Опубликовано 29 июля 2015, 12:32

Почему Uber стал кошмаром московских таксистов

Как перевозчики борются c диспетчерами и онлайн-сервисами
Пока парижские таксисты переворачивают машины и избивают пассажиров, их московские коллеги пытаются объяснить законодателям, чем опасны диспетчерские службы. Профессиональное сообщество болезненно воспринимает рост популярности мобильных сервисов по вызову такси и просит законодателей ввести единые правила для всех участников рынка. МОСЛЕНТА выясняет, за что владельцы московских таксопарков не любят Uber и других диспетчеров-посредников.
Почему Uber стал кошмаром московских таксистов
Руслан Кривобок / РИА Нвости

Пока парижские таксисты переворачивают машины и избивают пассажиров, их московские коллеги пытаются объяснить законодателям, чем опасны диспетчерские службы. Профессиональное сообщество болезненно воспринимает рост популярности мобильных сервисов по вызову такси и просит законодателей ввести единые правила для всех участников рынка. МОСЛЕНТА выясняет, за что владельцы московских таксопарков не любят Uber и других диспетчеров-посредников.

###Регулирования много не бывает

Такси, наравне с велосипедом и скоростным трамваем — любимый вид транспорта московских властей. Субсидии для предпринимателей, право двигаться по выделенной полосе, стоянки в зоне платной парковки — для городского такси уже сделано много хорошего. Дальше — нужен федеральный закон, который защитит законопослушных перевозчиков, урегулирует деятельность онлайн-сервисов и по-настоящему испортит жизнь «бомбилам».

В Париже и Лионе многие добросовестные таксисты выступили против дерегулирования отрасли

Антон Цветков

председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ

Закон о регулировании таксомоторных перевозок, предложенный депутатом Госдумы Вячеславом Лысаковым, уже принят в первом чтении. Однако у профессионального сообщества много претензий к документу.

Именно для того, чтобы учесть все замечания и предложения таксистов, в Общественной палате провели круглый стол о проблемах легковых перевозок в крупных городских агломерациях.

К июлю 2018 все машины городского такси в Москве станут желтыми

К июлю 2018 все машины городского такси в Москве станут желтыми

© Владимир Астапкович / РИА Новости

Главный камень преткновения — диспетчерские компании и, особенно, онлайн-сервисы по заказу такси. Именно через эти инструменты в Москве обрабатывается 70 процентов заказов. Отраслевики полагают, что новый закон обременит перевозчиков и при этом никак не коснется посредников, которых таксисты обвиняют в сотрудничестве с водителями-нелегалами.

Таким образом, таксомоторным фирмам, вкладывающим деньги в собственный автопарк, станет работать труднее, а диспетчеры и мобильные агрегаторы так и будут двигаться налегке.

###Как обуздать интернет

«Я не противник новых технологий, но невидимую руку рынка нужно контролировать. Иначе на рынке останется только шаурма-такси», — отметил председатель Комитета по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко.

Он настаивал на том, что нужно разделять реальных перевозчиков и диспетчерские компании. Последние запросто могут передать ваш заказ водителю-нелегалу, а если вы попадете в ДТП или еще по каким-то причинам останетесь недовольны поездкой, диспетчеры легко уйдут от ответственности, заявив, что просто предоставляли вам информационную услугу — примерно как журнал «Флирт», размещающий объявления секс-работниц.

Многие компании занимаются на рынке откровенным демпингом. Конечно, потребитель в восторге, но какой эффект это даст в перспективе? Легендарные «ножки Буша» тоже были дешевыми, однако, мало способствовали развитию российского животноводства. Впрочем, по мнению Коношенко есть и положительные примеры — например, компания «Яндекс», тщательно контролирующая всю цепочку распределения заказов и не допускающая контактов с нелегалами.

Старший вице-президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов отметил, что в последнее время в сфере таксомоторных перевозок в Москве многое наладилось, например, «бомбилам» стало удобнее приобретать лицензию, значительная часть таких водителей «вышла из сумрака».

