Опубликовано 27 августа 2015, 15:55

«Люби Воронеж, Москва подождет»

Почему предпринимателей больше не тянет в столицу
Руководитель онлайн школы городских предпринимателей «Вектор» Дмитрий Абрамов рассказал МОСЛЕНТЕ, как на образовательной платформе появилась кнопка «Сходить в бар», зачем студентам писать лонгриды вместо контрольных и как онлайн-образование может служить социальным лифтом.
Команда, создающая Vector
Команда, создающая Vector
Strelka Institute

В сентябре Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» запускает второй курс в онлайн школе городских предпринимателей Vector. Руководитель проекта Дмитрий Абрамов рассказал МОСЛЕНТЕ, как на образовательной платформе появилась кнопка «Сходить в бар», зачем студентам писать лонгриды вместо контрольных и как онлайн образование может служить социальным лифтом.

Vector — онлайн школа городских предпринимателей института «Стрелка», которая открылась в апреле 2015 года. Это образовательная платформа с практическими заданиями для тех, кто хочет исследовать свой город и создавать городские проекты. Vector формирует сообщество людей, которые стремятся развивать не только себя, но и среду вокруг.

Идея делать платформу для онлайн образования при «Стрелке» пришла в голову генеральному директору института Варваре Мельниковой, которая предложила диджитал-директору Ольге Полищук подумать над этим. Оля пригласила меня в напарники.

Отправной точкой для Vector была миссия «Стрелки» менять культурный ландшафт и физический облик российских городов. Делать это можно только с помощью людей. В последние годы в институт приходит больше 1000 заявок на поступление. Это при том, что мест всего 30. И одна из наших задач — дать доступ всем желающим к знаниям, исследованиям и методикам «Стрелки».

Для сложных цитат мы придумали кнопку «Сходить с экспертом в бар». После ее нажатия эксперт чудесным образом меняется и пересказывает ту же самую мысль очень просто, как будто вы пришли в бар и пропустили пару бокалов виски

Сначала мы думали сделать просто — взять лучшее у «Стрелки», упорядочить и выложить это в интернете. Но быстро поняли, что так теряется суть и ценность офлайнового образования.

Дмитрий Абрамов

Дмитрий Абрамов

© Strelka Institute

###Боль клиента

Тогда мы пошли к людям, чтобы понять — а что им нужно больше всего. Мы ездили по городам, общались с нашей аудиторией. Оказалось, есть четкий запрос — научиться делать успешные городские проекты. В регионах появляется все больше ребят, которые уже не хотят уезжать в Москву за интересной жизнью, а стремятся делать что-то полезное и крутое у себя. Но у них либо нет опыта, либо команды единомышленников, либо их тормозит банальный страх, потому что неизвестно, с чего начать. Им нужен инструмент, который поможет со всем этим разобраться и получить конкретные навыки. А еще — уверенность в себе.

На том этапе нас сильно вдохновил слоган воронежского сайта Downtown.ru — «Люби Воронеж, Москва подождет». Мы окончательно поняли, что хотим создать онлайн-школу для людей, которые стремятся сделать хорошо не только себе, но и своему городу.

###Из чего состоит Vector

В итоге Vector получился не просто сайтом с интересным контентом про городские проекты, как это часто случается с онлайн-образованием. Это платформа, на которой раз в четыре месяца появляется новый большой курс. Уроки курсов состоят из видео, текстов, интерактивных тренажеров, тестов и заданий, часть из которых нужно выполнять в городе.

Начать учиться можно в любой момент. В конце курсов студенты делают лонгриды — большие материалы, в которых текст разбивается разными мультимедийными элементами, они доступны для всех желающих в специальном разделе.

В уроках, помимо текстов, видео и иллюстраций, есть интерактивы, тесты и практические задания. Многие из них нужно делать в городе, это, безусловно, выход из зоны комфорта. И это очень ценно. Только так можно наработать навыки и перестать бояться действовать

Еще у нас есть блог, где мы рассказываем вдохновляющие истории городского предпринимательства и показываем, что в любом месте можно запустить интересный и полезный проект. Довольно быстро заработало сарафанное радио, и теперь нам люди пишут сами и просят сделать про них пост или рассказать о проекте, который им очень нравится. Таким образом вокруг блога формируется сообщество активных горожан.

Вообще, мы делаем Vector как медиа. Много работаем и над дизайном, и над языком, над интерфейсами. Каждый курс придумывается как медийный спецпроект. В уроках, помимо очевидных текстов, видео, фотографий и иллюстраций, есть разные интерактивы, тесты и практические задания. Многие из них нужно делать в городе, это безусловно выход из зоны комфорта. И это очень ценно. Только так можно наработать навыки и перестать бояться действовать.

