Опубликовано 12 декабря 2016, 00:00

Две жизни Манежа

К годовщине открытия главного выставочного зала Москвы вспоминаем его непростую историю
Почти 200 лет назад в этот день, 12 декабря (30 ноября по старому стилю) в Москве открылся Центральный выставочный зал «Манеж». Правда, свое название он получил гораздо позже, да и выставки там начали проводиться не сразу. МОСЛЕНТА собрала историческую фотогралерею и вспомнила историю знаменитого здания.
Две жизни Манежа
Валентин Мастюков / ТАСС

Почти 200 лет назад в этот день, 12 декабря (30 ноября по старому стилю), в Москве открылся Центральный выставочный зал «Манеж». Правда, свое название он получил гораздо позже, да и выставки там начали проводиться не сразу. МОСЛЕНТА собрала историческую фотогалерею и вспомнила историю знаменитого здания.

Уникальная конструкция

Манеж был построен по приказу Александра I к пятилетию победы в Отечественной войне 1812 года. Сначала он назывался «Экзерциргауз» («дом для упражнений»). Разработать проект здания, где мог бы маневрировать целый полк, поручили архитектору Августину Бетанкуру. Он справился с задачей и представил уникальное решение: благодаря конструкции стропил в здании шириной 45 метров удалось обойтись без внутренних опор. 30 деревянных ферм (опор) опирались на одни наружные стены. Осуществить смелый замысел было поручено главному инспектору гидравлических и земляных работ в Москве генерал-майору Льву Карбонье. Уже через 8 месяцев после начала строительства, 30 ноября 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, «Экзерциргауз» был с парадом открыт в присутствии императора.

Инновационная по тем временам конструкция оказалась не безупречной: в июле 1818 года две фермы треснули от жары. Через год ситуация повторилась. Поэтому по распоряжению Александра I в 1823-1824 годах Манеж пришлось немного перестроить: фермы немного видоизменили, и их стало 45 вместо 30, а в августе 1824 года к кровле здания был пришит потолок. Лепнина и штукатурный декор в античном стиле появились еще спустя год — за них взялся знаменитый московский зодчий Осип Бове.

Кстати, Бове придумал крайне нестандартный способ спасти здание от вредителей. Как утверждает историк Сергей Петров, изучавший конструкцию Манежа в должности начальника Главного управления охраны памятников СССР, архитектор засыпал весь чердак махоркой. Сильных запах отпугивал грызунов и насекомых. Махорку в итоге, конечно, выкурили — историки точно не знают, произошло ли это «разорение» во время революции или в Великую Отечественную войну. Однако, по утверждению Петрова, густой запах табака стоял на чердаке Манежа еще в 1970-е годы.

Традиции культурной жизни

Но вернемся в XIX век. С 1831 года в Манеже регулярно проводились концерты, народные гулянья и выставки. Они отличались размахом и зрелищностью. Например, в 1867 году Гектор Берлиоз с Николаем Рубинштейном дирижировал там оркестром и хором из 500 человек в присутствии 12 тысяч зрителей. Тогда же, в 1860-х годах здесь проходила крупная этнографическая выставка — национальные костюмы всех народов России демонстрировались на манекенах из папье-маше. Кстати, некоторые историки утверждают, что царствовавший тогда Александр III выставку видел и отозвался о ней крайне нелестно.

Выставочная жизнь Манежа закончилась в 1917 году. После революции в бывшем «Экзерциргаузе» сделали правительственный гараж, что сильно сказалось на его состоянии — серьезно просели балки, для их укрепления пришлось ставить лишние опоры и железные листы, внутри все переоборудовали для машин. В 1941 году в гараж попала фугасная бомба, но обошлось без сильных разрушений — эксплуатация в качестве гаража нанесла куда больший урон.

Манеж снова стал центральной экспозиционной площадкой столицы только в 1957 году. За реставрацию взялся Дмитрий Кулачинский, и работать ему пришлось много: убирать эстакады для автомобилей, снимать маскировочную краску, оставшуюся с войны, восстанавливать сбитые рельефы.

Восстановили из пепла

Выставочный центр в Манеже благополучно принимал крупные экспозиции, например, «Арт-Манеж», ярмарки меда и другие культурные мероприятия до 14 марта 2004 года. Тогда, ровно в день выборов президента России, здание выгорело дотла. Погибла большая часть выставки «Итоги сезона» и собрания произведений современных художников галереи «Манеж». Огонь уничтожил все, кроме массивных наружных стен.

Жителей столицы происшествие шокировало. Они сравнивали его с гибелью Помпеи и падением метеорита. Моментально общественность заговорила о поджоге и о том, что сделано это было с разрешения тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Комиссия, собранная для расследования причин, установила, что это действительно был поджог. Правда, виновных так и не нашли. Вот что писал урбанист, партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин о гибели Манежа в «Коммерсанте»:

«Через три дня после пожара главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что пожар никак не мог быть вызван коротким замыканием, потому что в деревянных перекрытиях Манежа вообще не было никакой проводки. Была создана комиссия, изучавшая причины, были официальные пресс-релизы, говорилось, что Манеж загорелся "в результате внешнего теплового воздействия" (так на бюрократическом языке называется поджог), эксперты указывали, что дерево так гореть не может — а все же заснято камерами, — что десятиметровые факелы бывают, только если там бензин, керосин или еще какая-нибудь горючая смесь — все без толку. Комиссию расформировали, прокуратура открыла и закрыла дело о пожаре, никто по этому делу не был привлечен, да и следствия не велось. Сгорели два пожарных, как-то их забыли».

Уже на следующий день в Москомархитектуры представили проект восстановления Манежа с двумя подземными уровнями и автостоянкой, оценивающийся в 25 млн евро. Никто не скрывал, что он был готов уже давно. Проект немедленно вызвал возмущение граждан и архитектурного сообщества, но все же был реализован. Манеж снова распахнул двери в апреле 2005 года. В здании появились эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения, «открылся» от лишних конструкций потолок и были воссозданы фермы Бетанкура. Разумеется, здание перестало быть похожим на себя до пожара, но и его первоначальный интерьер был утерян задолго до 2004 года.

С 2005 года выставочной площадкой управлял «Торговый дом Шатер». 25 ноября 2011-го «Манеж» перешел под управление ГБУ культуры города Москвы «Музейно-выставочное объединение „Столица“» (позже переименован в МВО «Манеж»), куда уже входит Новый Манеж и другие здания.