Рассуждая о конкурентных преимуществах онлайн-сервисов и диспетчерских служб, Платонов отметил, что тухлое мясо, к примеру, тоже дешевле свежего. Едят такое мясо либо гурманы, либо лица, ставшие жертвой обмана. Если с гурманами ничего не поделаешь, то запутавшимся людям вполне можно помочь, введя более жесткие нормы для диспетчерских компаний.

В Москве с прошлого года действует и активно развивается крупнейший нелегальный перевозчик, даже, не побоюсь этого слова, международная сеть нелегальных перевозчиков. Разумеется, я говорю о компании Uber

Дмитрий Киндря

финансовый директор компании «Такси Москва»

Аналогия с мясом ужасно понравилась всем участникам круглого стола. Цветков даже попросил у Платонова разрешения использовать эту метафору в подходящих случаях. «Законотворческая деятельность у нас, к сожалению, не патентуется», — махнул рукой экс-председатель гордумы.

Заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков, как и большинство собравшихся, обрушился с критикой на диспетчерские компании, у которых нет активов в виде автомобилей или лицензий на перевозки, а есть только процент с распределенных заказов. «Нужно обременить диспетчерскую службу каким-то обременением», — сказал Попков.

По его словам, в таксомоторной области вообще нет понятия трудовых отношений. Если водители автобусов работают по восемь часов в день, проходят регулярный медосмотр и пользуются прочими благами трудового законодательства, то у таксистов все перевалено на плечи индивидуального предпринимателя. Многие таксисты из-за недостатка квалификации работают по 20 часов в сутки, а страдает в итоге клиент.

Дали слово и диспетчерским компаниям. Советник генерального директора компании «Сити-Мобил» Владимир Васильев напомнил участникам круглого стола, что не стоит путать диспетчерские службы с облачными программами, на основе которых строится работа агрегаторов. Да, к первым может быть много претензий, но вторые, строго говоря, вообще находятся вне российской юрисдикции.

Васильев уверен, перекладывать на диспетчерские службы обязанность по соблюдению технических, медицинских и прочих стандартов водителями — это просто «перепротезирование процесса», которое в перспективе не приведет ни к чему хорошему.

###Международное преступное сообщество

Все мировые СМИ облетели фотографии массовых беспорядков во Франции, в ходе которых водители атаковали не только машины, подключенные к скандальному Uber, но и их пассажиров. «Как известно, в Париже и Лионе многие добросовестные таксисты выступили против дерегулирования отрасли», — отметил в своем выступлении председатель комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты РФ Антон Цветков.

С октября прошлого года деятельность агрегаторов заказов на услуги такси во Франции чревата штрафом в 300 тысяч евро и двумя годами тюремного заключения. Большинство участников мероприятия убеждены, что именно на Францию нашей стране нужно равняться в этом вопросе.

Финансовый директор «Такси Москва» Дмитрий Киндря уверен, что законопроект, внесенный Лысаковым, обслуживает интересы небольших диспетчерских служб, таких как «Везет», «Максим» или «Сатурн».

Во Франции забастовка таксистов вылилась в массовые беспорядки

Во Франции забастовка таксистов вылилась в массовые беспорядки

© EPA / TASS

«Это как если бы ограничения на продажу алкоголя касались только торговых сетей, — отметил Киндря. — А если у тебя ларек, то можно детям ночью водку продавать».

Киндря дал наиболее жесткую оценку деятельности мобильных приложений по вызову такси. «В Москве с прошлого года действует и активно развивается крупнейший нелегальный перевозчик, даже, не побоюсь этого слова, международная сеть нелегальных перевозчиков. Разумеется, я говорю о компании Uber».

Gett работает только с лицензированными перевозчиками — таксомоторными компаниями или индивидуальными предпринимателями

Виталий Крылов

генеральный директор ООО «ГетТакси Рус» Виталий Крылов

То, чем занимается Uber в России, подпадает под определение незаконной предпринимательской деятельности, уверен работник таксомоторной отрасли. Дело не только в привлечении таксистов-нелегалов.

