Опубликовано 22 сентября 2015, 13:38

Как Яуза превратится в парк

О ночных маршрутах, летних кинотеатрах и 42-километровом марафоне
Вслед за проектами благоустройства набережных Москвы-реки этим летом была разработана стратегия развития прибрежных территорий Яузы. Старший преподаватель кафедры проектирования зданий и градостроительства МГСУ Юрий Ковалев в деталях рассказал МОСЛЕНТЕ о подготовленной стратегии развития
Как Яуза превратится в парк
Константин Гуща / Фотобанк Лори

Вслед за проектами благоустройства набережных Москвы-реки этим летом была разработана стратегия развития прибрежных территорий Яузы. Специалисты Московского государственного строительного университета подготовили концепцию создания единого парка, включающего в себя непрерывный марафонский маршрут. Старший преподаватель кафедры проектирования зданий и градостроительства МГСУ Юрий Ковалев в деталях рассказал МОСЛЕНТЕ о стратегии развития, в соответствии с которой вдоль Яузы и ее притоков — Чермянки и Лихоборки — появятся пешеходные дорожки, исторические, образовательные и ночные маршруты, а также летние кинотеатры и спортивные базы.

###Границы исследования

Мы проанализировали береговую полосу Яузы и ее притоков, Чермянки и Лихоборки, на территории СВАО: от МКАД до пересечения с Ярославской железной дорогой. Рассмотрели прилегающие территории, изучили их состояние, наполненность инфраструктурой. Сейчас это неравномерно развитые зоны: одни из них благоустроены, другие — нет. И задача проекта — превратить всю пойму реки в единое, цельное пространство. Таким образом, наш проект затрагивает муниципальные районы Лосиноостровский, Бибирево, Южное Медведково, Бабушкинский, Отрадное, Свиблово, Останкино, Ростокино и Богородский.

###Авторский коллектив

Курировал проект Валерий Теличенко, президент нашего вуза и депутат Мосгордумы по Северо-Восточному округу. В команде было семь человек, работа над стратегией заняла около месяца. Мы прошли и проехали на велосипедах всю прибрежную полосу с каждого берега и подготовили анализ их состояния. Авторским коллективом, состоящим из наших студентов, магистров, который я возглавил на пару с другим преподавателем нашей кафедры Кириллом Теслером, мы собирались, проводили мозговые штурмы и на базе проектной организации университета проделали все работы.

###Стратегия развития

Мы предложили вариант своего видения будущего реки в качестве непрерывного парка с возможностью движения вдоль каждого берега, с организованными проходами под всеми мостами, парковыми зонами, историческими, образовательными, ночными и беговыми маршрутами, в том числе круговой марафонской дистанцией длиной 42 километра.

###Объединение прибрежных территорий

Мы предполагаем, что вся прибрежная линия будет проницаема для прохода с обеих сторон, для чего на каждом берегу будет создано соответствующее благоустройство. На данный момент проблему здесь создают автомобильные мосты через реку, так как большинство из них не приспособлено для прохода под ними: сейчас надо выходить на уровень дороги, переходить ее и обратно спускаться к реке. Мы предлагаем реконструктивные мероприятия в этих зонах. Это относится к мостам на пересечении реки с улицами Широкая, Осташковская, Енисейская, проезд Дежнева, Полярная, Сельскохозяйственная, Менжинского, Вильгема Пика, Березовой аллеей и 2-м проездом Леонова. На данный момент на рассматриваемом участке реки проход по каждому берегу есть только под проспектом Мира.

Чтобы не было однообразного бега по кругу, мы рассчитали беговые трассы так, чтобы маршрут дважды не проходил по одному месту, был непрерывным и шел вдоль береговой полосы без подъемов к мостам и спусков с них

Каждый конкретный участок надо разрабатывать детально. Например, для ситуаций, когда мост расположен слишком низко, предположим, в полутора метрах над землей существуют решения, когда проход заглубляется, делается ниже уровня воды, а с каждой стороны дорожки устанавливается подпорная стенка. Сейчас на некоторых реках в Швейцарии применены такие конструкции.

