Опубликовано 14 октября 2023, 00:01
6 мин.

«И мы увидели генсека в неглиже». Кем были и для кого работали самые известные модельеры Советского Союза

В субботу, 14 октября, модельеру и художнику Валентину Юдашкину исполнилось бы 60 лет. Его коллекции покорили столичную публику и не раз блистали на Неделях моды в Париже. В мире его знают как «Русского Пьера Кардена». Платья Valentin Yudashkin стали частью экспозиции Эрмитажа, Лувра, московского Исторического музея. Валентин Юдашкин был учеником Вячеслава Зайцева, «Русского Диора». У них обоих было множество предшественников — модельеров советского времени. «Мослента» решила вспомнить, кто шил наряды первым секретарям партии и звездам экрана.
Визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в Республику Индия. Л.И. Брежнев и премьер-министр Индии Индира Ганди на аэродроме Палам в Дели
Визит Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в Республику Индия. Л.И. Брежнев и премьер-министр Индии Индира Ганди на аэродроме Палам в Дели
Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости

Бусы из хлебного мякиша

После революции в почете были женщины-труженицы, у которых забот был полон рот — и дома, и на работе. Они были одеты в простенькие платьица, на ногах были часто не сапожки, а сапоги. О сексуальности никто и не слыхивал. Косметики не было, причесок тоже. Убрала женщина волосы под косынку и — вперед, к победе социализма.

И все же мода была. И модельеры — тоже. Одной из самых знаменитых была Надежда Ламанова, имевшая звание «Поставщица Ея Императорского Величества». До революции она, прозванная «царицей стиля», одевала богачей, плативших за обновки несусветные деньги. Надежда Петровна, жившая на Тверском бульваре, держала несколько модных магазинов в Москве.

Портрет Н. П. Ламановой работы В. А. Серова, 1911 год

Портрет Н. П. Ламановой работы В. А. Серова, 1911 год

© Фото: Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

После Октябрьской революции слава от Ламановой не отвернулась. Она стала членом Государственной академии художественных наук. В 1925 году Ламанова и ее подруга, скульптор Вера Мухина, издали альбом «Искусство в быту», составленный из практичных моделей, адресованных домашним портнихам.

В том же 1925-м на Всемирной выставке в Париже платья Ламановой, выполненные в стиле а-ля рюс и вызвавшие восхищение модников, были удостоены Гран-при. Они были украшены вышивкой по эскизам Мухиной. Никто не заметил, что бусы, украшавшие модели, были сделаны из… хлебного мякиша. Совсем не голь, но на выдумки оказалась хитра!

У Ламановой было немало учениц, одна из них — ее крестница Надежда Макарова-Маслова. Она стала художественным руководителем первого советского Дома моделей, который открылся в 1934 году на Сретенке на базе опытно-технической лаборатории треста «Мосбелье».

Спустя десять лет он продолжил свою жизнь в облике Дома моды на Кузнецком Мосту. Видимо, это была дань старым традициям. Помните, как у Грибоедова: «А все Кузнецкий Мост, и вечные французы, / Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: / Губители карманов и сердец!..»

Лиля Брик и Надежда Макарова-Маслова демонстрируют платья от модельера Надежды Ламановой

Лиля Брик и Надежда Макарова-Маслова демонстрируют платья от модельера Надежды Ламановой

© Фото: Жермена Круль / «История России в фотографиях»

В Доме моды работали талантливые мастера: Анна Бланк, Вера Аралова, Антонина Донская, Татьяна Осмеркина. Трудился на Кузнецком в начале своей блистательной карьеры Вячеслав Зайцев. Еще один известный модельер — Александр Игманд также начинал в Доме моды.

Продавец из «ТЭЖЭ»

В книге известного историка моды Александра Васильева «Этюды о моде и стиле» есть глава «Мода Сталинской Москвы». В ней он писал, что в 30-е годы ХХ века светской жизни как таковой не было и модники щеголяли обновками в основном в театрах. Мужчины и женщины старались принарядиться, собираясь на праздничные и семейные торжества, дни рождения.

По словам историка, самыми нарядными дамскими платьями считались пошитые из однотонного креп-жоржета. Популярны были цвета само, чайной розы, розовые, сиреневые, которые украшали «вафлями» — сотообразными защипами ткани на плечах и кокетке

Васильев пишет, что в Москве головной убор и одежду можно было заказать в пунктах артели «Швейремонтодежда». Но куда большей популярностью пользовались частницы, шившие дома. Одной из популярных портних была Елена Райзман, сестра известного кинорежиссера Юлия Райзмана.

«И мы увидели генсека в неглиже». Кем были и для кого работали самые известные модельеры Советского Союза

© Обложка журнала «Модели сезона»

В 1940 году неожиданно соприкоснулись политика и мода. К Советскому Союзу присоединились прибалтийские республики, и в Москве, Ленинграде, Казани и других городах появились изделия легкой промышленности из Латвии, Литвы и Эстонии. Легкие, удобные, необычных расцветок платья быстро завоевали популярность.

К модной одежде, сами понимаете, женщине необходимы косметика и духи. Выпуском этой продукции в СССР в 30-е годы занималось «ТЭЖЭ». Звучание у этого слова нежное, почти французское, как «неглиже» или «бланманже». Но его расшифровка проста: «Государственное объединение (трест) заводов жировой и костеобрабатывающей промышленности (Жиркость) и гигиены».