«Я еду по Москве с Тверской до Проспекта Мира на машине с московскими номерами, но эта поездка происходит благодаря сделке между двумя российскими резидентами и одной голландской компанией, — описывает менеджер схему оптимизации налогов. — Картина достойная возбуждения уголовного дела. Во Франции это уже произошло. Надеюсь, у нас до них руки дойдут».

Новые технологии необходимо загнать в какие-то рамки

Идея с уголовным делом вызвала оживление. Цветков предложил обратиться с запросом в Общественную палату. Кто-то заметил, что лучше уж сразу в правоохранительные органы.

— Мы уже обращались, нам отказали…

— А какой состав?

— Мошенничество, незаконное предпринимательство, 171 статья Уголовного кодекса.

Состава преступления правоохранители в этом деле не нашли. Но в одном солидарны все участники круглого стола— новые технологии необходимо загнать в какие-то рамки. Телеграф, интернет, записки, голубиная почта — каким бы способом не осуществлялась связь между клиентом и водителем, таксисты должны работать по общим правилам в едином правовом поле.

###По другую сторону баррикад

На слушаниях присутствовали и представители мобильных приложений по вызову такси. Правда, никто из них в ходе мероприятия не выступил. Среди прочих, круглый стол посетил генеральный директор ООО «ГетТакси Рус» Виталий Крылов. МОСЛЕНТА спросила топ-менеджера, как бы он ответил на критику, прозвучавшую в ходе слушаний.

Крылов сообщил, что его компания находится полностью в российской юрисдикции и не является ни представительством, ни филиалом какой-либо иностранной фирмы. «Gett работает только с лицензированными перевозчиками — таксомоторными компаниями или индивидуальными предпринимателями», — сообщил МОСЛЕНТЕ Крылов.

По его словам, для подключения к сервису водителям нужно не только получить лицензию, но и пройти обучение в треннинговом центре компании. Кроме того, работа водителей оценивается с помощью пользовательского рейтинга.

Крылов полагает, что мобильное приложение не мешает, а наоборот, помогает официальным перевозчикам, так как благодаря новым технологиям, водители получают больше заказов и существенно сокращают издержки.

В пресс-службе «Убер» также отвергают все обвинения: «Uber работает только с юридическими лицами (лицензированными транспортными компаниями) и индивидуальными предпринимателями (профессиональными водителями). Партнерами Uber могут стать только водители старше 21 года, имеющие стаж вождения не менее трех лет. Мы тщательно проверяем документы (в том числе паспорт и права, документы на машину, страховку, разрешение на таксомоторные перевозки, справку об отсутствии судимости и прочее)».

Запрет приложения Uber во Франции воодушевил множество таксистов по всему миру: «Идите, и остановите прогресс!» Вполне естественно, что со временем вопрос о защите традиционной профессиональной корпорации от агрессии новых технологий встал ребром и в России.

Отраслевые лоббисты с помощью законодательных ограничений пытаются минимизировать издержки конкуренции с новыми дешевыми онлайн-сервисами и старыми соперниками диспетчерскими компаниями. В ход идут аргументы о неясном правовом статусе таких компаний как Uber, Gettaxi или «Яндекс.Такси» и особенно – о водителях-нелегалах, которые теоретически могут привлекаться диспетчерами. Аргумент о «бомбилах» напоминает грязную тряпку для доски, которой школьники кидаются на перемене.

Компании, ставшие мишенью критики, все обвинения отвергают. Никаких нарушений не находят в их работе и правоохранительные органы. В эту пятницу участники круглого стола выпустят резолюцию, которая в качестве экспертного комментария будет сопровождать законопроект вплоть до подписи президента. Очень скоро мы узнаем, какие именно механизмы обеспечат равноправие в таксомоторных перевозках и снимут вопросы, которые накопились у таксистов к техническому прогрессу.