Опубликовано 28 октября 2017, 00:00

«Дагестанка всегда будет ярче чеченки»

Что происходит с исламской модой в Москве
«Дагестанка всегда будет ярче чеченки»
Наталья Матвеева

В рамках программы Недели моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia в парке «Зарядье» прошел показ Дома моды Firdaws, которым руководит дочь главы Чечни Айшат Кадырова. 18-летняя Айшат представила в Москве повседневные платья и свадебные наряды, которые если и не производят революцию в мире моды, то уж точно заставляют задуматься о том, чем живут, что делают и о чем думают производители исламской одежды. Чтобы понять, как они живут, МОСЛЕНТА поговорила с двумя модельерами и записала из монологи.

Модель из коллекции Зухры Абушаевой VICTORY DAY

Модель из коллекции Зухры Абушаевой VICTORY DAY

Зухра Абушаева, основатель бренда Zuhra Fasion

О моде:

Серьезный всплеск интереса к исламской моде возник примерно лет пять как – причем, не только в традиционно исламских регионах, но и, скажем, в Москве. И это, мне кажется, вполне объяснимо: мало того что этнические мусульмане стали более религиозными, так они еще и начали куда больше внимания уделять своему внешнему виду, подстраивая его под определенные требования. При этом мусульманской моды как явления в России до сих пор нет. Пока мы находимся на начальном этапе ее развития.

О Путине:

У меня много разных коллекций, но самой громкой оказалась та, где на одежде присутствует изображение Владимира Путина. Это с моей стороны этакий каминг-аут, выражение благодарности нашему лидеру за то, что он отстаивает умму и защищает традиционные ценности не только православия, но и ислама. Да, конечно, нормы ислама запрещают изображения любого живого существа где бы то ни было, в том числе и на одежде. Но… Слушайте, очень много мусульманок ходят в одежде с принтом Микки Мауса или со всякими птичками, бабочками, котятками. Это же тоже запрещенные исламом изображения. А Путин уж точно не хуже Микки Мауса! Так что – почему бы и нет?

Как отнеслись к этому мои братья и сестры? По-разному, но это все уже в прошлом. Я ни на кого не в обиде, так как понимаю, почему многие были резко против. Мою одежду отказывались принимать владельцы бутиков и магазинов: покупатели говорили, что пока у них продаются вещи бренда Zuhra, они к ним не придут... Но истинные мусульмане, верные заветам Пророка, видят дела нашего президента и восхищаются им. После этого я сделала платья в стиле «милитари» к 9 Мая, потому что тоже посчитала это своим долгом. И коллекцию, посвященную Сирии, названную «Сокол свободы», где на платьях были изображены две птицы – большая и маленькая. Большая символизировала женщину, маленькая – детей, потому что именно они, невинные люди, больше всего страдают в сирийском конфликте.

О специфике:

Вкус мусульманок с Кавказа и из Москвы отличается достаточно сильно. Здесь, в столице, предпочитают стиль casual, делают упор на удобство, выбирают то, что можно носить с кроссовками. Тогда как в Чечне или в Дагестане девочки больше любят наряжаться, украшать себя, одеваться так, чтобы бросалось в глаза – ну, знаете, все эти блестки, стразики. Но и это еще не все! Девушки-мусульманки из разных регионов тоже одеваются по-разному, что человеку «тренированному» сразу бросается в глаза. Встретив мусульманку в Москве, я, например, почти наверняка могу отличить, откуда она приехала.

Возьмем чеченок. Для них характерна определенная манера повязывания платка – он обязательно завязывается сзади. Да и вообще они всегда носят именно платок, а не, скажем, палантин. Чеченки практически никогда не ходят в брючках, предпочитая длинные – в пол – приталенные юбки или платья. И еще на них непременно будет что-то укороченное – курточка, жакетик, жилет.

Дагестанка всегда будет одета ярче чеченки. Взять хоть платок. У дагестанок он обычно неоднотонный. Дальше – дагестанки предпочитают брючки. На них обязательно будут какие-то украшения – кольца, кулоны.

Ну, а если вы встретите мусульманок в кроссовках, джинсах, в пуховичке и с рюкзачком за спиной, то это уже представители всех остальных национальностей – например, татарки, предпочитающие в повседневной жизни как раз стиль casual.

Модель из коллекции Зухры Абушаевой

Модель из коллекции Зухры Абушаевой

О взглядах:

Мне кажется, что мусульманкам не стоит сильно выделяться. Давайте попробуем слиться с обществом, в котором мы живем! Если ты из мегаполиса, так и выгляди соответствующе. Сейчас очень многие девочки пытаются перенять арабскую моду, но она соответствует той местности, тому менталитету, тем традициям. Ну зачем в Москве одеваться во все черное?! Зачем закрывать лицо? Да еще и в таком виде передвигаться на общественном транспорте? Я не то чтобы категорически против этого, но и не за. Всему свое место. Тем более что все мы знаем, как москвичи реагируют на женщин в подобной одежде.

Моя позиция такова: должен быть здоровый симбиоз между нормами религии и эстетикой. Да, одежда мусульманки не должна быть просвечивающей, не должна чересчур облегать фигуру, должна закрывать все, кроме кистей рук и лица. Но все остальное – поле для самых смелых экспериментов, потому что это ведь невероятно интересно – пытаться сочетать, казалось бы, несочетаемое и не «перебарщивать». Я, скажем, не люблю, когда одежду очень сильно нагружают этническими элементами, поэтому стараюсь в своих коллекциях держаться золотой середины.

Амина Шабанова за работой

Амина Шабанова за работой

© Наталья Матвеева

Амина Шабанова, основатель и глава компании-производителя женской одежды IRADA

О конкуренции:

Никакой конкуренции я не ощущаю. Если принять во внимание, что мусульман в России только по официальным данным 20 миллионов(это без учета мигрантов), становится понятно, что компаний, производящих одежду конфессионального стиля, по-прежнему очень мало. И это при том, что спрос на нее растет и среди людей других вероисповеданий, и среди светских девушек. Последнее меня немного удивляет: дело в том, что термин «мусульманская мода» ошибочен сам по себе. Мусульманки покрываются не в стремлении следовать моде, а ради довольства Всевышнего, потому что так предписывает религия.

Модели из коллекции Амины Шабановой

Модели из коллекции Амины Шабановой

© Наталья Матвеева

О тенденциях:

Сейчас большей популярностью пользуются базовые вещи, из которых можно составить много разнообразных образов. Стоит понимать и вот что: в каждой стране у женщин свои предпочтения. В арабских странах мусульманки в основном носят широкие черные абаи, закрывая никабом и лицо. В Турции любят длинные плащи и носят их даже в жаркий сезон. В России же девушки миксуют стилевые предпочтения разных стран, добавляя свою изюминку. Таким образом, особенной популярностью в последние несколько сезонов пользуются абаи, но светлых расцветок.

В исламской одежде не существует деления на молодежный и зрелый стили. Все зависит не от возраста, а от того, как чувствует себя девушка или женщина в том или ином образе, от достоинств и недостатков ее фигуры. Чаще девочки предпочитают юбки и туники, в то время как для женщин постарше актуальнее платья.

О спросе:

Сложно ли выйти с коллекцией мусульманской одежды на московский рынок? При грамотном подходе к бизнесу это как раз наиболее интересная ниша для инвестиций. Наш магазин находится в самом центре Москвы, в пяти минутах от Красной площади. Мы там уже четвертый год и прекрасно себя чувствуем, потому что 80 процентов наших покупателей – светские люди.

www.irada.su