16 мая в 00:01

«Жирные времена прошли»: как россияне помогают друг другу во время коронавируса

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
Кого-то карантин вогнал в депрессию, а кого-то вдохновил на великие дела. Пока одни решают, что за сериал еще посмотреть и в каком шкафу перебрать все по третьему разу, другие запускают проекты, меняющие рынок, город и жизнь ближайшего окружения. МОСЛЕНТА поговорила с психологом, пиарщицей и галеристом, каждого из которых самоизоляция вдохновила на альтруистический проект, уже изменивший мир вокруг нас.

«Неожиданно я стал подкастером»

Иван Матвеев, логотерапевт

Когда началась вся эта история с COVID-19, меня поразили два факта. Первый — крайняя неразвитость, а то и совершенное отсутствие у многих людей вокруг внутреннего стержня, на который можно и нужно опираться в трудные моменты жизни. И второй — зашкаливающая драматизация событий с последующими даже не жалобами, а таким своеобразным нытьем, упадническим настроением и опусканием рук. Тогда как ситуация, напротив, требует активных действий и проявления силы духа.

Я прекрасно представляю себе картину происходящего, и по роду деятельности общаюсь и с многодетными родителями, потерявшими работу, и с одинокими пенсионерами, у которых не осталось денег на продукты, и с разоряющимися владельцами бизнесов, которым нечем платить сотрудникам и за аренду за помещения. Так что я не понаслышке знаю, что такое человек в отчаянии и горе, который в слезах буквально кричит тебе о своих бедах…

И вместе с этим, я знаю, как такой человек может себе помочь сам. Как может развить в себе эту способность — быть стойким к трудностям, не унывать и не сдаваться, а еще и быть поддержкой и опорой окружающим, какие бы удары судьбы на него не обрушились. И это не пустые слова, а проверенные временем, и подтвержденные многочисленными психологическими исследованиями, инструменты и методы, главный из которых — умение занимать ту или иную внутреннюю позицию по отношению к миру, себе и окружающим.

Лучше других, на мой взгляд, это сформулировал Виктор Франкл — австрийский психиатр, психолог и невролог, основавший новое направление в психологии — логотерапию или «учение о смысле» (от греческого «логос» — смысл). У Франкла исключительно непростая судьба: имея возможность иммигрировать в США до прихода в страну нацистов, он решил остаться с женой и родителями, у которых возможности уехать не было. В результате, все они попали в концлагеря, где родители и жена погибли, а Франкл, пережив этот чудовищный опыт, чудом остался жив. Вскоре после освобождения Виктор Франкл опубликовал свою самую известную книгу «Сказать жизни «Да!», где описывает произошедшее с ним глазами психолога. Там он объясняет, что именно позволило ему и другим уцелевшим не просто выжить, а не сойти с ума, выстоять, сохранить человеческое лицо и достоинство.

И вот, буквально, первое, о чем я подумал, когда вся эта история с пандемией начала набирать обороты — что, пожалуй, нет сейчас такого человека, которому бы эта книга Франкла не была полезной.

Понимая, что далеко не у всех есть силы и возможность ее читать, я решил записать книгу в аудио-версии. Даже не стал смотреть, существуют ли уже готовые варианты, потому что знаю, — в подаче разных людей один и тот же материал по-разному воспринимается и, что называется, заходит.

Стал начитывать и выкладывать по частям, потому что оказалось, что все это не так быстро, как мне думалось, а, кроме того, в такой постепенной последовательности есть и терапевтический смысл — ведь человеку нужно время, чтобы обдумать новые идеи, как-то примерить их на свою жизнь, попробовать действовать не по шаблону.



В итоге за две недели книга полностью «начиталась», и я залил ее на YouTube. Вышло пять частей на 3,5 часа звучания.

