекторами. Например, на Тверскую вернули все хорошее, что с ней когда-то было: липы, исторические фонари.

Места, где проводить работы, выбирают сами москвичи. Они же голосуют за варианты проектов. В 2014 году жители выбрали улицы в центре города, которые включили в программу на 2015 год. Аналогичное голосование осенью 2015-го определило приоритеты на 2016-й.


Улица Новый Арбат после реконструкции.

Улица Новый Арбат после реконструкции.

© Виталий Белоусов / РИА Новости

Футбольный долгострой

Клуб ЦСКА ждал открытия собственной арены более 10 лет. Старые трибуны стадиона «красно-синих», открытого в октябре 1961 года благодаря стараниям Министра обороны СССР маршала Гречко, снесли в 2006-м. 19 мая 2007 года был заложен первый камень новой арены, открытие которой изначально было запланировано на весну 2015 года. Однако сроки сдачи объекта неоднократно переносились.

17 августа «Мосстройнадзор», наконец, выдал клубу ЦСКА разрешение на ввод в эксплуатацию одноименной арены. Стадион с футбольным полем 113 на 72 метра, покрытый натуральным газоном, рассчитан на 30 тысяч зрителей, включая места в 127 VIP-ложах с панорамным видом на поле и 100 мест для маломобильных граждан на северной и южной трибунах. Общая площадь нового комплекса составляет 173,5 тысячи квадратных метров. На подземной и наземной стоянках стадиона смогут разместиться 1350 автомобилей.

«Арена ЦСКА»

«Арена ЦСКА»

© Антон Денисов / РИА Новости

Примечательно, что строительство стадиона не стоило городу ни копейки: это полностью коммерческий проект, реализованный на деньги частного инвестора — ЗАО «ПФК ЦСКА». В начале ноября 2014 года президент клуба Евгений Гинер назвал общую стоимость комплекса — 400 млн долларов.

Кроме поля с трибунами в комплекс стадиона входят восьмиэтажный корпус с гостиницей на 48 номеров для приема команды гостей, а в юго-западном секторе возведена 38-этажная башня с офисными помещениями, напоминающая по форме кубок УЕФА, завоеванный ЦСКА в 2005 году.

Власти обещают, что одним из ключевых проектов следующего года станет открытие легендарного стадиона «Лужники». Сегодня он закрыт на реконструкцию и готовится принять чемпионат мира по футболу 2018 года. Здесь пройдут церемония и матч открытия, один из полуфиналов и финал. Но сначала стадион "опробуют" во время Кубка конфедераций в 2017-м году.

Морские развлечения

10 декабря открыл свои двери крупнейший в Москве и области океанариум с огромной коллекцией животных со всего света. Здание, издалека напоминающее айсберг, располагается в комплексе «Крокус Сити» в подмосковном Красногорске.

Площадь нового океанариума — около 12 тысяч квадратных метров. В числе его обитателей - акулы, глубоководные молюски, коралловые рифы, морские котики, мурены, трехпалые ленивцы, фламинго, сурикаты, пингвины и многие другие животные — всего около 2 тысяч видов.

«Крокус Сити Океанариум».

«Крокус Сити Океанариум».

© Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

На строительство понадобилось два года, стоимость проекта - порядка 3 млрд рублей. Владельцы рассчитывают, что объект окупится в ближайшие пять-шесть лет, хотя и признаются, что затраты на его содержание просто колоссальны.

Только с животными здесь работают около 40 специалистов. А есть еще технологи, которые следят за насосами, фильтрами для воды и автоматикой, уборщики, экскурсоводы. Огромные деньги уже тратятся на корма для животных, морскую соль, ветеринарное обслуживание, витамины, а также ремонт оборудования.

Кстати, месяцем ранее на Кутузовском проспекте открылся многофункциональный торговый центр «Океания». Он не такой большой, но в нем установлен цилиндрический аквариум с панорамным лифтом внутри.