Опубликовано 05 декабря 2016, 12:00

За счет заведения

Как заставить управляющую компанию работать и платить
Некоторые жильцы многоквартирных домов не имеют представления о существовании управляющей компании ровно до тех пор, пока лично не столкнутся с какой-либо проблемой. Они вовремя оплачивают счета за свет, газ и воду, делают взносы за капремонт. Но при этом в случае проблем с канализацией, замыкания электропроводки, утечки газа вызывают специалистов за свой счет. Между тем ходят упорные слухи, что в некоторых случаях за такие услуги должны платить коммунальщики. За что действительно не стоит переплачивать, МОСЛЕНТА узнала у сопредседателя Союза потребителей «Росконтроль», юриста Александра Борисова.
За счет заведения
Константин Чалабов / РИА Новости

Некоторые жильцы многоквартирных домов не имеют представления о существовании управляющей компании ровно до тех пор, пока лично не столкнутся с какой-либо проблемой. Они вовремя оплачивают счета за свет, газ и воду, делают взносы за капремонт, но в случае проблем с канализацией, замыкания электропроводки, утечки газа вызывают специалистов за свой счет. Между тем, ходят упорные слухи, что в некоторых случаях за такие услуги должны платить коммунальщики. За что действительно не стоит переплачивать, МОСЛЕНТА узнала у сопредседателя Союза потребителей «Росконтроль», юриста Александра Борисова.

Права и обязана

Перечень услуг, которые должна оказывать управляющая компания, определяется договором с собственниками квартир дома. Там прописываются обязательные работы по содержанию общего имущества.

"Договор этот, согласно п. 6 постановления правительства РФ № 354, является возмездным. То есть какого-то перечня "бесплатных" услуг не существует, — уточнил Борисов. — Поэтому в случае оказания услуг ненадлежащего качества жильцы вправе требовать уменьшения суммы квартплаты и отчета по тратам компании".

По его словам, управляющая компания обязана организовать работу аварийно-диспетчерской службы, которая будет круглосуточно принимать заявки от жильцов и устранять коммунальные проблемы. Общедомовое имущество должно ремонтироваться силами самой компании за счет ежемесячной платы. К этой категории относятся:

  • стояки отопления и водоснабжения и ответвления от них до первого соединения с отводящими трубами;
  • газопровод и отводы от него – до запорного крана либо отключающего устройства на ответвлениях, ведущих к газовой плите;
  • стояки водоотведения и ответвления от них - до первого соединения с отводящими трубами;
  • счетчики, если они расположены до точки первого соединения с отводами, запорными кранами и отключающими устройствами.
За счет заведения

© Роман Балаев / Коммерсантъ

"То есть аварийный ремонт всего перечисленного должен производиться за счет средств, которые вы, как собственник, ежемесячно вносите, оплачивая жилищно-коммунальные услуги", — пояснил эксперт Росконтроля.

Должно быть бесплатным и восстановление в квартире лепных деталей и розеток, если здание находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников архитектуры. А вот ремонт частной собственности - за свой счет. К ней относятся:

  • индивидуальные счетчики воды, газа, электричества;
  • газовые и электрические плиты;
  • батареи центрального отопления;
  • сантехническое оборудование (смесители, краны, водонагреватели, ванны, унитазы, раковины и сопутствующая фурнитура);
  • трубы и отводы, расположенные после точек соединения со стояками;
  • домофоны;
  • электрические кабели, розетки, выключатели, осветительные приборы, которые находятся в квартире.

Ущербное управление

Из каждого правила существуют исключения, добавил Борисов. Например, если после скачка напряжения перестала работать бытовая техника или вода из батареи залила квартиру, а от заискрившей розетки загорелись другие вещи, повреждены обои, полы и т.д. В таких случаях можно требовать компенсацию с управляющей компании.

"Обратитесь в управляющую компанию для составления акта осмотра поврежденного имущества. Требуйте компенсировать ущерб, затраты на ремонт", — посоветовал юрист. Он признал, что зачастую коммунальные службы уходят от ответственности, говоря, что авария произошла по вине владельца квартиры, который, например, сделал перепланировку или поменял проводку, радиатор и т.д. Либо упирают на то, что сеть не выдержала перегрузок, так как жильцы одновременно включили слишком много электроприборов.

"Не верьте. Именно недоработки управляющей компании, неготовность систем к повышению давления приводят к срыву радиаторов, и кипяток льется из отопительных труб во все стороны", — заверил представитель Росконтроля.

За счет заведения

© Константин Чалабов / РИА Новости

Обеспечить качественное функционирование всех систем — прямая задача управляющей компании. Согласно п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса, она обязана создать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Кроме того, если коммунальщики требуют с жильцов оплатить устранение аварии или ремонт оборудования, которое находится в их квартире, но относится к общедомовому, то это является нарушением закона «О защите прав потребителей» и статьи «Отказ от договора» Гражданского кодекса.

Доказать нельзя отказать

Получить компенсацию можно только при наличии доказательств, что произошел сбой в электросети, повышение давления в трубах и т.д. Если причиной аварии стали некомпетентные действия сантехника или электрика, потребуется справка из управляющей компании, что тот был направлен в такое-то время по такому-то вызову.

"Для начала надо пригласить из управляющей компании инженера или техника, чтобы описать повреждения и получить акт, и после этого потребовать у нее компенсацию", — уточнил собеседник МОСЛЕНТЫ.

Если компания отказывается признавать вину, оплачивать ремонт и компенсировать стоимость испорченных вещей — необходимо заключение независимых экспертов о причинах аварии. Также нужно описать имущество, пострадавшее от сбоев электричества или затопления. Хорошо бы также пригласить свидетелей-соседей.

"Напишите претензию, перечислите все ваши требования, приложите доказательства и отправьте на имя руководства вашей управляющей компании заказным письмом с уведомлением о вручении. Одновременно можно подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию", — порекомендовал Борисов.

Если в течение 10 рабочих дней получен отказ либо письмо осталось без ответа, можно подавать иск в суд с приложением доказательств — заключения независимого оценщика и акт от техника из управляющей компании. После этого собственник вправе требовать еще и компенсацию морального вреда, неустойку и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Шеф, два счетчика!

Отдельная тема разбирательств с управляющими компаниями — навязывание услуг. Например, когда во всем доме начинают в принудительном порядке, якобы в рамках некой федеральной программы, менять счетчики за счет владельцев квартир. "Здесь важно понимать, какой счетчик стоял у вас в квартире", — отметил Борисов.

За счет заведения

© Владислав Лоншаков / Коммерсантъ

Согласно п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель обязан использовать приборы учета утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку. Таким образом, требования о переустановке могут быть только в случае, если используемый счетчик не входит в реестр учета приборов или же истек срок эксплуатации.

Однако, если счетчик входит в реестр и срок годности в норме, то подобного рода требования незаконны.