Зачем Третьяковке новый корпус
Как культурное сообщество относится к расширению главного музея страныГосударственная Третьяковская галерея будет расширена за счет нового корпуса, который до 2020 года возведут на пересечении Кадашевской набережной и Лаврушинского переулка. Решение было принято 24 сентября на заседании Градостроительно-земельной комиссии. Новый корпус завершит формирование музейного квартала, в здании площадью более 26 тысяч квадратных метров разместятся фондохранилище, реставрационные мастерские и новые выставочные залы. МОСЛЕНТА выяснила, как культурное сообщество встречает расширение главного музея страны.
####Александр Евангели, искусствовед, художественный критик
Это тенденция, которая наблюдается во всем мире — музеи становятся крупными культурными центрами. Необходимо ли это Третьяковке? Вообще, глупо спорить с необходимостью искусства, можно только порадоваться новинке, но я боюсь, что в данной ситуации во главе угла стоит не оно. Часто музеи буквально делают портрет города. Но сейчас у нас достаточно тяжелая политическая и социальная ситуация, в которой искусство спасти не может — многие жертвуют именно им, отказываясь от походов в музеи. Вместо того чтобы развивать искусство, общество поднимает старые плоды. Например, недавние выставки, посвященные 1990-м годам. Это не слишком правильно.
Но новое пространство — априори хорошо для музея. Пусть лучше в нашем городе будут культурные заповедники. Кстати, мне очень нравится идея переселить государственные учреждения, например, Думу, на окраину города. А вот музеи пускай остаются в центре.
####Николай Переслегин, архитектор, партнер архитектурного бюро Kleinewelt architekten
На проект нового корпуса Третьяковки был очень серьезный конкурс, и мне кажется, что проект, который утвердили сейчас, — самый оптимальный вариант для Москвы. Здание современное, отвечающее многим требованиям, но при этом оно будет гармонировать с архитектурой исторического центра Москвы. Все материалы, касающиеся проекта, сейчас есть в открытом доступе.
Лично мое отношение — пожалуй, осторожно-оптимистичное. Я надеюсь, что это будет важная точка на культурной карте Москвы. Уже ясно, что старое здание Третьяковской галереи просто не может вместить все постоянные коллекции и все выставки. Там трудно организовать крупные современные мероприятия, требующие соответствующей инфраструктуры.
Хорошо, что новый корпус будет рядом — ведь если человек приходит в музей, он должен иметь возможность осмотреть все экспозиции сразу. Другой опыт есть в Петербурге — там запасники музеев перенесены на окраины, но они действительно оснащены самым современным оборудованием.
Сейчас есть планы по расширению также и музея имени Пушкина. Если все они заработают, то Москва вполне может стать культурной столицей мира через некоторое время. Я надеюсь, что руководство Третьяковки справится с этим. А сейчас главное — внимательно следить за качеством строительства. Ведь многое зависит и от того, как проект будет реализован.
####Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы
Это решение назрело уже давно, и мы можем его только поддержать. Замечательно, что мэр Москвы утвердил этот проект. Мы очень рады за коллег.
####Евгений Герасимов, председатель комиссии МГД по культуре
Безусловно, строительство нового корпуса Третьяковки — это положительное решение, важное как для города, так и искусства в целом. В Третьяковской галерее огромное количество уникальных работ, и с появлением нового корпуса галерея сможет работать еще более полноценно.
####Сергей Попов, искусствовед, куратор выставок современного искусства в ведущих музеях Москвы
На протяжении нескольких лет я работал в Третьяковке, поэтому могу сказать — этот проект обсуждают больше десяти лет, так что хорошо, раз его наконец согласовали. Бесспорно, новый корпус Третьяковке необходим. Если мы хотим, чтобы она стала музеем мирового уровня, обязательно нужен корпус, который был бы презентабельным входом, своего рода оправой для искусства. Конечно, старый корпус хорош, это дом с солидной историей. Но галерее не хватало именно современного здания с выставочными залами, адаптированными для коллекций современного искусства. Этот корпус служит для того, чтобы объединить работу с классикой и с последними произведениями. Их нельзя противопоставлять, все нужно воспринимать комплексно.
Дарья Тюкова, Мария Добросердова