Фото: страница Ивана Матвеева в Facebook

Разумеется, как только я начал начитывать, написал об этой идее на своих страницах в соцсетях и в логотерапевтическом сообществе, с комментарием: «Всем вам, наверняка, приходила в голову идея, что людям вокруг сейчас полезно было бы с этой книгой познакомиться. Чтобы понять, что: а) у нас все не так плохо, и б) у каждого есть внутренний ресурс, на который можно опереться. Поскольку многим сейчас не до чтения, то, вот, пожалуйста, я сделал аудиоверсию, — пользуйтесь и распространяйте».

Люди стали пересылать это друзьям-знакомым, и постепенно материал начал набирать просмотры и прослушивания.

У этой истории три неожиданных для меня продолжения. Во-первых, мне написал удивительный коллега, с которым мы вместе учились на курсе логотерапии — Валерий Прибытов. Это сильный шахматист, эрудит, человек, выигравший хрустальную сову вопросом против знатоков в «Что, где, когда?», а теперь еще и тьютор в Высшей школе логотерапии, при всем этом — он незрячий.

И вот Валера написал мне примерно следующее: «Как здорово, что ты это сделал. В сообществе незрячих я разным людям рассказывал про Франкла. Аудиокниг найти не удавалось, а чтение книг программами-чтецами не каждый способен выдержать. Теперь есть эта аудиокнига, и я могу рассылать ее. Особенно большая благодарность и привет от моей знакомой из Латвии — Линды, которая наконец-то услышала Франкла в оригинале, а не в моем пересказе». Меня так это тронуло, что теперь я готов продолжать, даже если у меня будет всего два подписчика: Валера и Линда.

Второй неожиданный результат: мне написала руководитель Высшей школы логотерапии при Московском институте психоанализа — Светлана Штукарёва. Она предложила записать и другие книги по логотерапии, а в дальнейшем взяться за платный проект по созданию аудио-библиотеки психологической литературы для студентов. Я, не раздумывая, согласился, и сейчас записываю аудиоверсию книги Александра Баттиани «Преодоление безразличия. Нахождение смысла во время перемен».

Ну и последнее. Выясняя у людей, как им удобнее получать и слушать записываемый материал, я понял, что самый актуальный и приятный формат — это подкаст. И вот, можно сказать, нечаянно я стал подкастером. Сейчас мой первый подкаст «про Смыслы» доступен на всех площадках: в iTunes, на Яндекс.Музыке, в Гугл-подкастах и всех остальных ресурсах и приложениях.Пожалуйста, слушайте сами и рекомендуйте друзьям.

«Сидела и думала: "Господи, куда же я ввязываюсь-то?"»

Ксения Маренникова, сооснователь пиар-агентства «Бедуш и Маренникова»

Понятно, что пиарщику не сидится в карантине. Еще в начале самоизоляции у нашего агентства отвалились почти все проекты, - такова специфика работы в событийном пиаре. Так что делать мне было особо нечего. Но ведь обычно мы живем в режиме постоянного придумывания информповодов, задача которых - получить большой охват аудитории. Так что я не стала мелочиться, а решила думать над тем, как бы сделать что-то глобальное.

Я себя спрашивала, а вот что бы я сама послушала, что бы такого посмотрела? Я люблю современную поэзию, и больше десяти лет назад делала формат оффлайн-фестивалей. Проект назывался «Воздух»: чтобы привлечь внимание широкой аудитории к поэзии, я собирала известных людей и современных поэтов, которые читали стихи, сменяя друг друга. Какое-то количество лет, пока были время и задор, я делала этот проект на «Винзаводе», в клубе Б2 и на других площадках. А потом с появлением детей современная поэзия оказалась от меня далека.

И когда я себя честно спросила, что бы я хотела послушать, сидя на карантине, ответ был однозначный - большой марафон поэзии. Я предложила эту идею «Политеху», - сделать фестиваль на их YouTube, в их соцсетях. Хоть историческое здание у них еще не открылось, но мы все помним, что там была большая аудитория, история которой связана с поэзией начала прошлого века.