Вводный урок «Город в наследство» нашего первого курса — бесплатный, он доступен для всех, нужно просто зарегистрироваться на сайте. Стоит взглянуть на него, чтобы получить представление о Vector.

###Кнопка «Сходить в бар» и народный голубь

В наших курсах представлен интересный уникальный контент. И мы всегда думаем, как его лучше подавать. Например, для сложных, но нужных цитат разных экспертов мы придумали кнопку «Сходить с экспертом в бар». Нажимаешь, и эксперт чудесным образом меняется и пересказывает ту же самую мысль очень просто, как будто вы пришли в бар и пропустили пару бокалов виски. Это отлично работает! Что характерно, люди потом нажимают кнопку «Протрезветь» и читают цитату целиком, так с ней уже проще разобраться.

Наши курсы невозможно своровать. Даже если где-то выложить все видео и скопировать все тексты и картинки из уроков, ты все равно не получишь этот продукт, настолько у нас все замешано на дизайне, интерактивах и верстке

Еще на Vector есть голубь-подсказчик, он, как известная скрепочка в Word, периодически возникает, что-то объясняет в шутливой форме и дает советы. Сначала мы думали нарисовать для этого какую-нибудь милую собачку. Потом кто-то сказал, что это может быть овощ, например, кабачок. И у нас получился гибридный персонаж «собачок». К счастью, потом мы вспомнили, что есть более привычный для всех городской житель — голубь.

###Разработчики

Разработчики нашей платформы — это команда из Питера, Whitescape. Нам с ними сильно повезло, потому что мы не хотели пользоваться чужими шаблонами, а придумывали платформу с нуля, под свои нужды. Пока нам кажется, что мы все делаем правильно.

Был такой комментарий, что наши курсы невозможно своровать. Даже если где-то выложить все видео и скопировать все тексты и картинки из уроков, ты все равно не получишь этот продукт, настолько у нас все замешано на дизайне, интерактивах и верстке. Благодаря Whitescape Vector получился очень технологичным. Например, наш лонгрид в конце курса может сделать любой человек, там очень простой и удобный интерфейс.

###Проверено на людях

В основу нашего первого курса легли мастер-классы, проходившие на «Стрелке»: как изучать город с помощью простых инструментов, которые есть у каждого в смартфоне, — фото, видео и карты.

Мы снимали, как реальные студенты идут в город и делают задания, спрашивали, где было сложно, как с этим справляться. И теперь, когда ты получаешь задание на Vector, и тебе, например, нужно нужно выйти на улицу, выбрать территорию и сделать 100 фотографий, ты можешь посмотреть, как это делали другие: в специальном видео человек рассказывает, как он с этим справился и зачем это нужно. А перед выходом курса мы еще раз тестируем все уроки и задания на волонтерах, теперь уже в онлайн варианте. Сейчас набираем тестировщиков на второй курс.

###Второй курс

Второй курс называется «Как придумать новый городской стартап», мы его выпустим в конце сентября. Куратором выступил Дэвид Эриксон, директор образовательной программы «Стрелки», бизнес‐консультант, сооснователь школы Hyper Island. Этот курс очень прикладной, практический: десять шагов построения проекта — от поиска предпринимателя в себе самом, анализа запросов горожан, поиска партнеров до создания легенды, истории вашего бизнеса. В конце курса студенты тоже будут делать лонгрид — по сути, красивую и понятную презентацию своего проекта, с которой можно идти к инвестору, чиновникам, получать грант или бороться за тендер. Весь курс рассказан простым человеческим языком, что редко встречается в бизнес-курсах, с большим количеством примеров и упражнений.

Ссылку на лонгрид Ани Шубиной «Экстрим-парк пермского периода» отправили представителю Молодежного парламента при Законодательном собрании Пермского края. И через некоторое время городские власти Перми объявили о намерении отремонтировать этот парк

Важно, что в этом курсе участвуют успешные русские городские предприниматели. Это Иван Митин, который создал свободные пространства «Циферблат», а по сути придумал новое явление в городах, то что сейчас все называют тайм-кафе или анти-кафе: когда ты платишь не за еду и обслуживание, а за время пребывания в комфортном пространстве. Это Оля Маркес и ее школа идеального тела #Sekta, которая помогла похудеть и перейти на здоровый образ жизни огромному количеству людей. И третий проект — это «Картония», ребята, которые из картона строят города, делают декорации для мероприятий и проводят городские праздники. Мы подробно разбираем эти кейсы, их создатели делятся опытом и дают советы — как из любимого дела сделать успешный городской проект.

