Как в Москве поймать Wi-Fi
МОСЛЕНТА протестировала автобусные остановки на интернет-пригодностьПосле объявления департамента информационных технологий Москвы о запуске Wi-Fi на остановках общественного транспорта, МОСЛЕНТА решила проверить как он работает.
Начинаем тестирование с изучения списка станций метро и железной дороги, где есть остановки автобусов или другого общественного транспорта с хот-спотами (местами, где возможен выход в Интернет через Wi-Fi). Да, пока в интернет можно зайти не везде.
Мы обнаружили работающую беспроводную сеть примерно на сотне остановок. Главный отличительный признак, который может свидетельствовать о наличии Wi-Fi — расположенный рядом киоск Мосгортранса. Это и неудивительно, ведь для раздачи нужен роутер. Хотя эти аппараты и недороги, их воруют даже из метро, недолго же они простоят ночью на остановке на окраине города.
Wi-Fi, еще Wi-Fi
На остановке никакого значка, сигнализирующего о беспроводном доступе в интернет, нет. Так что стоит лишний раз проверить доступные сети — количество остановок с хот-спотами будет увеличиваться.
Достаем телефон и запускаем беспроводную связь. Появляется достаточно много беспроводных сетей, но они, в основном, запаролены, а нужная нам — нет, она называется Mosgortrans.
Первое подключение проводим со смартфона компании Apple. iPhone бодро ловит сети, подключается к нужной, а для авторизации необходимо загрузить любую веб-страницу в браузере. С нее перекидывает на сайт Мосгортранса.
Если вам повезет, конечно. У нас в первый раз загрузка подвисла. Пришлось отключать-включать Wi-Fi и повторять процедуру входа заново. Нам еще не раз придется это сделать, но в большинстве случаев хватает деактивации-активации беспроводного соединения. Также пару раз пришлось перезагружать устройство, чтобы оно нашло сеть и прошло процесс регистрации в ней.
Работа на разных устройствах
Для первого входа в сеть пользователь должен ввести свой номер сотового телефона и пароль, полученный на него по SMS.
Если ваш планшет или, например, электронная книга не поддерживают сотовой связи, то можно запомнить (а лучше записать и сохранить) пароль, высланный коротким сообщением. Он подойдет к любым устройствам.
В нашем случае пароль, полученный на iPhone 6 Plus, позволил выйти в сеть с планшета iPad и Android-смартфона Sony Xperia Z3 Compact. Причем последние два использовались без SIM-карт, и собственного подключения к сотовой сети не имели.
Хотя необходимость первый раз выходить в сеть с телефона может смутить пользователя, но зато универсальный пароль позволяет, раз получив его, в дальнейшем не заботиться о выборе устройства.
А вот войти в сеть одновременно с двух устройств под одним аккаунтом у нас не получилось. Преимущество имеет тот аппарат, который уже работает в сети, а второй не получает авторизации.
Пожалуй, это справедливый подход, иначе вскоре вся Москва сидела бы в интернете по десятку связок «номер телефона-пароль», выложенных в сеть.
При подключении устройств без симки, проблемы возникали еще чаще, чем при подключении с iPhone: то лендинговая (регистрационная) веб-страница «Мосгортранса» не грузится, то пароль не подходит. При этом никакого сообщения о причинах не выдается, поэтому пользователю остается только гадать — то ли проблемы с сетью, то ли он ввел некорректный пароль. У нас второй случай исключался использованием программы хранения паролей, встроенной в браузер Chrome.
Качай сам — контент не отдавай
Московские власти обещали обеспечить скорость работы в сети - 10 мегабит в секунду. Кроме нескольких неудачных попыток, мы стабильно регистрировали скорость скачивания в 8 мегабит в секунду. Чуть меньше обещанного, но достаточно для работы. А если сравнивать с мобильным интернетом, то это, примерно, промежуточное значение между средней скоростью в 3G и 4G.
При этом пинг (задержка в передаче данных) невысокий, скорее всего, получится даже играть в сетевые игры, если вы решитесь на это.
Непонятные данные тест показал по скорости отсылки информации со смартфона — бодро начиная с пары мегабит в секунду, скорость падала до сотен килобит в секунду. Возможно, таким образом московское ведомство пытается избежать использования ее сети для раздачи торрентов и других сценариев чрезмерного использования канала.
Главное, что при этом типичные операции, например, выкладывание фотографий в Instagram, происходят за несколько секунд. Дольше, чем в домашней беспроводной сети, но примерно так же, как в не очень быстрой сотовой сети.
Перспективы
Бесплатный Wi-Fi на остановках позволяет работать в интернете на комфортной скорости, главное — подключиться. Иногда для этого требуется две-три попытки. Однако, технология подключения, наверняка, еще будет совершенствоваться, а количество остановок, оснащенных беспроводной связью — расти. Но количество пользователей тоже будет расти, и как с этой нагрузкой справится установленное оборудование — покажет время.
Впрочем, перспективы беспроводной связи на наземном транспорте станут понятней, если посмотреть, что случилось с интернетом в метро. Как рассказал МОСЛЕНТЕ Илья Грабовский, представитель компании МаксимаТелеком — провайдера интернета в метро, сейчас каждый день к сети под землей подключается 1,2 миллиона уникальных пользователей, причем 90 процентов — не менее двух раз в день. Пользователи сидят в социальных сетях, читают новости и смотрят видео.
Если учесть, что, по словам заместителя мэра Москвы Максима Ликсутова, пассажиропоток в наземном и подземном транспорте в городе практически сравнялся, количество пользователей интернета на остановках и в автобусах может стать примерно таким же.
Александр Баулин