Опубликовано 25 декабря 2015, 11:44

Два километра Москвы за 8 лет и 70 миллиардов

Почему Алабяно-Балтийский тоннель никак не могли построить и наконец построили
Алабяно-Балтийский тоннель, открытие которого переносилось более 10 раз, наконец-то целиком введен в эксплуатацию. Работы по его созданию длились восемь лет и обошлись городу более чем в 70 миллиардов рублей. МОСЛЕНТА разобралась, как строилось и как будет функционировать «сложнейшее транспортное сооружение столицы».
Два километра Москвы за 8 лет и 70 миллиардов
Михаил Воскресенский / РИА Новости

Алабяно-Балтийский тоннель, открытие которого переносилось более 10 раз, наконец-то целиком введен в эксплуатацию. Работы по его созданию длились восемь лет и обошлись городу более чем в 70 миллиардов рублей. МОСЛЕНТА разобралась, как строилось и как будет функционировать «сложнейшее транспортное сооружение столицы».

На торжественном открытии тоннеля 25 декабря мэр Москвы Сергей Собянин благодарил строителей, вспоминал о возникавших в ходе работ технических проблемах и недобросовестном поведении руководителей подрядчика. «Завершено строительство сложнейшего транспортного сооружения Москвы — Алабяно-Балтийского тоннеля, — сказал мэр. — Решение о его строительстве было принято почти 10 лет назад, принципиально в других условиях... Тем не менее мы достроили этот объект и нашли для него место в новой транспортной схеме города. Алабяно-Балтийский тоннель станет частью Северо-Западной хорды».

Планируется, что в будущем Алабяно-Балтийский тоннель станет частью новой городской магистрали — Северо-Западной хорды, которая соединит Дмитровское и Сколковское шоссе и будет достроена в 2018 году. Пока этого не произошло, ввод в эксплуатацию этого тоннеля с пропускной способностью от 4 800 до 5 100 автомобилей в час позволит обеспечить дополнительную транспортную связь между районами, разделенными рижской веткой РЖД и Ленинградкой, разгрузит прилегающие улицы, снизит загрузку Ленинградского шоссе в районе тоннеля и обеспечит возможность выезда из районов Коптево и Войковский, минуя улицу Космонавта Волкова. По прогнозам, это на 20-25 процентов разгрузит Ленинградское и Волоколамское шоссе.

Из чего состоит объект

Из чего же состоит это уникальное транспортное сооружение, из-за строительства которого москвичи восемь лет стояли в нескончаемых пробках в районе метро «Сокол»? Улицу Алабяна с Большой Академической соединил основной тоннель длиной 1,94 километра с трехполосной организацией движения в каждом направлении. Боковой двухполосный тоннель протяженностью 850 метров обеспечивает односторонний проезд с улицы Балтийская на Большую Академическую. «В составе тоннеля также построены паркинги на 541 машиноместо. Для управления сложными инженерными системами Алабяно-Балтийского, Ленинградского, Волоколамского и Михалковского тоннелей, развязки на Дмитровском шоссе и строящегося тоннеля на улице Народного Ополчения создан специальный Центральный диспетчерский пункт», — говорится в сообщении пресс-службы мэра и правительства Москвы.

Схема Ленинградского проспекта после завершения строительства Алабяно-Балтийского тоннеля

Схема Ленинградского проспекта после завершения строительства Алабяно-Балтийского тоннеля

© Виталий Белоусов / РИА Новости

Перед сдачей объекта было проведено благоустройство прилегающей к тоннелям территории. В том числе на улице Балтийская был создан сквер: дорожки здесь замостили гранитной плиткой, устроили газоны и цветники, высадили деревья и кустарники, установили скамейки, вазоны и светильники.

