Опубликовано 29 сентября 2015, 00:01

Что случится с картой Visa

О проблемах с платежами и штрафных санкциях
Платежная система Visa предупредила российские банки, что в начале октября перестанет гарантировать обработку всех запросов по внутрироссийским операциям. Все такие транзакции должны с 1 октября обрабатываться Национальной системой платежных карт (НСПК). МОСЛЕНТА узнала, будут ли у владельцев кредитных и дебетовых карт проблемы и что делать в случае блокировки платежа в магазине.
Что случится с картой Visa
Сергей Савостьянов / ТАСС

Платежная система Visa предупредила российские банки, что в начале октября перестанет гарантировать обработку всех запросов по внутрироссийским операциям. Все такие транзакции должны с 1 октября обрабатываться Национальной системой платежных карт (НСПК). МОСЛЕНТА узнала, будут ли у владельцев кредитных и дебетовых карт проблемы и что делать в случае блокировки платежа в магазине.

Подавляющее большинство пластиковых карт в России обслуживается компаниями Visa и MasterCard. В прошлом году против российских компаний, банков и физических лиц западными странами были введены санкции. Тогда платежные системы перестали обслуживать карты, выпущенные попавшими под ограничения кредитными организациями. После этого власти страны решили упорядочить рынок финансовых операций. Компаниям Visa и MasterCard было предложено присоединиться к Национальной системе платежных карт (НСПК). Идея состоит в том, чтобы все внутренние операции обрабатывались в России, а платежная информация не уходила за рубеж.

Первоначально процедура перевода внутрироссийских платежей в рамки НСПК должна была закончиться 31 марта этого года. MasterCard, за исключением отдельно взятых банков, уложилась в этот срок. Visa начала процедуру передачи своего процессинга позже. В итоге она нарушила установленные сроки и была вынуждена разместить страховой депозит в Центробанке. Официальный размер депозита не раскрывался, по оценкам экспертов, он мог составить до 50 миллионов долларов. Позже он был возвращен компании.

Сейчас некоторые операции до сих пор поступают на обработку непосредственно в компанию. Visa и НСПК говорят, что речь идет о небольшом количестве операций, единичных случаях, которые происходят из-за ошибок банков. По оценкам участников рынка, на полное завершение миграции в НСПК необходимо не меньше месяца. Нынешнее сообщение Visa — напоминание банкам, что с 1 октября система такие операции гарантировать перестанет.

По новым правилам кредитные организации должны иметь два независимых канала передачи финансовых транзакций. Один канал подключен к процессинговому и клиринговому центру НСПК. Другой идет к соответствующим центрам Visa и Mastercard. Внутрироссийские транзакции должны идти по каналам НСПК. Международные — в процессинг международных платежных систем.

Технически для клиента все будет выглядеть так: вы пришли с карточкой в магазин, суете ее в терминал, терминал отказывает в платеже. Деньги никуда уходить не будут, просто произвести оплату вы не сможете

Михаил Дьяков

обозреватель портала «Банки.Ру»

Если какой-то банк до сих пор внутрироссийские транзакции отправляет в Visa, то обработка этой транзакции будет нарушением закона «О национальной платежной системе». Visa за это может быть подвергнута штрафным санкциям со стороны Банка России. Соответственно, сообщение компании является сигналом банкам о том, что с начала октября нынешний порядок работы станет невозможным.

«Если ваш банк не отправляет транзакции в НСПК, а отправляет их в Visa, то вы со своей картой в магазине получите отказ. Visa увидит, что транзакция внутрироссийская, и проводить деньги не станет. Банкам стоит задуматься, выполняют ли они все предписанные законом процедуры. Visa сейчас обращает внимание именно на это», — объяснил МОСЛЕНТЕ обозреватель портала «Банки.Ру» Михаил Дьяков.

С начала октября VISA перестает гарантировать внутрироссийские операции

С начала октября VISA перестает гарантировать внутрироссийские операции

© Кирилл Каллиников / РИА Новости

По словам эксперта, многие банки систему проведения платежей выстроили в соответствии с требованиями закона еще весной. Некоторые торопиться не стали, именно у них могут быть проблемы. При этом конкретные банки никто не называет. Сами кредитные организации рапортуют, что все нормально. «Сейчас либо банки исправят ситуацию, либо часть внутрироссийских платежей будет отклоняться. Результат мы увидим в начале октября. Технически для клиента все будет выглядеть так: вы пришли с карточкой в магазин, суете ее в терминал, терминал отказывает в платеже. Деньги никуда уходить не будут, просто произвести оплату вы не сможете», — говорит Дьяков.

В случае блокировки какого-то платежа операцию следует через некоторое время — 10, 20, 30 минут — повторить. Возможно, банк перенаправит ее в правильном направлении

Точное количество проблемных транзакций эксперты назвать затрудняются. «Я вообще не думал, что возникнут какие-то трудности. Но, очевидно, Visa не просто так сделала заявление», — размышляет Дьяков.

Аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко сказал МОСЛЕНТЕ, что проблем с пластиковыми картами не будет вообще никаких. «В любом случае доля таких транзакций по пессимистичному прогнозу будет минимальная, не больше каких-то долей процента. В этом случае их обработает все-таки Visa, либо она вернет их НСПК. По оптимистичному прогнозу их вообще не будет», — говорит эксперт.

Директор аналитического агентства «Инвесткафе» Иван Кабулаев считает, что ситуация на рынке сейчас абсолютно непредсказуема. «Перевод всех операций на российские рельсы пока происходит со сбоями. У каких-то банков операции не проходят, где-то, наоборот, двойное списание. Бывают заметные технические проблемы. Я думаю, что это болезни роста, в обозримом будущем они будут решены», — говорит аналитик.

В любом случае советы частным владельцам пластиковых карт эксперты дают простые. В случае блокировки какого-то платежа операцию следует через некоторое время — 10, 20, 30 минут — повторить. Возможно, банк перенаправит ее в правильном направлении. «Хронический запрет на транзакции с карты станет совсем нонсенсом. Ни один банк не должен допустить такой беды у своего клиента, ведь клиент в любой момент может пойти в другую кредитную организацию. Банки больше всех заинтересованы в стабильной работе платежных систем», — отмечает Кабулаев.