Предприятие выпускало не только пудру, тени, губную помаду, лаки для ногтей, духи, но и мыло, стиральные и зубные порошки. Фирменный магазин «ТЭЖЭ» находился в здании гостиницы «Москва», где всегда было многолюдно. Туда заглядывали даже иностранцы.

Забытое слово спустя много лет вспомнил в одной из своих песен Владимир Высоцкий: «…Но был у нее продавец из “ТЭЖЭ” / Его звали Голубев Слава, / Он эти духи подарил ей уже…»

Коробочки из-под пудры парфюмерной фабрики «ТЭЖЭ» — экспонаты выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи» в ГМЗ «Царицыно»

Коробочки из-под пудры парфюмерной фабрики «ТЭЖЭ» — экспонаты выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звезд советской эпохи» в ГМЗ «Царицыно»

© Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости

Несколько лет трест возглавляла Полина Жемчужина, жена председателя Совета народных комиссаров, позже наркома иностранных дел Вячеслава Молотова. Ее высказывание актуально и по сей день: «Женщина всегда должна тщательно следить за собой, за своим лицом и телом, за ногтями, за волосами. Всегда можно урвать несколько минут…»

Платье из шелка в горох

Даже война с тяжелым бытом и постоянной тревогой не убила в людях стремление к красоте. Ателье и магазины одежды закрылись, но в Москве по-прежнему выходили журналы «Модели сезона», «Костюм и пальто». В них публиковались не только работы советских специалистов, рисунки с описанием новинок мужской и женской одежды, но и перепечатки из зарубежных изданий.

Возможно, в печальном сорок первом многие женщины, сидя под черной тарелкой радио, исторгавшего грустные вести, ежась от холода, листали «Модели сезона». И роняли слезы над незатейливым сочетанием слов, напоминавшим мирные дни: «Платье из шелка в горох, целое, клеш. Борта и низ отделаны бейкой шириной 2-3 сантиметра из гладкого шелка в тон набивки. На талии вместо пояса встрочена резинка…»

Женщины ждали, когда закончится война и можно будет снова пойти в ателье. Послушать советы портнихи, снять мерку, покрасоваться перед зеркалом и спустя несколько дней, предвкушая радостный миг, прийти за готовым платьем или юбкой.

«И мы увидели генсека в неглиже». Кем были и для кого работали самые известные модельеры Советского Союза

© Обложка журнала «Костюм и пальто», 1942 год

Было символично, что после Победы начал выходить журнал «Моды сезона». «Советские текстильщики, швейники, обувщики и трикотажники сделали очень много для разгрома подлого врага, посягнувшего на независимость нашей Родины, — говорилось в обращении к читателям. — Наступило время, когда им нужно в полной мере проявить свое искусство в обстановке мирной жизни, мирного труда. Журнал мод будет служить им советником в этой большой работе. Красиво и изящно одевать и обувать советских людей — решить эту задачу будет помогать наш журнал».

Один из персонажей послевоенной пьесы Анатолия Сурова «Рассвет над Москвой» восклицает: «Еще несколько лет назад земля наша в огне была. А сейчас, смотрите!.. Товарищ Сталин сказал нам, текстильщикам: оденьте наших советских женщин по-княжески — пусть весь мир ими любуется!»

Портной для Брежнева

Разумеется, была большая разница между качеством одежды и обуви простых людей и советской элиты. Первые жили скромно, многие — по принципу Булата Окуджавы: «Я много лет пиджак ношу, давно потерся и не нов он…»

К услугам партийных боссов, министров и прочей высокопоставленной публики были качественные импортные товары, ателье с богатым выбором материи и самые лучшие в СССР модельеры. Одним из них был упомянутый Александр Игманд. Он шил костюмы режиссерам Андрею Тарковскому и Юрию Любимову, актерам Вениамину Смехову, Михаилу Ульянову, Василию Ливанову и другим знаменитостям.

Художник-модельер, автор моделей одежды для мужчин — членов советской делегации Александр Игманд на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов

Художник-модельер, автор моделей одежды для мужчин — членов советской делегации Александр Игманд на XII Всемирном фестивале молодежи и студентов

© Фото: Александр Чумичев / ТАСС

Милостивая судьба привела Игманда к самому Брежневу. В течение многих лет Александр был личным портным главы Советского Союза. Первый костюм он сшил Леониду Ильичу перед его визитом в Индию. Игманд вспоминал: «Чтобы померить брюки и пиджак, ему пришлось раздеться, и мы увидели Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза в неглиже: без брюк, но в рубашке».

Костюм Леониду Ильичу очень понравился, и он одарил Игманда фирменными часами. Однако жена очень беспокоилась за него и говорила: «Зачем тебе это надо? Ты себе не представляешь, какая это ответственность!» Как говорил модельер, «каждый раз, когда я уезжал на примерки, она чуть ли не готовила мне сухари и смену белья»

Но это была, конечно, шутка. Пошитые Игмандом вещи всегда вызывали у Брежнева исключительно положительные эмоции. Иначе он не проработал бы у советского властителя столько лет.

Отечественная мода во многом связана с именем Вячеслава Зайцева, который был дизайнером с мировым именем. Прославился на всю планету и его ученик — Валентин Юдашкин. Он признавался, что создает свои коллекции беспрестанно — от восхода до заката. Ежегодно кутюрье представлял свои изделия haute couture на Неделях высокой моды в Париже.

Они ушли, но остались их работы, поражающие воображение. На них можно смотреть с восхищением, как на полотна именитых художников…