###Степень благоустройства территорий

Проанализировав степень благоустройства территорий, мы выявили три уровня: высокий, средний и низкий, их примерно поровну, то есть около 30 процентов от общей площади. В концепции выделены так называемые резервные зоны — это производственные территории, которые попадают в зону реорганизации в соответствии с генеральным планом развития Москвы до 2035 года, участки плоскостных гаражей, то есть коммунальные зоны, и зоны со сложным рельефом.

Совместив все слои исследования, мы получили карту предполагаемого зонирования, где выделены территории развития и три типа парковых зон: лесопарк, пейзажный парк и регулярный парк, которые будут чередоваться на берегах Яузы, Чермянки и Лихоборки.

###Беговые маршруты и марафонская трасса

Предлагая круговые беговые маршруты, мы исходили из того, что, с одной стороны, они должны быть разной длины: километр, три, пять и 42-километровый, марафонский. С другой стороны, чтобы не было однообразного бега по кругу, мы рассчитали эти беговые трассы так, чтобы маршрут дважды не проходил по одному месту, был непрерывным и шел вдоль береговой полосы без подъемов к мостам и спусков с них.

Запланировано создание этнографического комплекса «Музей истории реки Яузы» между Сельскохозяйственной улицей и местом впадения Лихоборки в Яузу, на противоположном берегу от станции метро «Ботанический сад»

Где назначить место старта и финиша для марафонской дистанции, будет зависеть от организаторов спортивных мероприятий. Маршрут будет проходить вокруг Джамгаровского пруда, далее вдоль русла Яузы с восточной стороны, мимо усадьбы «Свиблово». Далее, в районе метро «Ботанический сад», маршрут перейдет на западный берег. Для этого можно использовать существующий мост в месте пересечения с улицей Вильгельма Пика, а можно организовать дополнительный, пешеходный. Затем маршрут будет пролегать по территории ВДНХ, вдоль впадающей в Яузу реки Каменка и каскада организованных на ней прудов, обогнув их, трасса вернется к основному руслу Яузы, пройдет по западному берегу до впадения реки Чермянки и протянется вдоль нее до улицы Широкой. Оттуда маршрут проходит к основному руслу Яузы, вдоль которого идет обратно, на север, к Джамгаровскому пруду. Так образуется круговой маршрут протяженностью 42 километра.

###Спортивная инфраструктура

Чтобы обеспечить маршрут инфраструктурой, мы предлагаем создать новые и использовать уже существующие спортивные объекты — это стадион «Яуза» к северу от метро «Бабушкинская» и стадион «Искра» в районе метро «Ботанический сад». Новые спортивные базы с раздевалками и душевыми будут организованы на Сельскохозяйственной улице, напротив Свибловских прудов, и на Чермянке, в районе улицы Молодцова. Спортивные базы меньшего размера мы рекомендуем разместить в районе Юрловского проезда и Северодвинской улицы. В принципе, беговые маршруты зимой вполне заменяемы лыжными.

Прибрежная полоса Яузы в черте города, современный вид

Прибрежная полоса Яузы в черте города, современный вид

© Татьяна Тимирханова / Интерпресс / ТАСС

###Реорганизация зон

Исходя из степени благоустроенности территории и существующих резервных объектов, мы разработали схему очередности реорганизации зон. Первая очередь — район между Джамгаровским прудом и Яузой, а также незастроенные участки от улиц Полярная и Кольская вниз к усадьбе «Свиблово». Там сейчас озелененная, но очень слабо благоустроенная территория. В обоих случаях мы рекомендуем создание на этих территориях современных, комфортабельных парков.

Мы предлагаем извлечь из коллектора и благоустроить территорию береговой полосы реки Ичка, которая впадает в Яузу в районе улицы Широкая, на том участке, где она идет от Джамгаровского пруда по территории гаражного кооператива. На этом месте может быть образовано рекреационное пространство, которое объединит Джамгаровский парк с парком долины реки Яузы. В Сингапуре, в других азиатских и европейских городах уже успешно применены такие решения.

Вдоль рек Чермянка и Яуза мы предлагаем создать летние кинотеатры и танцплощадки, объединенные в единый маршрут освещаемыми пешеходными тропами

Вторая очередь — к западу от метро «Ботанический сад», от улицы Декабристов вдоль Сельскохозяйственной улицы до пересечения с проспектом Серебрякова. Сейчас там находится полузаброшенная производственная зона. Думаю, отталкиваясь от рельефа местности, тут имеет смысл разбить пейзажный парк: здесь высокий берег, поэтому устройство регулярного парка нецелесообразно.

