22 апреля 2017 в 13:00

Тихая революция

Департамент информационных технологий задал новый стандарт презентации годового отчета
Анатолий Жданов / Коммерсантъ
На прошедшей неделе в Москве произошла тихая революция, на которую никто не обратил внимание: департамент информационных технологий представил общественности отчет о работе за 2016 год, который наверняка станет теперь эталоном презентации для московских чиновников. МОСЛЕНТА побывала на мероприятии и делится наблюдениями.

На прошедшей неделе в Москве произошла тихая революция, на которую никто не обратил внимание: департамент информационных технологий представил общественности отчет о работе за 2016 год, который наверняка станет теперь эталоном презентации для московских чиновников. МОСЛЕНТА побывала на мероприятии и делится наблюдениями.

Новый стандарт презентации

18 апреля в конгресс-центре технополиса «Москва» департамент информационных технологий, похоже, задал новый стандарт презентации для московских чиновников. Руководитель департамента, министр правительства Москвы Артем Ермолаев и пятеро его сотрудников провели на сцене полтора часа и за это время не только бодро и доходчиво рассказали о том, как город вокруг нас становится умным, но и ответили, как могли, на множество неудобных вопросов, которые москвичи присылали на страницу мероприятия.

Зал был полон, но не нагнанными для вида студентами, как это случается при проведении официальных мероприятий. Помимо журналистов конгресс-центр пришли, что называется, «все желающие», для этого достаточно было заполнить форму регистрации на mos.ru. Все происходящее можно было наблюдать в сети - из зала была организована прямая трансляция. В тот же день это видео выложили в интернет, где за первые 48 часов оно набрало более 200 тысяч просмотров. И в качестве постскриптума 25 апреля на странице мероприятия будут опубликованы ответы на присланные вопросы, которые остались без ответа из-за регламента по времени.

Ложка дегтя

В первый час, пока Ермолаев с коллегами не начали отвечать на вопросы, отчет «Об итогах реализации государственной программы Москвы «Информационный город» в 2016 году» больше напоминал хорошо срежессированный спектакль об утопическом Городе Солнца. В презентационном видео показывали улицы без пробок и поликлиники без очередей, а докладчики, уверенно улыбаясь, говорили о достижениях, выдавая цифру за цифрой, которые в таком объеме, конечно, невозможно было воспринять ни со слуха, ни с экрана.

Даже прямое включение из школы смотрелось скорее как удачный спецэффект, а не иллюстрация из повседневной жизни. Слишком уж постановочно смотрелись парадно одетые дети с планшетами и учительница в вечернем платье перед интерактивной доской-монитором.

Григорий Сысоев / РИА Новости

Полный контакт

При этом нельзя сказать, что мероприятие было оторванным от реальности. Несколько запоминающихся историй рассказал сам Ермолаев. Например, зал живо отреагировал и встрепенулся, когда он объяснил, как проходил первый этап внедрения датчиков ГЛОНАСС на уборочной технике. Оказывается, представители организаций-подрядчиков поначалу эти датчики с поливальных машин снимали, прикрепляли к велосипедам и так наматывали круги по кварталу, чтобы по показаниям приборов отчитаться о проделанной работе, а солярку сэкономить. Когда эта система вскрылась, в паре с датчиками стали устанавливать камеры. Очень жизненно, новейшая московская история как она есть.

До полного контакта с реальностью дело дошло, когда пошли ответы на вопросы и Ермолаев, и так уже седой как лунь, стал рассказывать, что это доработка электронного журнала для школьников добавила ему в ушедшем году седых волос. А в ответ на гневный вопрос, автор которого интересовался, когда же в приложении «Наш город» можно будет удобно и быстро осуществлять поиск и выбор адреса, все услышали, что специально для решения этого и других подобных проблем сейчас нанята целая новая команда «юзабилистов».

пресс-служба Департамента информационных технологий Москвы

Что это было

Если забыть о пустых клише, типа «Мы работаем для вас и ради вас» и отфильтровать формат приторной презентации со всеми ее нелепостями, вроде выхода спикеров на сцену под ритмичную музыку, в чистом остатке мы все равно получим немало.

Глава департамента на публике провел презентацию ключевых фигур своей команды и все вместе они осилили задуманное — в формате открытого диалога отчитались перед горожанами о проделанной работе, ответив и на мягкие вопросы, и на жесткие претензии. При этом нельзя забывать, что говорили они о материях и явлениях, которые руками потрогать нельзя и ни на пальцах, ни через цифры объяснить не получится. Потому что вряд ли вы, не будучи техническим специалистом, в состоянии представить всю мощь московского центра обработки данных, узнав, что в этом «сердце города, которое жужжит» «12 000 вычислительных ядер, суммарной мощностью в один петафлопс или квадриллион операций с плавающей точкой в секунду».

Новые сервисы и механизмы

Да, цифры технических презентаций сложно воспринимать, особенно, когда их много, но основной показатель, с которым вышел к публике департамент, вполне понятен. «Доля граждан, использующих механизм получения государственных услуг города Москвы в электронном виде, увеличилась с двух процентов по состоянию на 7 мая 2012 года до 61,3 процента по состоянию на 31 декабря 2016 года».

И пускай об этом сложно рассказать на примерах из жизни, но те услуги и сервисы, к которым мы уже привыкли, вроде электронной записи ко врачу или возможности проверить отметки ребенка через телефон, реально экономят время. А новые механизмы участия в городской жизни, вроде голосования на «Активном гражданине», теперь доступны всем, и в опросах вроде «Центры Мои документы: оценка москвичей» или «Миллион деревьев» уже регулярно участвует по 230-240 тысяч человек.

Артем Ермолаев на преувеличивает, когда говорит: «Да, мы — пионеры, да, делаем ошибки, и да, где-то что-то не всегда работает так, как хотелось бы именно вам. Но таких возможностей, которые мы даем москвичам, нет больше у жителей ни одного города мира. Это электронные референдумы и работа в онлайне, когда вы гарантированно получаете ответы на те вопросы или жалобы, которые публикуете.

Евгений Самарин / РИА Новости

Это достаточно большая смена менталитета, которую мы вносим в работу правительства. Потому что, работая и заставляя органы исполнительной власти отвечать, мы меняем и их в том числе. Они понимают, что информационные технологии делают их работу прозрачной, и они уже не могут от этого отказаться, вынуждены отвечать качественно.

Когда мы только запускали проект «Наш город», каждый второй ответ был липовый. Но когда стало понятно, что каждый ответ публикуется в сети интернет, и на него есть опровержение, сделанное жителем, этот процент поменялся. И теперь коллегам не остается делать ничего иного, кроме как действительно отвечать качественно».

Так что лед тронулся: с информационными технологиями в город пришла новая гласность. И если департамент информационных технологий станет регулярно проводить отчеты перед горожанами в формате открытого диалога, то и другим московским чиновникам скоро придется регулярно выходить на сцену и в свете софитов отвечать на неудобные вопросы. Очень хочется поскорее на это посмотреть. Уверен, записи трансляций будут собирать миллионы просмотров.