Опасные гастроли

Город
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

В прошедшее воскресенье, 5 марта, в СК «Олимпийский» прошел концерт группы ДДТ «История звука». Концерт, можно сказать удался, если не считать того, что тысячи человек с купленными билетами на руках не смогли на него попасть. МОСЛЕНТА разбирается, из-за чего возникла такая ситуация и можно ли было ее избежать.

Благодарность с примесью

К полуночи социальные сети были переполнены восторженными заметками тех, кому посчастливилось попасть на концерт ДДТ. Почти каждое сообщение сопровождалось фотографией: сцена с музыкантами за спиной счастливой пары (или компании), сотни белых огоньков от мобильных телефонов разбегающихся по многотысячному залу или добродушно улыбающийся Юрий Юлианович с распластанными руками и повисшей на плечах гитарой.

Но, кроме этих позитивных снимков с благодарностями и теплыми словами, встречались и совершенно иные, наполненные холодным недовольством и даже руганью. На них кадры были гораздо холоднее: улица, дождь и многотысячная очередь из людей, которые больше часа стояли на улице и не могли пройти внутрь.

В СК «Олимпийский» проблемы с пропуском людей происходят не в первый раз. Например, аналогичный случай был на концерте группы Placebo 26 октября прошлого года, когда очередь на вход доходила до метро «Проспект Мира», и многие попадали в концертный зал через полтора часа после начала.

F30b3f957b2f71806f8d838b3bc0c50e26e71f60
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Не секрет, что концерты редко начинаются точно в то время, что указано на билете. В концертной среде даже существует такое понятие, как «запланированное опоздание»: по разным причинам, чаще всего никак не связанным с артистом, концерты начинаются позже на 30-40 минут. За это время технический персонал дополнительно проверяет, все ли работает, а зрители, которые не успели вовремя оказаться в зале, успевают занять свои места. Почти повсеместно действует негласное правило: только когда в зале яблоку негде упасть, артист (которого организаторы обычно информируют о том, что происходит снаружи) выходит на сцену.

Без вины виноватый

СК Олимпийский можно мысленно «разрезать» на две части. Одну из них — так называемый backstage (северный сектор) — традиционно отдают техническому персоналу и музыкантам. Вторая половина (южный сектор) становится большим концертным залом на 25-30 тысяч человек.

Всего в нем десять подъездов, для прохода зрителей организовано шесть, один из которых — для обладателей VIP-билетов. Очевидно, что построенный в 1980-м году спорткомплекс не был рассчитан на проход огромного потока людей за ограниченное время всего лишь в имеющиеся входы.

Стоит вспомнить, что строился он именно как стадион, и считалось, что максимальное помещающееся на трибунах количество зрителей (35 тысяч человек) будет проходить через все десять подъездов. Во время концертов используются не только трибуны, но и поле стадиона, а половина входов при этом закрыта, так что для обычных зрителей остается всего четыре подъезда. Понятно, что нагрузка на каждый увеличивается вдвое.

F33e3de30019f8c02668ef300e8df5ca157dfa8e
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

По словам сотрудника контрольно-распределительной службы, работавшей 5 марта в Олимпийском, организовать проход через оставшиеся подъезды так, чтобы кто-нибудь из зрителей случайно не вышел на сцену или не забрел в артистическую гримерку, невозможно. Если смотреть на схему расположения подъездов спорткомплекса, то становится ясно, что для зрителей и так выделили большую часть стадиона.

Также стоит вспомнить, что в прошлом году Олимпийский принимал под своей крышей Black Sabbath, Muse, Iron Maiden — всемирно известные коллективы, которые всегда забивают стадион под завязку. И никто не вспоминал после концерта, как долго ему приходилось стоять в очереди на Black Sabbath, в их последнем туре. Особо стоит отметить концерты Земфиры 1 и 3 апреля 2016 года: за два дня в Олимпийском побывали около 60 тысяч человек, которые так же, как и фанаты ДДТ 5 марта 2017 года, проходили внутрь через те самые шесть подъездов. И проблем не было.

Управляя массами

Посетителей концерта ДДТ стали запускать на стадион в 17:30, за полтора часа до заявленного начала выступления. За первые 40 минут внутрь прошли менее трех тысяч человек, так что трибуны и партер пустовали. Собеседник МОСЛЕНТЫ из контрольно-распределительной службы утверждает, что основной поток людей собрался у спорткомплекса всего за полчаса до начала концерта. Пропускная способность подъездов не рассчитана на проход такого количества человек за столь короткий промежуток времени. У каждого посетителя нужно проверить билет и осмотреть сумки, это вопрос безопасности, — объяснил он.

Другое мнение о вопросах безопасности и пропускной способности Олимпийского сложилось у одного из посетителей, простоявшего полтора часа под дождем в очереди:

Мы пришли в 18:30, и на территорию спорткомплекса уже никого не пускали. Мы так простояли минут 40, потом нас стали пропускать к подъездам, и толпа рванула. У подъезда мы простояли еще час. Никто не вышел, ничего не сказал, полиции не было. Все стали массово звонить организаторам, и по номеру вызова экстренных служб 112. В итоге в 20:20 людей стали пропускать. Но наши сумки не осматривали и даже билеты не сканировали.

По словам руководителя агентства «Ультра Продакшн», которое занималось организацией концерта ДДТ, за систему контроля доступа отвечает Олимпийский, который наличие проблемы признает.

6e9f8dc1e0055233ed2ea5f975687a3a3811a228
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Поиск альтернативы

После всей этой скандальной суеты вокруг прохода на концерт ДДТ возникает очевидный вопрос: почему именно Олимпийский? Почему нельзя устроить концерт на другой не менее вместительной концертной площадке?

Аналогичных по вместимости крытых стадионов в Москве просто нет, поэтому выбор концертной площадки среди спортивных объектов отпадает. Самые крупные концертные залы столицы — Staduim, Yotaspace, Crocus City Hall — не вмещают в себя даже половины от заявленных зрителей на концерт ДДТ. Понятно, что проводить такие мероприятия на открытом стадионе в начале марта при наших температурах нереально. Вот и получается замкнутый круг: альтернативы нет, и приходится выбирать «Олимпийский», несмотря на существующие проблемы.

В целом, если восстановить показания всех сторон, картина выглядит следующим образом: за полтора часа до концерта организаторы открыли проход внутрь Олимпийского и стали пускать людей к сцене. За полчаса до начала образовалась большая очередь, так как люди шли к заявленному времени, то есть к 19:00. Руководство спорткомплекса не смогло справиться с многотысячным потоком людей и грамотно организовать их пропуск внутрь помещения, в результате чего большая толпа стояла под дождем, и первая часть концерта прошла без них.

Вся эта история могла бы остаться почти незамеченной, если бы не сообщения некоторых СМИ о драке в очереди, которые появились в день концерта и привлекли всеобщее внимание. Кстати, драки не было. А концерт, который начался до прохода всех зрителей на площадку, это конечно неприятность, но такое происходит гораздо чаще, чем может показаться. СК Олимпийский — не первая и не последняя площадка Москвы, которой еще предстоит с этим столкнуться.

С другой стороны, эта история привлекла внимание к другим важным вопросам, от которых не стоит открещиваться. Во-первых, это отсутствие в Москве современной закрытой площадки для организации больших концертов, а во-вторых, непрофессионализм организаторов концерта в «Олимпийским». Слава богу, что все обошлось без жертв.


Петр Сидоров