Я сама собрала программу, позвала Андрея Родионова помочь мне с поэтами, сама обзвонила несколько сотен известных людей. И все организаторы и все участники соглашались абсолютно бесплатно поучаствовать в таком проекте. Первый раз, когда мы это сделали в начале карантина, проект собрал полмиллиона просмотров, в апреле мы провели его во второй раз, и он собрал уже около миллиона просмотров. Естественно, о таком я и мечтать не могла. Из того, что я делала сама, это самый охватный проект, посвященный современной поэзии.

Фото: страница Ксении Маренниковой в Facebook

Люди отзывались с большим энтузиазмом: от Марины Зудиной до Екатерины Шульман, от Андрея Макаревича до Паши Артемьева. Идея была - собрать максимально репрезентативный круг известных людей, чтобы присоединилась их аудитория, которая, как и все мы, сидит на карантине. Хоть это было и тяжело, мы делали прямые включения из домов артистов и знаменитостей, чтобы показать, что люди действительно не нарушают карантин, выходят с нами на связь, желают друг другу здоровья, терпения, просят оставаться дома и читают удивительные стихи современных авторов. Я получила от этого колоссальное удовольствие.

Второй такой спонтанный проект, родившийся благодаря карантину - это марафон о собаках и кошках из приютов и передержек, которые ищут хозяев. В Facebook у меня нет друзей, которые занимаются волонтерством, я совершенно не в теме, и я никогда не брала животных из приюта. Да, кот у меня - с улицы, но я никогда не была связана с благотворительностью в этой сфере.

И вот, под одним из постов у нас с друзьями сложился диалог. В котором обсуждалось, что в Америке всех животных из приютов разобрали в самом начале карантина, а нам что, слабо? И кто-то там меня отметил, - типа, вот, у нас тут есть супер-пиарщица, давайте-ка она что-нибудь придумает. И я как-то так самоуверенно написала «Давайте». Потом сидела и думала: «Господи, куда же я ввязываюсь-то? Надо же сейчас садиться, с нуля изучать, как это все работает». Но Маргарита Кондратьева, один из организаторов фестиваля «Цветочный джем», - она крутой продюсер, как-то очень быстро создала команду. Собрала всех волонтеров, потому что эта среда ей близка, собрала людей творческих, меня подключила и выступила основным локомотивом этого проекта.

Я стала придумывать, как правильно продвигать этот проект, начала делать истории, и меня это очень увлекло. Ведь волонтерство - это очень личная история каждого человека, и все они очень непохожи. Они про добро, человечность, веру в чудо. И я зажглась от этих людей, получила очень сильный заряд от этой команды.

Получилось сделать марафон охватным - около 100 публикаций, от Esquire до ТАСС. Я собрала в своем Facebook больше 15 историй от друзей о том, как они взяли животных из приютов или из передержек, и эти истории вышли в медиа: и в Psychologies, и в Москвич Mag, и на Москва 24. То есть, через личные истории друзей я построила пиар этого проекта.

Как и в случае с «Политехом» мы будем повторять этот марафон, который имел неожиданный успех. Когда мы придумали ему название «Счастье с доставкой на дом», я настаивала на продвижении идеи доставки выбранных питомцев, потому что сейчас, в карантин, приюты закрыты и довольно тяжело встречаться, смотреть животных. Мы с волонтерами разработали целую программу о том, как проводить видеособеседования, как знакомиться с будущими хозяевами.

Фото: @schastie_s_dostavkoi

И мы поменяли обычную волонтерскую процедуру по пристройству животных. Для всех это было в некотором смысле вызовом, челленджем, потому что очень тяжело переключаться на что-то новое, когда ты много лет делал все по накатанной.

