10 августа 2016 в 16:50

Виражи московской моды

Как изменился стиль одежды за 50 лет и что мы будем носить завтра
Все слышали, что тренды возвращается, поэтому мы решили отправитьтся за «модой будущего» (точнее, хорошо забытого прошлого) в музей. Его директор Игорь Корнилов разложил по десятилетиям, как это было, и заявил: одежду скоро шить перестанут. МОСЛЕНТА выяснила, почему.
Молодежная мода, 1985 год
Молодежная мода, 1985 год
Виталий Созинов, Владимир Яцина / ТАСС

Все слышали, что тренды возвращается, поэтому мы решили отправитьтся за «модой будущего» (точнее, хорошо забытого прошлого) в музей. Его директор Игорь Корнилов разложил по десятилетиям, как это было, и заявил: одежду скоро шить перестанут. МОСЛЕНТА выяснила, почему.

По данным социологов, модой интересуются 40% россиян, и всего 18% стараются следовать её последним тенденциям. В то же время, Россия считается одной из немногих стран, где в моде разбираются. Но так было не всегда.

«Многие историки любят говорить, что нет русской моды. А она есть. Просто она не обязательно должна диктовать свои правила. Тем более, в плане формирования фэшн-индустрии Россия - страна очень молодая», - отмечает Игорь Корнилов.

Стиль времён «железного занавеса» можно назвать монохромным: одни и те же цвета, строго определённые формы. По большей части стиль определял руководитель государства и рабочие условия. Сталин в основном ходил в одежде военного вида, что сильно влияло на то, как одевалась мужская часть населения. А женская половина, например, перешла к более коротким юбкам из-за техники безопасности при работе у станков на заводах.

Примерка готового изделия в ателье по пошиву верхней одежды.

Примерка готового изделия в ателье по пошиву верхней одежды.

ТАСС

Первым толчком к интеграции западной моды стала, как ни странно, Великая Отечественная. С военными трофеями в стране появились первые ковры с оленями, немецкая посуда, нижнее белье.

Явление Dior

По словам Корнилова, наша страна отличалась во вопросах развития моды до 2000-х годов. Главные причины этому - патриархальность и материальная ограниченность: не было большого выбора тканей, расцветок, приходилось выкручиваться. Но это не помешало России пройти все этапы развития моды, хотя и с некоторой задержкой.

50-е, послевоенные годы, для модников были самыми тяжёлыми. Тогда вся Европа уже перешла на разработанный Кристианом Диором New Look - образ с осиной талией, хрупкими плечами, изящными бёдрами. В СССР одежду, на которую требовалось до 40 метров ткани, просто не из чего было шить.

Виражи московской моды

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Пока новый тренд нельзя было перенять, он подвергался насмешкам и осуждению. И только к середине 50-х на экранах появились те самые «песочные часы» - Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь». На улицы же корсеты и многослойные юбки вышли только к концу десятилетия, а бижутерия, маленькие сумочки, шарфы и очки догоняли уже в начале 60-х.

Кавказская пленница и немного хиппи

60-е годы подарили миру геометрический образ. К нам он также пришёл с задержкой, но воспринят был более позитивно, чем New Look. Здесь иконой стиля стала Наталья Варлей из фильма «Кавказская пленница». Образ девочки-подростка создают прямоугольные прямые платья, немного психоделики в костюмах, угловатость с неярко выраженными формами. Абсолютный контраст с образом женщины 50-х годов.

Выставка "Торей-68" в Москве, 1968 год

Выставка "Торей-68" в Москве, 1968 год

Борис Трепетов / ТАСС

Параллельно активно развивался образ хиппи - расклешённые брюки и джинсы, мини-платья и мини-юбки, бахрома на сумках и мокасинах. Появился стиль «унисекс»: жилеты, рубашки. Ещё одна модная составляющая гардероба в это время – пиджаки и водолазки. Многие элементы можно увидеть в фильме «Бриллиантовая рука». Например, где Андрей Миронов играет манекенщика и у него «брюки превращаются…».

Эпоха страшновкусия

Именно так многие историки моды называют 70-е годы. Всему виной – демократичность и отсутствие жёстких канонов. Самой популярной одеждой что у мужчин, что у женщин были джинсы клёш с узкой рубашкой. А ещё были юбки-трапеции, туники, комбинезоны в сочетании с массивной лаковой обувью, которая могла переливаться от коричневого к безобразному зеленому цвету... Даже по нынешним меркам это безумство.

Демонстрация женской одежды.

Демонстрация женской одежды.

Виталия Созинова /Фотохроника ТАСС/

«А нейлоновые рубашки – это же мечта. Ты её постирал, встряхнул, повесил, с неё вода буквально стекла, и надеваешь уже. И ничего, что ты в ней не дышишь совершенно. Натуральные ткани в тот момент – отстой. Кстати, тогда из модельеров появляется Соня Рикель, которая вводит в моду мохер, обязательно кислотно-ярких цветов. Это всё начёсывалось и аккуратно хранилось, одежду на баночки дома надевали. И до сих пор они по наследству передаются от мамы к дочери. Вот тоже наша специфика», - вспоминает Игорь Корнилов.

