Антиугонные курсы
Автошколы планируют учить россиян защищаться от угонщиковВ российских автошколах будут учить водителей бороться с автомобильными угонщиками. Пилотный проект уже действует в Центральной автошколе Москвы. Преподаватели и приглашенные ветераны МУРа рассказывают слушателям об уловках и тактике автоугонщиков, которые помогут защитить машину. В переполненную теорией программу обучения будет внесено «больше жизни», уверен председатель правления Гильдии автошкол России Сергей Лобарев. Автоэксперты между тем сомневаются в полезности инициативы. Доводы сторон — в материале МОСЛЕНТЫ.
Безжизненная теория
Сегодня теория в процессе обучения в автошколах занимает 130 часов. За это время, по мнению Сергея Лобарева, слушателям дают слишком много «лишних» знаний, связанных с устройством авто, забывая рассказывать о «житейских» ситуациях. Подобной точки зрения придерживаются и выпускники учебных центров. Опрос выпускников показывает, что даже через год-два после получения прав, многие желают повысить свой уровень подготовки.
«Больше жизни, они говорят. Саму букву то изучили, а дух правил не усвоили. И мы их прекрасно понимаем», — поясняет Лобарев.
По его словам, сейчас уже есть договоренность с Правительством Москвы о проведении занятий по пользованию столичным парковочным пространством, а также по составлению европротоколов при ДТП. Теперь Гильдия автошкол планирует предложить поправки в основную программу подготовки водителей, чтобы включить еще один дополнительный двухчасовой курс — противодействие автоугонщикам.
Лекции ветеранов МУРа
Такой «антиугонный» курс уже около двух лет проводят в Центральной автошколе Москвы. Его стоимость составляет 2 тысячи рублей. За эти деньги слушателям объясняют, какие машины угоняют чаще всего, как действовать, если автомобиль пропал, какие существуют профессиональные и «народные» противоугонные средства, и какую тактику избрать, чтобы избежать угона.
Так, например, начинающих автомобилистов учат парковаться в освещенных местах и под камерами, полностью закрывать окна в летнее время и т.д. Но есть и другие тонкости, которым можно научиться у сыщиков, специализирующихся на автоугонах.
«Союз ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов предоставляет на эти занятия ветеранов бывшего 7-го управления МУРа, противоугонщики», — объясняет Лобарев.
По его словам, ветераны МУРа рассказывают, как распознать слежку, сколько сделать поворотов, чтобы в этом убедиться, как противодействовать хулиганам и как реагировать на уловки автоворов, например, на сообщения о спущенном колесе.
Антиугонная тактика
«Как говорят эксперты, если люди, которые желают похитить транспортное средство, видят, что человек не просто так производит его остановку, а ставит автомобиль под камеры, не оставляет вещей или открывает капот, что может означать установку «секретки», с такими автомобилями они возиться не хотят», — поясняет глава гильдии.
Специалисты утверждают, что избрав определенную тактику поведения и выработав у себя хорошие привычки, можно заранее отпугнуть автоугонщиков. Не менее важно распознавать «тревожные звоночки».
«Если машину пытались открыть, на ней могут остаться какие-то следы, — поясняет преподаватель Центральной автошколы Александр Алешин, ведущий «антиугонный» курс. — Или когда открываешь машину с помощью брелока, нажимаете кнопочку, у него есть радиус срабатывания. И некоторые открывают машину за 20 метров, а это упрощает сканирование. Чем ближе ты к машине, тем ближе нужно подойти угонщику, чтобы сосканировать твой сигнал. А если не срабатывает кнопка с одного-второго раза, это уже показатель, что тебя могут сканировать. Посмотри вокруг, не паникуй, отправляйся в людное место, а еще лучше — подъехать к сотруднику полиции, это спугнет угонщика».
Захотят угнать – угонят
Эксперты, тем не менее, критически относятся к инициативе гильдии. Так, по мнению координатора «Общества синих ведерок» Петра Шкуматова, от угона автомобиль защитить практически невозможно.
«При всем уважении к Гильдии автошкол, они делают очень большое и полезное дело, но мне кажется, что эта история будет довольно бесполезной, в первую очередь — для новичков. Сейчас можно угнать абсолютно любой автомобиль. Люди, которые этим занимаются, — профессионалы своего дела, могут совершить угон максимум за полторы минуты. Нет никаких марок, которые более защищены, или менее защищены», — уверен Шкуматов.
По мнению эксперта, не лучше дело обстоит и с противоугонными средствами.
«Помогают физические средства защиты — замок на капот, блокиратор руля, блокиратор ручки переключения передач, но вы сами понимаете, что помимо неудобств для угонщика, эти устройства прежде всего создают неудобства для самого водителя», — отметил он.
«Если люди опасаются, что машины могут угнать, то самым надежным средством является КАСКО. Сейчас есть и продукты, которые работают только на угоны, и они относительно не дорогие, — пояснил Шкуматов. — Если брать целый комплект из блокиратора и сигнализации, то они обойдутся тысяч в 25, то есть страховка на два, или даже на три года».
Ситуация улучшается
Мэр Москвы Сергей Собянин накануне сообщил, что число угонов автомобилей в столице за последние несколько лет сократилось вдвое. По данным агентства «Москва», градоначальник связал такую статистику с внедрением системы видеофиксации, оперативной работе ГИБДД и закрытием множества нелегальных гаражных автосервисов.
Ранее автостраховщики, на долю которых приходится более 50% сборов по КАСКО, назвали самые угоняемые в столице автомобили. По данным компаний «Согласие», «Альфа-Страхование», «Ренессанс», «Ресо» и «ЭРГО», это в основном японские и европейские внедорожники, такие как Toyota Land Cruiser, Lexus LX, Mazda CX-5, Mercedes G-Class, BMW X6, а также массовые корейские модели.
По данным портала Autonews, в 2015 году московские сотрудники ГИБДД смогли обнаружить более 4.300 транспортных средств, находящихся в розыске. Наибольшее число автокраж сотрудники ГИБДД зафиксировали в Южном административном округе Москвы (1.244), на втором месте — Западный округ (1.077), «бронза» у Юго-Восточного округа, где за год угнали 1.030 автомобилей.