Опубликовано 31 июля 2017, 14:15

За коммуналку ответят

Как получить компенсацию за некачественные услуги ЖКХ
Рост тарифов на коммунальные услуги, к сожалению, не приводит автоматически к повышению их качества. Многие сталкиваются с тем, что оказываемые услуги далеки от стандартов – в квартире холодно, горячая вода чуть теплая, и так далее. Не все знают, что по закону в таких случаях граждане имеют полное право на компенсацию.
За коммуналку ответят
Евгений Курсков / ТАСС

Рост тарифов на коммунальные услуги, к сожалению, не приводит автоматически к повышению их качества. Многие сталкиваются с тем, что оказываемые услуги далеки от стандартов – в квартире холодно, горячая вода чуть теплая, и так далее. Не все знают, что по закону в таких случаях граждане имеют полное право на компенсацию. Адвокат Олег Сухов объяснил МОСЛЕНТЕ, как ее получить.

Основания для компенсации

Коммунальные услуги должны оказываться в соответствии в определенными стандартами. Постановление правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» устанавливает обязательные требования к водо-, электро-, газоснабжению и отоплению.

Перебои в предоставлении этих ресурсов законом не запрещены, однако они не могут быть дольше допустимых периодов времени. Так, ресурсоснабжающая организация имеет право отключить электроэнергию не более, чем на сутки, при наличии у нее одного независимого источника энергии (если их два — не более, чем на два часа).

Далее — перебой в поставке газа не может быть свыше четырех часов. Каждый час свыше установленной нормы уменьшает ваш счет на 0,15 процента. Такое же правило действует при несоответствии электроэнергии ГОСТам. За газ, качество которого отличается от стандартов, вы платить не обязаны.

За коммуналку ответят

© Константин Чалабов / РИА Новости

Аналогичная компенсация предоставляется и при отключении сверх установленного периода времени горячей и холодной воды. Воду можно отключать не более, чем на восемь часов в месяц (горячую воду – максимум на сутки в случае аварии). Максимальный срок перебоя в поставке воды не должен превышать 4 часов. Те же правила действуют и для водоотведения (канализации). Также вода должна соответствовать санитарным нормам. Если вода идет грязная или с каким-то запахом, то вы можете не платить за нее до тех пор, пока она не станет соответствовать нормам.

Отопление должно соответствовать нормам и отключаться не более, чем на 24 часа в течение месяца. Срок одномоментного отключения зависит от того, насколько снижается температура — если в жилых помещениях она держится на уровне плюс 8-10 градусов, то срок отключения за один раз не может превышать четырех часов.

Что делать?

Если вы уверены, что ваша управляющая компания предоставляет некачественные коммунальные услуги, первом делом надо обратиться в ее аварийно-диспетчерскую службу. Сделать это можно с помощью письменного заявления или по телефону, с указанием с указанием своих данных и конкретных претензий к услуге. Также вы должны указать адрес, по которому оказана некачественная услуга.

Все эти данные сотрудник компании обязан внести в журнал регистрации. На основании вашего обращения в течение двух часов должна быть проведена соответствующая проверка, и по ее итогам — составлен составлен акт, который и станет причиной перерасчета.

В случае возникновения проблем с управляющей компанией — отказа провести проверку, составить акт или несоответствие изложенных там фактов действительности — вы можете обратиться в Госжилинспекцию, которая проведет собственную проверку. Также можно составить и свой акт на основе экспертизы, однако стоит заранее подсчитать примерный размер компенсации, чтобы понять, стоит ли оно того.

За коммуналку ответят

© Владимир Смирнов / ТАСС

Когда результаты этой проверки будут у вас на руках, отправляйте их с претензией в управляющую компанию и укажите еще раз все свои требования, а также срок ответа на претензию. Добавьте, что в случае невыполнения ваших требований в срок будете вынуждены обратиться в суд с отнесением на компанию всех судебных расходов.

Практика показывает, что суды чаще всего встают на сторону граждан, если есть все документы, подтверждающие факт некачественного оказания услуг. Конечно, размер компенсации при этом в большинстве случаев не стоит затрат времени и сил на судебное разбирательство. Однако чаще всего управляющие компании идут на досудебное урегулирование спора, осуществляя перерасчет.

Все возвращается

Статистика возвратов есть. По данным за прошлый год, жители столицы смогли добиться возврата более 62 миллионов рублей переплат за услуги ЖКХ от управляющих компаний. Всего в Мосжилинспекцию поступило 14 тысяч подобных обращений, большинство из них как раз были связаны с оплатой услуг водоснабжения и отопления, а также порядка оплаты в целом или несогласия с задолженностью.

«Ежегодный рост обращений граждан по вопросам оплаты ЖКУ (13 процентов) обусловлен недостатком информации о начислениях в платежных документах, задолженностях, доначислениях и перерасчетах, а также непрозрачностью процедуры автономного начисления платежей», — пояснили тогда в Мосжилинспекции.

За коммуналку ответят

© Александр Щербак / ТАСС

Примечание

Цены на коммунальные услуги в Москве выросли с 1 июля 2017 года. В среднем тарифы поднялись на 6,7 процента, или на 155 рублей на человека. Это соответствует предельному индексу роста коммунальных тарифов в 7 процентов, установленному для столицы на 2017 год и не превышает трех процентов от средних доходов москвичей.

Тарифы на водоснабжение и водоотведение выросли на 7,2 процента, на газ — на 3,9 процента. Рост цен на электроэнергию составил от 0 до 7,2 процента (в зависимости от времени суток и района), на теплоснабжение — 4,7 процента, на горячую воду — 10,6 процента.

Кроме того, в Москве подрос минимальный размер взноса на капитальный ремонт в Москве. Вместо 15 рублей за квадратный метр он составляет 17 рублей. Важно — с 2017 года плата за содержание и ремонт дома переходит в состав платы за содержание жилого помещения и расходов на оплату коммунальных услуг. Вывоз мусора также перешел в строку коммунальных услуг, а тариф рассчитывается по каждому жильцу и по объему мусора.

С актуальными расценками на жилищно-коммунальные услуги можно ознакомиться на Портале открытых данных data.mos.ru.