00:01, 30 сентября 2022
3 мин.

«Прост, дешев и не загрязняет воздух». История московского трамвая за 115 лет его существования

Первые электрические трамваи появились в Москве в 1907 году, а до этого 35 лет по тем же маршрутам ходила конка. И ее хозяева до последнего не допускали появления в городе конкурента. Трамваю в Москве с самого начала приходилось непросто. Он поздно появился, в 1930-х его планировали закрыть навсегда, а потом метро и троллейбус отодвинули его на вторые позиции. Руководитель научно-исследовательской службы Музея Транспорта Москвы Дмитрий Дашко рассказал «Мосленте», как изменился столичный трамвай за 115 лет своей истории.

Трамваи на параде трамваев в честь 123-летия открытия первой трамвайной линии в Москве.
Трамваи на параде трамваев в честь 123-летия открытия первой трамвайной линии в Москве.
Фото: Александр Вильф / РИА Новости

«Москва поздно перешла на электрический трамвай»

В Москве упорно не хотели переходить на электрический трамвай, изобретенный и опробованный русским инженером Федором Пироцким в 1880 году в Санкт-Петербурге. На то были свои коммерческие интересы, и городская управа не хотела конкурентов конке, действовавшей в городе с 1872 года.

Так что Москва стала одним из последних крупных городов в стране, который перешел на электрический трамвай. Случилось это в 1907 году.

И первые маршруты повторяли коночные: по Мясницкой линии, Сретение и Лубянке, от Страстного монастыря по Дмитровке и далее на Сретенку и Мясницкую.

«Кажется, что он вечный»

Были периоды, когда сети сокращали. Несколько раз до войны трамвай в Москве планировали закрыть насовсем. И его закрывали, но временно — в годы войн, как Первой, так и Второй Мировой.

Читайте на тему:

Зато трамвай пережил троллейбус, и сегодня чувствует себя в Москве хорошо. Он довольно прост, дешев и не загрязняет воздух.

Демонтировать трамвайные сети гораздо дороже, чем троллейбусные. Не только в Москве, но и во многих других городах трамваи прекрасно выполняют свои функции, и отменять их никто не собирается. Трамвай себя не изжил, и кажется, что он — вечный.

«Конка»

Первые образцы городского рельсового транспорта в Москве, как и во всех крупных городах мира, имели конную тягу. Вагоны сначала были одноэтажные, на десять человек, затем их расширили, появился второй этаж «империал», где не было крыши.

Конка, 1872-1900-е годы. Производство — 
Англия и Франция

Конка, 1872-1900-е годы. Производство — Англия и Франция

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

«Фалькенрид»

Первые электрические вагоны Московского трамвая. Приобретены Первым Обществом конно-железных дорог для эксплуатации на линии от Бутырской заставы до Петровского парка.

Фалькенрид, 1898-1899 годы. Производство — Германия

Фалькенрид, 1898-1899 годы. Производство — Германия

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

Трамваи «Ф»

Первая попытка унифицировать трамвайный подвижной состав после объединения сетей. Вагоны строились разными заводами по одному проекту, за основу был взят немецкий образец. Первые вагоны, получившие одноосные поворотные тележки.

Трамвай «Ф», 1907-1912 годы. Производство — Мытищинский, Сормовский, Коломенский, Балтийский и завод «Двигатель»

Трамвай «Ф», 1907-1912 годы. Производство — Мытищинский, Сормовский, Коломенский, Балтийский и завод «Двигатель»

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

Трамваи «КМ»

Первые советские четырёхосные вагоны. В период, предшествующий появлению Московского метро, поезда из вагонов КМ помогли решить проблему со значительно возросшим пассажирооборотом.

Трамвай «КМ», 1926-1935 годы. Производство — Коломенский машиностроительный завод, Сормовский вагоноремонтный завод

Трамвай «КМ», 1926-1935 годы. Производство — Коломенский машиностроительный завод, Сормовский вагоноремонтный завод

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

Трамваи «М-38»

Первые цельнометаллические вагоны Московского трамвая, также впервые применена косвенная система управления.

Трамвай «М-38», 1938-1939 годы. Производство — Мытищинский машиностроительный завод

Трамвай «М-38», 1938-1939 годы. Производство — Мытищинский машиностроительный завод

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

Трамвай «КТМ-1»

Первые цельнометаллические двухосные и последние новые двухосные вагоны Московского трамвая. После этой модели, все пассажирские вагоны приходящие вновь, имеют четыре и более осей.

Трамвай «КТМ-1», 1947-1961 годы. Производство — Усть-катавский вагоностроительный завод имени Кирова

Трамвай «КТМ-1», 1947-1961 годы. Производство — Усть-катавский вагоностроительный завод имени Кирова

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

Трамвай «МТВ-82»

Массовая послевоенная серия моторных вагонов, кузов которых был унифицирован с кузовами автобусом и троллейбусов

МТВ-82, 1946-1961 годы. Производство — Тушинский авиазавод №82, Рижский вагоностроительный завод

МТВ-82, 1946-1961 годы. Производство — Тушинский авиазавод №82, Рижский вагоностроительный завод

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

«Татра Т2»

В чешских «Татрах» появилась косвенная системы управления, возможность эксплуатации по системе многих единиц.

Трамвай «Татра Т2», 1955-1962 годы. Производство — ЧКД Татра-Смихов, Чехословакия

Трамвай «Татра Т2», 1955-1962 годы. Производство — ЧКД Татра-Смихов, Чехословакия

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

«КТМ-19А»

Первый серийный вагон с принципиально новой, электронной системой управления асинхронными тяговыми двигателями. Также последняя модель московского трамвая с высоким уровнем пола по всему салону.

Трамвай «КТМ-19А», 2007-2012 годы. Производство — АО Усть-Катавский вагоностроительный завод

Трамвай «КТМ-19А», 2007-2012 годы. Производство — АО Усть-Катавский вагоностроительный завод

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

Трамвай «71-931 Витязь»

Первый крупносерийный, сочлененный трехсекционный шестиосный трамвайный вагон с полностью низким уровнем пола. Представитель семейства вагонов, разработанных отечественной компанией ООО «ПК Транспортные системы».

71-931 «Витязь». С 2014 год по настоящее время производится Тверским вагоностроительным заводом и Невским заводом электрического транспорта

71-931 «Витязь». С 2014 год по настоящее время производится Тверским вагоностроительным заводом и Невским заводом электрического транспорта

Фото: Предоставлено Музеем транспорта Москвы

Партнерские материалы