Нам удалось пристроить около 100 животных из 150, принимавших участие в марафоне. Это огромный процент, и даже от тех же волонтеров я получаю в WhatsApp какие-то невероятные слова благодарности. О том, что они много лет работали по одной схеме и у них был один круг общения. А сейчас с помощью нового креатива мы настолько расширили аудиторию, что животных разобрали совершенно разные люди, которые никогда раньше не интересовались ни приютами, ни передержками. То есть, эта акция позволила нам не только хайп развести на карантинном сидении, но и сделать очень полезное дело.

Работа проекта на страничках проекта в Instagram и Facebook продолжается, там появляются новые анкеты животных. Второй марафон пройдет после майских праздников – 16 мая.

Так что: там два марафона, здесь два марафона, - в итоге оба эти проекта сильно поддержали меня саму во время сидения дома. И как профессионалу, пиарщику, не дали мне отчаяться, повесить нос и хвост.

«Почему бы не сделать безумный шаг, который изменит бизнес-процесс в отрасли»

Джейкоб Якубов, основатель проекта WHO I AM

Проект, который я основал в 2013 году, как бренд одежды, давно перерос в целую экосистему, на базе которой сегодня существует предприятие по производству в Ивановской области и галерея современного искусства.

Текущий момент глобального изменения сознания, с одной стороны, вызвал у нас всякие антикризисные штабы и совещания, связанные с производством одежды и промышленностью. А с другой заставил меня задуматься над тем, как помочь художникам - резидентам нашей галереи.

Я сам, как художник, понимаю, что коллеги по всему миру сегодня оказались в непростой ситуации. Особенно в России, где и до сих пор-то рынка искусства не существовало, и художник всегда был где-то на задворках. Диапазон цен на работы художников, чьи выставки мы делаем, достаточно высокий для российского рынка. И сегодня такие работы продавать стало сложнее. Так что у меня стали возникать идеи относительно того, что можно предложить и обществу, и нашим клиентам, и как в то же время поддержать художников.

Фото: Елена Колдунова и Владимир Клесов

Художники - люди непростые, у каждого - своя жизненная позиция, сформировавшиеся взгляды. С ними бывает сложно договориться, но так как я сам одновременно являюсь и художником, и галеристом, и не люблю компромиссы, нам всегда удается найти баланс.

Раньше многие художники отказывались работать под заказ, делать тиражное искусство или продолжать свои удачные серии лишь потому, что они были хорошо проданы галереей. Это вызывает уважение!

Но сейчас ситуация резко изменилась для всех, и очень важно, на мой взгляд, сохранить интерес зрителей и аудитории, потребляющей искусство, к его покупке. И создать для этого более гибкие условия.

Сегодня многие художники и дизайнеры пересматривают свое отношение на работу с заказчиками, галеристами, клиентами. И, что самое важно, на свою презентацию в social media.

Продолжая вектор этих мыслей и общаясь с художниками, я предложил им подумать, как можно создавать более доступное искусство. Не обесценивать их работы скидками, а делать новое искусство, доступное широкой аудитории. Это может быть какая-то графика, небольшие форматы, эскизы, скетчи - все что угодно. И от большинства из них получил очень положительную реакцию, что навело меня на мысль о создании отдельной площадки для продаж.

У нас в галерее есть, конечно, онлайн-магазин, онлайн-среда, в которой ты можешь сделать запрос на понравившуюся тебе работу. С тобой свяжутся сотрудники галереи, начнется процесс обсуждения. И это все долго, потому что искусство - оно тяжеловесно в принципе, и зачастую очень неповоротливое - это целый блок работы. Кураторы, коллекционеры, выставки.

Но времена кризиса - это всегда возможность разворота, изменений. И я подумал, почему бы не сделать безумный шаг, который может изменить бизнес-процессы в отрасли. В ней десятилетиями существует представление о том, как должно быть, что есть коллекционеры, галереи, аукционы, международные ярмарки, - такая большая, сложная и в каком-то смысле инертная система. В которой художник занимает не самую важную позицию при формировании самого рынка.