Просто треш

Как отмечает директор Музея моды, 80-е можно обозначить одной фразой – слишком много. А ещё можно добавить - слишком провокационно и ярко. Советские женщины познакомились с «гламурным стилем», стилем диско и панк, стилем роковой женщины: мини-юбки, леггинсы, лосины, колготки в сеточку, топы, пирсинг и большое количество громоздкой пластмассовой бижутерии. Всё с люрексом и пайетками, всё блестит и переливается.

Основой образа стал перевёрнутый треугольник. В моде джинсы-варёнки и «бананы», футболки пестрят надписями «BOYS». А ещё это время появления рукавов «реглан» и образа «летучей мыши» Аллы Борисовны, который продумал сам Вячеслав Зайцев.

Молодежь, 1988 год

Молодежь, 1988 год

Валерий Христофоров / ТАСС

Советские женщины просто сходят с ума от такого выбора. Надевая на себя всё, что только можно, они не забывают о «боевой раскраске» и невероятном начёсе на голове. «Первое ощущение, если посмотреть фотографии того периода – девушки с панели. Невероятная бойцовская раскраска, мейкапом это назвать трудно. Наряд на выход – колготки в сеточку, юбка-мини (могла быть из чего угодно), либо какой-то топ "вырви глаз" из люрекса, футболка, а сверху спортивная куртка "Адидас". Если прохладно, то "ангорка". С большим количеством украшений», - говорит эксперт.

Неизвестно, чем бы это закончилось, если бы к концу 80-х в моду не вошли костюмы а-ля Шанель, которые становятся началом более лёгкого и сдержанного стиля.

Лихие 90-е и начало XXI века

90-е - глоток свободы. Рушится «железный занавес», а значит, в Россию приходит изобилие новых тканей и расцветок. Появляется возможность самовыражаться так, как было непозволительно в советское время. Образ гангстера, который был популярен в Америке ещё в 30-х, становится востребован у нас только в 90-х. Обилие сексуальных нарядов и страз, трансформация стиля диско. Это время, когда мужчины надевают малиновые пиджаки, иногда даже на голое тело.

 Фотомодель Марина Козлова

Фотомодель Марина Козлова

Алексей Жигайлов / ТАСС

Как-либо обозначить начало XXI века невозможно – это синтез всех стилей за последнюю половину XX столетия. Весь модный опыт, полученный на протяжении 50 лет, плавно перетекает в тренды XXI века и приправляется обилием страз, драгоценностей и меха. Возвращается «гламур» в самом ярком его проявлении. Большой популярностью пользуется стиль гранж.

Особое значение в формировании моды играют масс-медиа: сначала «Санта-Барбара», потом «Секс в большом городе». Каждый из героев экрана становится иконой стиля. Приходят в Россию и субкультуры.

Москва сегодня и через 10 лет

Москва всегда отличалась в своём «модном пути». Жители столицы отбирали всё самое лучшее и были на шаг впереди.

«Москва – это огромный котёл, и она очень благодарно воспринимает культуру других регионов. Люди в Москве одеваются по-другому, не так, как в других городах. Даже если мы будем сравнивать две столицы – Москву и Петербург. Питер монохромный, более демократичный, со сложным климатом. И, соответственно, человек, выходящий на улицу в Питере, особенно зимой, должен продумать свой лук в случае дождя, снега и так далее. А Москва - купеческий город. Как ни крути! И в этом её специфика», - считает Корнилов.

По его словам, XXI век отказался от определённого вектора в моде. Жёстких канонов уже нет и не будет: на одной московской улице можно встретить как девушку на «лабутенах», так и молодого мужчину-«дровосека», хипстера или даже хиппи. Одежда стала идентификатором «свой-чужой», а её основа - комфорт.

Виражи московской моды

Владимир Федоренко / РИА Новости

Мода возвращается, подтверждают в музее. Но, к сожалению, это не значит, что можно сэкономить, открыв бабушкин сундук или отложив свои вещи до лучших времён. Дело в том, что они будут отличаться, потому что технологии не стоят на месте.

«Всё циклично, в любом случае всё вернётся – корсеты, клёш и так далее. Только технология станет куда важней, и вещи скоро перестанут шить, - уверен эксперт. - На смену придёт технология 3D-печати. Например, прямо при вас склеят рубашку или платье, которые в зависимости от настроения будут менять цвет, или же вы сможете изменять параметры».

Звучит потрясающе. Только, скорее всего, дороговато получится. Наверно, можно уже начинать копить.


Елена Богданович, Симона-Серафима Царенко