Опубликовано 24 июля 2015, 16:15

Как грузовики стали символом искусства нашей эпохи

Художники-граффитчики взялись за оформление территории ЗИЛ
К 2022 году на территории завода ЗИЛ появится настоящий город-сад, который станет «самым культурным районом столицы» — даже улицы здесь назовут в честь художников. Первый шаг в будущее сделали художники-граффитчики, превратившие пять грузовиков ЗИЛ-130 в арт-объекты. Когда-нибудь они украсят дворы нового района, а сегодня МОСЛЕНТА понаблюдала за их творчеством.
Безликая фигура — прекрасная дама; красные шары — ее внутренний мир
Безликая фигура — прекрасная дама; красные шары — ее внутренний мир
Андраш Фекете

К 2022 году на территории завода ЗИЛ появится настоящий город-сад, который станет «самым культурным районом столицы» — даже улицы здесь назовут в честь художников. Первый шаг в будущее сделали художники-граффитчики, превратившие пять грузовиков ЗИЛ-130 в арт-объекты. Когда-нибудь они украсят дворы нового района, а сегодня МОСЛЕНТА понаблюдала за их творчеством.

Легендарные грузовики ЗИЛ-130 когда-то были символом советской промышленности эпохи застоя. В XXI веке им предстоит стать символом и украшением будущего творческого квартала на бывшей территории завода имени Лихачева. Правда, внешний вид их достаточно изменился — над пятью машинами поработали художники-граффитчики, так что теперь пестрые грузовички мало напоминают своих собратьев.

Единственная просьба к художникам, принимавшим участие в проекте «Я изобразил ЗИЛ», была проста — сделать так, чтобы дизайн грузовиков отвечал духу будущего района культуры и искусства. А вот в понимании этого духа авторов никто не ограничивал.

— Вообще я обычно рисую для детей, например, зверушек всяких, — объяснил Никита, один из граффитчиков. — Но по опыту знаю: если детская тематика неуместна, лучше не делать. Не так поймут. Поэтому я выбрал нейтральный узор, почти камуфляж – лес, деревья, листья... На улице должно хорошо смотреться.

Неожиданным такое решение назвать нельзя. Того же принципа придерживаются и те, кому доверили судьбу соседнего грузовика.

— Нам сказали, что они будут во дворах стоять, на улицах, — заметил, не отрываясь от работы, Макс. — Так что я сразу подумал о стрит-арте. Велосипеды, газоны, молодежь... По-моему, будет уместно. И ярко, и стильно.

Впрочем, граффити Москву не удивишь – даже в не столь модных, достаточно старых районах уличные художники раскрашивают целые стены домов. Изображают все -- от героев Великой Отечественной войны до сказочных героев в Южном Бутове. Эти инициативы, правда, не всегда поддерживают жители районов. А вот на Автозаводской граффити будут совершенно легальными.

Если к 2022 году дизайн грузовиков устареет, значит, они станут памятником искусства десятых годов нашего века

Свободу творчества некоторые восприняли буквально — на ярко-синем грузовике решено изобразить безликую даму, которая весьма напоминает инопланетянина.

— Лицо не так уж важно. На самом деле, вообще не важно, — пояснила художница Юля. — Внутренний мир значит гораздо больше. Может быть, в будущем это оценят.

Внутренний мир ее героини символизируют ярко-красные пузыри – воздушные шарики, которые та держит в руках.

Грузовики, над которыми работают художники, сегодня должны стать образцами современного искусства. Но даже если через 5-10 лет сегодняшний тренд покажется людям старомодным, авторы проекта не огорчатся.

— Если окажется, что такие граффити давно в прошлом, значит, они станут памятниками искусства десятых годов, — пожав плечами, объяснили застройщики.

Если действительно произойдет так, то искусство 2010-х займет свое место рядом с искусством 1910-х. Планируется, что улицы в новом районе будут носить имена художников-авангардистов, чьи, созданные в начале ХХ века, картины займут свое место в новом музее.

— Мы хотим, чтобы набережная здесь стала подобна набережной Орсе в Париже. Мы обсуждаем, в честь кого ее называть, но пока не можем выбрать даже трех лучших кандидатов, — рассказал МОСЛЕНТЕ Денис Чужой, один из организаторов проекта.

Впрочем, первый и самый очевидный кандидат — Малевич; если не набережная, то уж одна из улиц точно будет носить его имя.

Согласно планам на застройку территории, уничтожать историю здесь не собираются ни в коем случае. Напротив, фасады некоторых зданий, выполненных в эпоху конструктивизма архитекторами Весниными, сохранят на память.

Улицы нового района нозовут в честь художников-авангардистов, а Эрмитаж передаст в местный филиал часть их картин

Например, внешний вид здания пожарной каланчи (одного из главных памятников завода) оставят без изменений. А вот внутри уже поработали граффитчики — те, на кого не хватило грузовиков. Как объяснили застройщик, этот памятник конструктивизма (с элементами авангарда внутри) планируется отдать детскому культурному центру. Если так, то граффити, которыми украсили каланчу, неплохо подойдут — среди рисунков есть и симпатичные зверушки, и животные агрессивнее, и даже целые картины, изображающие трудовые будни завода. Последний рисунок сопроводили народным стишком родом из советской эпохи: «Руки в масле, морды в мыле, мы работаем на ЗИЛе!». Впрочем, дети в 2022 году вряд ли поймут и оценят такую поэзию.

К этому времени застроены будут более 65 гектар территории бывшего завода (речь идет о, так называемом, Северном участке). Как рассказал МОСЛЕНТЕ Валерий Забелин, один из членов правления компании ЛСР, выигравшей тендер на застройку, одна из главных задач — сохранить историю, память о заводе, который не выдержал экономической конкуренции.

— Полтора миллиона квадратных метров недвижимости планируется сдать в эксплуатацию, но сама идея — пожалуй, принципиально новая. Эта территория должна стать местом нового культурного развития. Здесь будет построен филиал «Эрмитаж-Москва». Крупнейший петербургский музей передаст часть своих коллекций современного искусства. Также хотим открыть несколько театров, в том числе кукольный. Вообще этот проект можно назвать уникальным. В Москве еще не было такого — чтобы район строился вокруг культуры.

На вопрос о том, с каких городов планируется брать пример, застройщики не смогли сразу ответить.

— Возможно, это Лондон и Париж. Ведь мода на застройку промышленных, индустриальных зон и превращения их культурные районы, лофт-кварталы, пришла оттуда, — пояснил Забелин. — Может быть, Сингапур, Шанхай. Но речь идет об отдельных элементах, а не обо всем проекте. Не исключено, что Москва станет первой.