Цифровые знания
Узнали, как прошёл первый этап внедрения электронных форм учебников в столичных школахМосковские школьники постепенно привыкают учиться по цифровым книгам. Переход на такой формат, как оказалось, не проходит для столичных школ безболезненно. МОСЛЕНТА расспросила руководителей учебных заведений, педагогов и представителей издательств, как прошёл первый этап внедрения электронных учебников, какие проблемы это вызвало и есть ли плюсы у такого нововведения.
Согласно расчётам программы «Столичное образование», сделанным в 2014 году, около 5% московских школ уже к концу 2016-го должны перейти на обучение по цифровым книгам, а к 2018 – 10%.
По заявлению министра образования РФ Ольги Васильевой, электронные версии учебников должны уже сейчас использоваться наравне с печатными, это общемировая тенденция. Однако покупка интерактивных книг — пока лишь дополнительная головная боль для московских школ.
Со своим уставом
Учебные заведения сами решают переводить классы на электронное обучение или нет. При этом учитывается мнение и педагогов, и родителей.
Например, в 1347-й школе первыми предложили внедрить электронные учебники учителя начальных классов. Теперь вся «началка» пользуются планшетами. А вот в соседней 1371-й школе внедрение новейших технологий поддержали только педагоги средней и старшей школы.
«Обычно ко мне подходит учитель и говорит, что будет работать в этом классе и по этому предмету с электронными учебниками. Затем мы обсуждаем вопрос с родителями. После контрактная служба закупает лицензии, сколько необходимо, — рассказывает руководитель ассоциации молодых директоров и директор школы № 1371 Илья Бронштейн. — Однако мы сегодня не готовы к 100%-му переходу на электронные учебники всей школой. Как минимум — из-за того, что нужные учителям цифровые книги есть не по всем предметам».
Цифровая обманка
Часть школьных электронных учебников представляют собой обычные печатные издания, переведённые в pdf-формат. Педагоги их называют «обманками», так как они не могут обеспечить ребенка необходимыми аудио- и видеоматериалами, интерактивными заданиями, ссылками на энциклопедии, которые можно открыть прямо на уроке. Остается просто картинка на мелькающем экране. Единственный плюс от таких учебников — их легче носить в школу.
«Pdf-версии книг — это просто баловство. Вроде бы они и отвечают нормативным требованиям, но смысла в них нет, то есть они не отвечают требованиям урока. Интерес цифрового учебника — в интеграции технических возможностей и учебных материалов», — объясняет Илья Бронштейн.
Коррекция учебников, которые появились как pdf-версии, сейчас обсуждается руководством некоторых школ и целым рядом издательств. По словам директора школы №1374 Маргариты Бриткевич, их учебное заведение совместно с издательством «Просвещение» работает над исправлением недочётов.
«В pdf-версиях будут поправки, но меняются также и интерактивные версии: у нас в этом году в них увеличилось количество внутренних ссылок на энциклопедии других познавательных ресурсов. Уже изменились книги для начальной школы по русскому, окружающему миру, математике, чтению. Это отмечают сами учителя», — рассказывает Маргарита Бриткевич.
Однако создание интересной электронной формы, прежде всего, задача издательства, которое разрабатывает платформу для учебника. Именно оно может добавлять иллюстрации, задания и мультимедийные вставки.
«В электронной форме учебника есть "электронный" и "печатный" слои. Функции слоя "электронный учебник" — создание заметок, закладок, копирование текста, выполнение заданий, работа с галереей медиаобъектов. Этот слой постранично привязан к "печатному"», — комментирует руководитель Центра по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Николай Елисеев.
Никуда без печатных книг
Однако полностью отказываться от печатных учебников, по мнению экспертов, ещё рано. Хотя бы потому, что не у всех семей есть возможность обеспечить ребенка планшетом, на который скачивается цифровая книга.
«У нас около 60% ребят в классах начальной школы с электронными учебниками, остальные пользуются печатными, — рассказывает Маргарита Бриткевич. — В старшей школе со своими планшетами около 90% ребят, но с ними мы ещё на электронные книги не переходили».
Илья Бронштейн отмечает, что в 1371-й школе ситуация иная. Детей с печатными учебниками в классах больше, чем с электронными. Да и финансовой возможности у школы обеспечить всех учеников планшетами просто нет.
«Ребенку никто планшет не покупает. Книги скачиваются на их собственные гаджеты. Если планшета нет, ученик пользуется бумажной книгой. В классах можно использовать оба варианта», — добавил Бронштейн.
Деньги из бюджета на закупку электронных книг или планшетов школам пока действительно не выделяются. И это при том, что цифровые версии учебников почти в пять раз дешевле печатных!
На изготовление, разработку, комплектацию и доставку учебной литературы и электронных приложений для образовательных учреждений правительство Москвы в 2017-2018 годах предусмотрело траты в размере 1,183 миллиарда рублей в год. А вот отдельной строки в бюджете на закупку электронных учебников нет.