Дмитрий Абрамов и Ольга Полищук

Дмитрий Абрамов и Ольга Полищук

© Strelka Institute

###Лонгриды вместо контрольных

Мы решили, что у нас не будет контрольных в конце курсов. Это всех достало в школе и университете. У нас студенты делают лонгриды. Одна из задач Vector — сделать так, чтобы люди начали внимательнее относиться к своим городам и находить там новые ниши для своих начинаний. И лонгриды очень хорошо показывают, как это работает.

Например, наша студентка Аня Козлинская, отреагировав на пост Ильи Варламова о провинциальности Санкт-Петербурга, вышла в город и сделала отличное исследование про уличные питерские кафе, нашла «слепые зоны», которые можно использовать малому бизнесу. А Настя Альбокринова из Самары изучала, как за семь лет на город повлиял гигантский забор на центральной улице, и что можно делать с этим странным явлением. В итоге она предложила шесть идей по благоустройству этой территории, которые вполне можно брать за основу и воплощать в жизнь.

Мы не везде об это рассказываем, но Vector изначально придумывался как бесплатный проект

Вообще, это такая народная журналистика с большим потенциалом развития. Например, разные СМИ могут брать эти лонгриды и размещать их у себя или делать на их основе новые материалы. Инвесторы, которые хотят вложиться в интересные городские проекты, могут находить их на Vector. Или вот история с лонгридом Ани Шубиной — «Экстрим-парк пермского периода». Ссылку на него отправили представителю Молодежного парламента при Законодательном собрании Пермского края. И через некоторое время городские власти Перми объявили о намерении отремонтировать этот парк. Надеюсь, что в этом есть и наша заслуга.

###Плата и осознанность

Мы не везде об это рассказываем, но Vector изначально придумывался как бесплатный проект. Потому что на «Стрелке» учат бесплатно, а мы — продолжение института. Но рассказывая про нашу школу в городах, мы постоянно слышали вопрос: «А сколько это будет стоить?», «А почему бесплатно?» и стандартный комментарий: «Ну, нет, бесплатно у вас никто не будет учиться». Мы говорили: «Ребята, ну как же, мы за образование, доступное всем». А нам отвечали: «Всем — значит никому». Это в Москве люди привыкли к большому количеству качественного бесплатного контента. В городах ситуация ровно обратная, там за знания и навыки привыкли платить и считают это правильным.

Со временем хочется издать такую большую «Всероссийскую перепись городских предпринимателей». Чтобы можно было открыть ее и увидеть, что во всех российских городах есть амбициозные ребята, которые решили не переезжать в Москву, а делать интересные и нужные проекты у себя на родине

Поэтому перед запуском проекта мы спросили аудиторию: «Какой для вас была бы оптимальная стоимость годовой подписки на Vector, если в нее будет входить три курса в год, лонгриды, блог и истории успеха?». Мы получили 1722 ответа, и чаще всего люди писали — от 4,5 до 5,5 тысяч. Так возникла стоимость годовой подписки: 4999 рублей. Понятно, что заработать на этом мы особо не сможем, это не очень большие деньги. Но плата за годовую подписку добавляет процессу обучения ценности, осознанности и мотивирует не бросать курсы, а пройти их до конца. Такая психология у русского человека.

###Блог и истории успеха

Важным элементом Vector является наш блог, в котором мы собираем вдохновляющие истории успеха городских предпринимателей из разных городов. Очень хочется рассказать, во-первых, что таких людей довольно много и к их числу можно и нужно присоединяться. И, во-вторых, эти истории показывают, что любить свой город и улучшать его — это круто. Таких героев мы постоянно встречаем в регионах, когда приезжаем туда с лекциями.

Например, во Владивостоке мы познакомились с очень классными ребятами — Concrete Jungle, они занимаются созданием архитектуры, дизайном, уличными арт-объектами. Это идеальный пример, когда люди не просто зарабатывают деньги, а еще вкладываются в город, в котором живут, чтобы в нем было лучше и интереснее. Их работа — огромные киты на въезде во Владивосток, стала одним из неофициальных символов города.

Или, к примеру, Артем Техненко из Тюмени искал место, где бы можно было собираться с друзьями и смотреть хорошее кино. В итоге нашел его на мебельной фабрике, назвал Fabric Loft, теперь здесь можно не только посмотреть кино, но и послушать лекции, поиграть в пинг-понг, поучаствовать в чайных церемониях, научиться танцевать и просто приятно провести время среди интересных людей.

Таких историй я могу рассказать много. Они очень вдохновляют и мотивируют не сидеть на месте, а действовать. Со временем хочется собрать их в книгу, издать такую большую «Всероссийскую перепись городских предпринимателей». Чтобы можно было открыть и увидеть, что во всех российских городах есть амбициозные ребята, которые решили не переезжать в Москву, а делать интересные и нужные проекты у себя на родине. Чем больше будет таких людей, тем лучше будет жить всем нам. Для этого мы и придумали Vector.