Опубликовано 01 мая 2017, 00:01

От Вальпургиевой ночи до праздника дачного труда

Что же мы отмечаем 1 мая
Если вы думаете, что традиция отмечать 1 мая имеет исключительно коммунистическое происхождение, то вы глубоко заблуждаетесь. История этого праздника уходит в гораздо более отдаленные времена. МОСЛЕНТА разбиралась, влияние каких культур и народов впитал в себя современный Первомай.
От Вальпургиевой ночи до праздника дачного труда
Jeff J Mitchell / Getty Images

Если вы думаете, что традиция отмечать 1 мая имеет исключительно коммунистическое происхождение, то вы глубоко заблуждаетесь. История этого праздника уходит в гораздо более отдаленные времена. МОСЛЕНТА разбиралась, влияние каких культур и народов впитал в себя современный Первомай.

Горная нимфа и Добрая богиня

Как многое в Европе, эта история началась с Древней Греции. Мудрые эллины были уверены, что Майя одна из горных нимф, дочь Атланта. Того самого, который держал на плечах свод небесный и едва не переложил это ответственное задание на Геракла. Майя была прекраснейшей из дочерей могучего титана, и всесильный громовержец Зевс, естественно, не мог пройти мимо такой красоты.

В результате этого внебрачного союза на свет явился самый хитрый из олимпийских небожителей Гермес. Несмотря на такие связи, сама Майя по мнению древних греков до божественного статуса так и не дотянула, «повысили» ее уже римское время.

К последним векам перед рождеством Христовым в сознании эллинизированного средиземноморского населения образ греческой нимфы слился с архаическим древнеиталийским божеством и превратился в некую богиню Майю, которую римляне считали одним из ипостасей «Доброй богини» (Bona Dea).

Это было сложное собирательное божество, олицетворявшее женское начало, плодородие, перерождение природы и невинность. Воплощений у Bona Dea было много, и Майя как покровительница плодородной земли стала одним из них.

Плеяды, дочери Атланта.

Плеяды, дочери Атланта.

© public domain

Какое все вышеизложенное имеет отношение к Первомаю? Самое прямое. Именно в первых числах мая происходили мистерии посвященные богине Майе. Кстати, в честь нее месяц и получил соответствующее название. Эти праздники следовали за Флоариями (посвящениями богине Флоре), а фактически они сливались воедино. Римляне любили повеселиться.

Символами и обязательными атрибутами праздника были стволы вечнозеленой сосны и молодые растения. Из полевых цветов плели венки, одевали их на сосновые жезлы.

Идея понятна — рождение новой жизни, обновление, плодородие. Объединение мужского и женского начала. Дальше следовали веселые шествия, песни-пляски, винные возлияния, костры и прочие неотъемлемые составляющие античного культурного мероприятия.

Майское дерево и шабаш ведьм

В других частях Европы в эти дни тоже праздновали, пусть и подавалось это под иным соусом. Так, жрецы-друиды приносили жертвы богу солнца и плодородия Белену. Древний кельтский праздник Белтейн и по сей день радостно отмечают в некоторых сельских районах Шотландии, Уэльса и Ирландии.

На возвышенностях разжигают костры и прыгают через огонь, якобы для очищения. На дверях домов вешают Майский Сук, а во дворах сажают Майский Куст из ветвей рябины. Что-то подобное отмечали германские народы, у них до сих пор сохранился майский праздник Maifeiertag.

В средние века католические священники очень старались стереть память о древних языческих праздниках, но получалось это у них с большим трудом.

То есть, имена Майи и Флоры народ подзабыл, но праздновать в первые дни мая не перестал.

Праздник Белтейн в Гластонбери.

Праздник Белтейн в Гластонбери.

© Jason Bryant / Globallookpress.com

Тогда служители культа решили это действо возглавить и посвятили весь месяц Деве Марии. Простой народ не стал вдаваться в схоластические тонкости и продолжил праздновать в старинных традициях, пусть и с легким христианским налетом.

Главный символ праздника — Майское дерево. Обычно это украшенный лентами высокий столб, который проносят по всем улицам, а потом устанавливают на центральной площади города или деревни. На верхушке столба закрепляют венок, который юноши стараются снять, лихо забравшись на столб. Понятное дело, цель соревнования преподнести венок самой красивой и желанной барышне…

В некоторых районах Германии холостые мужчины устанавливают небольшие «майские деревья» (обычно берёзки) у домов незамужних женщин. Намек, понятное дело, довольно прозрачный.

Аналогичные праздники, конечно, с национальным колоритом, существовали и существуют почти во всех европейских странах от Сицилии, до Скандинавии. Суть одинаковая: возрождение жизни после зимы, начало всеобщего цветения природы, просьбы о хорошем урожае. И конечно, весеннее буйство молодых гормонов.

В Голландии в первую неделю мая отмечают фестиваль тюльпанов, кульминацией которого становится «луковичное воскресенье». А 1 мая в деревнях принято юношей и девушек «распределять» парами и список этих пар вывешивать на видном месте.

Праздник Белтейн в Эдинбурге.

Праздник Белтейн в Эдинбурге.

© David Moir / Reuters

Во Франции первый день мая это праздник ландышей, а в Испании — день влюбленных. Молодые люди дарят своим избранницам полевые цветы, а девушки плетут из них венки, после чего вместе идут гулять.

Постепенно традиции усложнялись. Где-то в средние века ночь перед Maifeiertag, то есть, ночь на 1 мая, стали называть Вальпургиевой ночью.