История проекта

Алабяно-Балтиийский тоннель соединил территории районов Сокол, Аэропорт и Коптево и стал составной частью большой автомобильной развязки на Соколе. Возник он на месте, где изначально предполагалось создать мост, который в соответствии со схемой жилищного строительства 1957 года должен был расположиться над железнодорожными путями и соединять Балтийскую и Большую Академическую улицы. В соответствии с Генеральным планом развития Москвы 1951 года, у развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе должна была пройти трасса будущего пятого кольца Москвы. Частью новой кольцевой магистрали должны были стать улицы Алабяна, Балтийская и Большая Академическая. Однако мост так и не построили, а к идее соединить эти улицы городские власти вернулись только через 50 лет.

Строительство тоннеля началась в 2006 году в рамках реализации проекта «Большой Ленинградки». Изначально планировалось, что он будет состоять из двух частей: первая соединит улицы Алабяна и Балтийскую, а вторая — Балтийскую с Большой Академической. Осенью 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что первая часть тоннеля будет открыта в 2009 году. Затем концепция не раз менялась: переносились как сроки планируемого ввода тоннеля в эксплуатацию, так и объяснение его функционального предназначения. Например, в сентябре 2011 года Лужков сообщил журналистам о том, что тоннель откроют в 2011 году и он станет частью будущего Четвертого транспортного кольца, хотя по первоначальному проекту кольцо должно было идти чуть западнее — вдоль МКЖД.

Рабочие на месте строительства Алабяно-Балтийского тоннеля, февраль 2013 года

Рабочие на месте строительства Алабяно-Балтийского тоннеля, февраль 2013 года

© Владимир Песня / РИА Новости

В начале 2011 года проект строительства Четвертого транспортного кольца серьезно скорректировали, и новый мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что Алабяно-Балтийский тоннель в будущем станет частью новой транспортной магистрали — Северо-Западной хорды.

###Этапы строительства

По сложности проведенных работ Алабяно-Балтийский тоннель не имеет равных в истории транспортного строительства Москвы. Он проложен на глубине 25 метров в «зоне неблагоприятных геологических и гидрогеологических условий» под Ленинградкой, рижской веткой РЖД и пятью уже существующими тоннелями: двумя транспортными (Волоколамским и Ленинградским) и тремя метростроевскими (Замоскворецкой линии метро).

Дважды, в июне 2009-го и в мае 2014-го, тоннель затопляло ливнями. Чтобы осуществить его прокладку, пришлось загнать в новый бетонный коллектор подземную речку Таракановку и временно демонтировать часть железнодорожных путей в районе станции Подмосковная. Для проведения работ по созданию двухкилометрового тоннеля, начатых в 2006 году, было задействовано беспрецедентное количество специалистов и техники: по состоянию на декабрь 2011 года на стройплощадке круглосуточно работало 7 500 человек, 40 буровых установок, около 30 экскаваторов и более 200 единиц техники. В апреле 2014 года работы по созданию тоннеля были приостановлены в связи с предбанкротным состоянием генерального подрядчика НПО «Космос», поэтому достраивал тоннель уже «Мосинжпроект».

6 сентября 2013 года состоялось открытие одного направления Алабяно-Балтийского тоннеля, который обеспечивает односторонний проезд с улицы Балтийская на Большую Академическую

6 сентября 2013 года состоялось открытие одного направления Алабяно-Балтийского тоннеля, который обеспечивает односторонний проезд с улицы Балтийская на Большую Академическую

Оценки стоимости работ по созданию тоннеля за время его строительства озвучивались самые разные. Например, в августе 2013 года исполняющий обязанности мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин сообщил журналистам, что Алабяно-Балтийский тоннель, который он назвал самым дорогим столичным долгостроем, обошелся бюджету Москвы более чем в 70 миллиардов рублей.

Правая часть тоннеля, обеспечивающая движение со стороны улицы Алабяна в направлении Большой Академической улицы, была открыта 6 сентября 2013 года. И только сегодня, 25 декабря 2015 года, мэр Москвы Сергей Собянин официально открыл движение по Алабяно-Балтийскому тоннелю, который теперь полностью запущен в эксплуатацию.