А сегодня существует огромная свежая аудитория - молодежь и подростки, среди которых, безусловно, есть люди, заинтересованные в искусстве. Многие из них, вероятно, и не подозревают о том, что проходят вернисажи, vip preview выставок и тому подобные мероприятия.

Но пока эта одна и та же группа людей, коммьюнити, которое курсирует от одной выставки к другой и, на базе которого, формируется некое представление о деятельности галерей и художников. Причем в основном это не те люди, которые покупают. Зачастую это просто тусовка, которая приходит выпить шампанского, пофотографироваться и поболтать. И искусства в этом мало. А так как молодежь, поколение TikTok, совсем по-другому мыслит, я не думаю, что им это интересно, во всяком случае сейчас. Потому что они выросли в другой среде - в цифровой.

Богема, элитарность и тусовка никуда не исчезнут, ценности людей не изменятся. Но я рассчитываю изменить сам подход, возможность приобщиться к искусству и коллекционированию. Создать проект, который в цифровую эпоху, в период онлайн-ажиотажа сделает рынок искусства более доступным и расширит аудиторию. Запустить онлайн-площадку, где был бы ценовой порог: искусство до тысячи евро, без комиссии и с серьезной работой экспертного совета при модерации художников.

В прямых эфирах, которые я делал из галереи с художниками и экспертами из мира искусства, находящимися в разных точках мира: Лос-Анджелесе, Вене, Милане, эта идея была воспринята с интересом. И если изначально моя идея касалась только России, то, получив такую поддержку, я решил сделать проект международным. В итоге сейчас создается площадка для художников со всего мира, с возможностью там размещаться и быть представленными.

Галереи, как правило, работают с художниками с комиссией за процент от продаж. Это 50 на 50 или 35 на 65% по разному бывает. При такой схеме к цене работы закладывается этот процент, что отражается на ее финальной стоимости и всем формировании цены на рынке для конкретного художника. Но в этом проекте я двигался не от идеи создать новый бизнес, а от стремления поддержать художников сегодня и сделать некоммерческий проект.

Поэтому основным шокирующим фактом будет то, что 100 процентов от стоимости, которую фиксирует сам художнику переводятся ему. У нас не будет никакой комиссии. Доставку и налог оплачивает клиент. В рамках проекта поддержки искусства и тех кто его создает, я считаю, сегодня это важным.

Фото: @whoiam_shop

Так же мы предусмотрели некий фильтр, вернее большой блок по модерации художников и их работ. Экспертный совет сейчас состоит из тех самых людей, с которыми мы вели диалог в период пандемии об искусстве и его поддержке, это представители арт сообщества, - (галеристы, art advisors из Австрии, Германии, Италии, России.

Делать доступ открытым и позволять размещаться всем, кто считает себя художником сегодня невозможно по ряду причин. Тонкий момент, конечно, потому что с одной стороны мы говорим о свободе и открытости, но с другой мы на базе этой площадки сформировали совет, группу экспертов, которая может фильтровать заявки. Таким образом, все, что нам будут присылать, станет проходить модерацию. Сделать это было необходимо, чтобы не допустить возникновения базара на ресурсе. Художники, которые уже прошли некий путь, получили опыт и признание, задают определенный уровень.

При помощи этого проекта мы будем транслировать аудитории свою идею относительно текущего положения личности художника, как важной единицы в современном мире, формирующем информационное поле сегодня. Ведь, на мой взгляд искусство является окном либо в реальность, в которой мы находимся, либо в то будущее, в которое мы двигаемся. И во времена, когда все паникуют, находятся в страхе и волнении, а средства массовой информации это активно поддерживают, искусство призвано создавать культурный пласт, формирующий прогрессивное общественное сознание.

А для художников наш сервис станет еще и челенджем, дающим возможность по-новому формировать контент и самопрезентацию в диджитал среде. Сейчас мы - на финишной прямой разработки этой платформы, называться она будет: / AM ARTIST, и уже в ближайшую среду заработает по адресу who-iam.com/iamartist