Это праздник изгнания злых духов, в котором слились языческие и христианские традиции. Народ палил костры, плясал, сжигал соломенные чучела, звонил в колокола, короче говоря, всячески отгонял бесовщину.

А название это действо почему-то получило в честь благочестивой игуменьи Вальбурги Хайденхаймской, которая почитается святой и к бесовщине никакого отношения не имеет… Просто 1 мая день ее памяти.

Еремей Запрягальник и традиции Кукуя

Славяне про католическую святую не ведали, посему 1 мая отмечали день Еремея Запрягальника. На самом деле, это был пророк Иеремия, но наши предки немного «ославянили» сложное имя библейского старца.

В этот день встречали лето, готовились к началу больших посевных работ. Принято было приносить продукты и вскладчину устраивать веселый стол прямо на площадях. Молодежь, понятное дело, потом веселилась до утра. Кстати, опять же не обходилось без соломенного чучела, которое радостно сжигали.

Позже в некоторых местах этот языческий Первомай слился с христианской Пасхой — праздником окончания поста, но в некоторых местах они так и отмечались порознь. Видимо, дело еще и в календаре — Пасха ведь праздник плавающий. И нужно помнить, что первое мая по старому стилю это середина месяца по новому, когда все уже цветет и пора начинать посевную.

А вот рождением Первомая как настоящего праздника мы, как ни странно, обязаны немцам. Еремей Запрягальник был праздником сельским, в городах не особенно популярным. А вот иностранцы в Кукуе (немецкой слободе) свой Maifeiertag отмечали.

Гуляния на Девичьем поле.

Гуляния на Девичьем поле.

© public domain

Веселая традиция понравилась юному Петру, и он приказал праздновать всем. Сначала стали гулять в московских Сокольниках, когда же двор переехал на берега Невы, центром императорских забав стал Екатерингоф. К этому дню строили качели и карусели, разворачивали балаганы, ставили разнообразные торговые палатки.

В Москве, понятное дело, тоже продолжили гулять, причем не только в Сокольниках, но и в Марьиной роще, на Девичьем поле, под Новинским. Знать предпочитала Нескучное.

«Сколько народу, сколько беззаботной разгульной веселости, шуму, гаму, музыки, песен, плясок и прочего, сколько богатых турецких, китайских палаток с накрытыми столами для роскошной трапезы и великолепными оркестрами... Сколько щегольских модных карет и древних прадедовских колымаг и рыдванов, блестящей упряжи и веревочной сбруи, прекрасных лошадей и претощих кляч, прелестнейших кавалькад и прежалких Дон-Кихотов на прежалких Россинантах...».

1805 год. Сенатор Степан Жихарев. «Записки современника».

Под черно-красным стягом анархии

Итак, праздновать 1 мая стали давным-давно и почти повсеместно. Так что, рабочее и революционное движение здесь совершенно ни при чем. Скорее, это оно присоседилось к традиционному весеннему празднику, чем наоборот.

Первая официально зарегистрированная первомайская акция пролетариата случилась в 1886 году в США. Но это была не привычная нам демонстрация, а день начала забастовки рабочих, которую организовали насколько профсоюзов и анархистских организаций, имевших тогда большое влияние.

Требования были далеки от политики — восьмичасовой рабочий день, повышение зарплаты, социальные гарантии. Участвовали до 350 тысяч человек в Нью-Йорке, Детройте, Чикаго и других промышленных центрах.

В большинстве мест все прошло мирно, а вот в Чикаго хозяева решили проявить твердость и уволили полторы тысячи смутьянов. Их место должны были занять штрейкбрехеры, но рабочие их в цеха не пустили. Началась свалка, полиция применила оружие и четыре человека погибли.

На следующий день на главной площади города Хеймаркет-сквер собралась возмущенная толпа. Митинг был мирным, но когда появилась полиция, в нее полетела бомба, которую, как считается, бросил провокатор. От взрыва погиб сотрудник полиции, его товарищи открыли огонь.

Счет погибших пошел на десятки. На следующий день по городу прокатилась волна арестов, в том числе за решеткой оказались десятки лидеров анархо-синдикалистов, которые стояли за митингами. Четверых активистов после полуторагодичного следствия повесили. На эшафоте они пели «Марсельезу».

Через два года первый конгресс II Интернационала предложил закрепить празднование «всем мировым пролетариатом этого священного дня в память о героической борьбе американских рабочих в Чикаго против капиталистов и эксплуататоров». Так 1 мая стало единым днем борьбы рабочих за свои права.

Первомайская демонстрация, 1970 год.

Первомайская демонстрация, 1970 год.

© ТАСС

В Российской Империи первое официально отмеченное майское мероприятие прошло в Варшаве в 1890 году. Власти не препятствовали.

В советский историографии принято считать, что примерно с 1902 года майское празднование в России начинает приобретать революционный характер. Возможно это и правда, но на демонстрации и митинги выходила ничтожная часть народа, большинство же, по-прежнему, отправлялось «на природу», чтобы весело провести первый день мая.

После октябрьской революции праздник стал государственным, трудящимся подарили выходной (а потом даже два), чтобы они могли спокойно выразить братскую солидарность с пролетариями других стран. Делать это советские люди по-прежнему предпочитали на загородных «маевках» с шашлыками, на демонстрации же народ приходилось сгонять по разнарядке.

В перестроечное время о международной солидарности забыли, Первомай стали официально именовать «Днем весны и труда». Народ с этим не спорит и уже по советской традиции отмечает его на приусадебных участках и огородах. В соответствии со старинной языческой традицией горят костры, дымится мясо, богам возливают вино. Все вернулось на круги своя.