К третьей очереди относится территория между рекой и улицей Касаткина, которая растянулась вдоль Ярославской железной дороги. Здесь, на противоположной стороне от Ростокинского акведука, находится большая промзона, которая может быть реорганизована.

###Инфраструктура для велосипедистов

На всей этой территории мы рекомендуем организацию веломаршрутов, которые частично будут совпадать с беговыми. Мы посмотрели планы развития велоинфраструктуры, разработанные московскими департаментами, и, изучив их, предложили на рассматриваемой территории дополнительные пункты велопроката: в районе ВДНХ, усадьбы «Свиблово». Уже запланированные к возведению объекты велоинфраструктуры будут находиться в районе проезда Шокальского.

###Голубятни, конюшни, собачьи площадки

На данный момент существующие площадки кинологов и голубятни сконцентрированы в основном в районе Полярной улицы, неподалеку от метро «Бабушкинская». Мы предлагаем организовать дополнительные площадки на Чермянке, в районе улицы Римского-Корсакова, в районе усадьбы «Свиблово».

###Исторический маршрут Исторический маршрут будет наполняться информационными стендами. Запланировано создание этнографического комплекса «Музей истории реки Яузы» между Сельскохозяйственной улицей и местом впадения Лихоборки в Яузу, на противоположном берегу от станции метро «Ботанический сад». Эта точка представляется нам удобной в транспортном отношении, к тому же здесь интересный ландшафт.

Другими объектами исторического маршрута станут Ростокинский акведук, несколько церквей и усадьба «Свиблово». Также на реке Чермянка, в зоне улицы Молодцова, мы предлагаем создать клуб или парк исторической реконструкции, так как здесь было сделано немало археологических находок.

Ростокинский акведук

Ростокинский акведук

© Александр Курлович / Фотобанк Лори

###Образовательные маршруты

В зоне расположения школ мы предлагаем организовать образовательные маршруты по изучению флоры и фауны, так как в пойме реки обитают птицы, земноводные и насекомые, занесенные в Красную книгу Москвы, а также встречаются природные объекты, имеющие статус особо охраняемых. Например, подобные маршруты могут быть устроены неподалеку от гимназии №1558 на участке в районе улиц Полярная и Кольская: к северу и к югу от них по восточному берегу находится много живописных болот. Еще одна перспективная зона для создания образовательных маршрутов находится к северу от метро «ВДНХ», в районе реки Лихоборка, а также на Чермянке, в районе школы №1038.

На образовательных маршрутах будут проложены тропы, установлены информационные таблички с описанием обитающих здесь птиц, видов встречающихся растений и деревьев.

###Ночные маршруты

Мы также рассматриваем выделение нескольких зон вдоль рек Чермянка и Яуза, где будут созданы привязанные к жилым массивам летние кинотеатры и танцплощадки, объединенные в единый маршрут освещаемыми пешеходными тропами. Эти зоны будут располагаться в районе метро «Бабушкинская» и Олонецкого проезда, в районе улиц Полярная и Заповедная, на Чермянке — в районе Юрловского проезда и в Ростокино — около улицы Докукина.

###Будущее проекта

Подготовленную стратегию развития мы на прошлой неделе передали спикеру Мосгордумы Алексею Шапошникову, который был инициатором этого проекта. В ближайшее время эти документы также будут переданы префекту СВАО Валерию Виноградову.

Дальнейшая судьба этой стратегии, ее реализация будут зависеть от решений, которые по данному поводу примет правительство города. Возможен вариант, когда будет выпущено руководство по комплексному благоустройству прибрежной территории реки Яуза, которым будут пользоваться подрядные организации, выполняющие проектные и строительные работы. Существует вариант выделения всей поймы в один парк долины реки Яуза, в регламенте которого будут прописаны правила использования этих территорий.

Если наша стратегия будет принята, в целом она может быть реализована не раньше 2035 года. Первые локальные работы могут быть начаты в ближайшие два года. Как правило, такие проекты разбивают на части, каждая из которых благоустраивается в пятилетний срок. Все зависит от того, насколько эта стратегия заинтересует городские власти и будут ли для ее реализации привлекаться сторонние инвесторы.