Опубликовано 17 октября 2016, 12:00

Виртуальная театральная реальность

Поговорили с режиссёром нашумевшего мюзикла «Пола Негри» о необычном формате
Вот уже третий сезон подряд в Москве с успехом идёт спектакль «Пола Негри» режиссёра Януша Юзефовича. Возможно, дело в декорациях: их нет. Точнее как — их можно увидеть только через 3D-очки, как в кино. И, похоже, это единственный подобный спектакль в мире. МОСЛЕНТА поговорила с создателем постановки и узнала, какие сюрпризы подготовила труппа зрителям.
Виртуальная театральная реальность
Алексей Даничев / РИА Новости

Вот уже третий сезон подряд в Москве с успехом идёт спектакль «Пола Негри» режиссёра Януша Юзефовича. Возможно, дело в декорациях: их нет. Точнее как — их можно увидеть только через 3D-очки, как в кино. И, похоже, это единственный подобный спектакль в мире. МОСЛЕНТА поговорила с создателем постановки Янушем Юзефовичем и узнала, какие сюрпризы подготовила труппа зрителям.

Режиссер Януш Юзефович

Режиссер Януш Юзефович

© Станислав Красильников / ТАСС

Это уже третий сезон спектакля, будут ли в этом году какие-то изменения? Возможно, зрителей ждут какие-то сюрпризы?

Конечно, ждут! Например, у нас будет ещё один Любич (один из героев постановки - ред.) – очень характерный актёр Дмитрий Бурлаков. Мы работали с ним ещё в мюзикле «Метро», он тогда был танцором, но вот прошло 15 лет, и он запел. Очень убедительно играет! А ещё мы придумали сделать наши спектакли чуть более интерактивными, и теперь в конце каждого актёры случайным образом выбирают людей из зала. Счастливчики могут занять моё место в настоящем самолёте, который поднимается над сценой во время спектакля. Для них включают звук, картинку, и они полностью повторяют полёт Полы Негри. По мне так их развлечение гораздо лучше нашего. Нам-то приходится в это время петь!

Особенности сценического мультимедиа

Расскажите подробнее про идею 3D-технологии.

Я полтора года занимался только разработкой 3D-технологий, чтобы потом внедрить их в спектакль. Специально ездил в Америку. Я был уверен, что там уже делается нечто подобное, оказалось — нет. Мало того, 3D никто раньше не сочетал с театром. Мне пришло в голову, что нам нужно расположить 3D-проектор сзади, чтобы публика смотрела на актеров, а за ними было изображение.

Пришлось нам самим что-то придумывать, испытывать буквально на простыне.

Я позвонил коллегам в Лондон, где производят самые мощные в мире 3D-проекторы — и опять никто ничего не знает. Пришлось нам самим что-то придумывать, испытывать буквально на простыне. И до сих пор ничего подобного нет ни в одной стране мира! Теперь зрители уже не понимают, где кончается реальность и где начинается аттракцион. Наша Пола Негри путешествует в пространстве и времени: ездит на автомобиле по улицам Нью-Йорка 20-х, а за рулем сидит Гарольд Ллойд. На сцене появляются самолеты, дирижабли и океанские лайнеры. Но при этом на сцене играют живые актёры!

Как вы подбирали видеоряд для спектакля?

Многое у нас основано на архивных видео, которые мы специально переводили под формат 3D, но основное — это компьютерная графика. Без неё мы бы не справились. Не представляю себе, сколько раз нам пришлось бы переснимать некоторые сцены. Это же не кино, а театр, и тут приходится многое менять. Кстати, у нас специально снято несколько версий спектакля, ведь на экране появляется лицо главной героини, поэтому под каждую исполнительницу Полы Негри сделан, можно сказать, отдельный спектакль.

В чём плюсы и минусы 3D спектакля?

Нам пришлось искать баланс, чтобы это было не 3D-кино, на фоне которого передвигаются актеры на сцене. Всегда люди на сцене пытались создать какой-то мир, и эта технология дает бесконечные возможности. Для любого художника 3D — это суперсредство, чтобы придумать мир и сделать его.

Когда мы только начинали работать над этой технологией, то нам казалось, что всё — вот оно! Полный отказ от материального мира. Чтобы отправиться на гастроли, нам нужны только актёры, экран и проектор. Но в процессе постановки мы обросли огромным количеством реквизита. Оказалось, что красоту и глубину изображения 3D проекции необходимо дополнять в реальном мире. Перенося героя из страны в страну, нужно менять костюмы, а на переднем плане сцены должны появляться настоящие объекты.

Можно сказать, что наша изначальная задумка упростить мир театра не совсем удалась, но результат превзошёл все ожидания.

В результате мы практически вернулись туда, откуда начинали. В «Пола Негри» у нас на сцене настоящий самолет, автомобили и живые лошади. Но зато и эффект на 3D-фоне они дают просто сногсшибательный. Можно сказать, что наша изначальная задумка упростить мир театра не совсем удалась, но результат с точки зрения качества и визуального воплощения превзошел все наши даже самые смелые ожидания! Кстати, рассказать вам, как у меня зародилась идея 3D декораций? Всё из-за того, что я чуть не убил актера Алексея Кортнева. Ну, не я, а декорации, конечно же. Мы ставили мюзикл «Иствикские ведьмы», там были очень сложные и громоздкие конструкции, я их придумал сам. Но Кортнев зачем-то замешкался, что-то пошло не так. В общем, его чуть не убило этой штукой. Тогда я понял, что виртуальные декорации намного безопаснее.

Инновации VS классика

В чём 3D спектакль проигрывает обычной классической постановке? Есть ли такие моменты?

Виртуальная театральная реальность

© Алексей Даничев / РИА Новости

Если я вам буду рассказывать, что всё идеально, то, конечно, вы мне не поверите. В таком случае театр давно бы уже стал 3D во всём мире. Но этого почему-то не произошло. Во-первых, причиной тому сложность и громоздкость оборудования. Например, в Москве нам удалось найти лишь одну площадку, где технически возможно реализовать шоу, аналогичное «Пола Негри».

Нельзя выбиться из графика и продлить монолог ещё на несколько минут.

Ну и, во-вторых, это невозможность актёрской импровизации. Нельзя выбиться из графика и продлить монолог ещё на несколько минут, так как для этого просто не хватит заготовленного видеоряда. Но вместе с ребятами из Letitshow мы работаем над этим, пытаемся реализовать реальное взаимодействие актёров и изображения, чтобы компьютер вёл себя исходя из ситуации на сцене. Так что 3D-театр, конечно, будущее, и он активно развивается!

Возможно, в процессе работы пришлось от чего-то отказаться? О чего, если да? Или, наоборот были совершенно неожиданные находки?

Создание таких технологий — это особое искусство. Здесь надо каждую сцену обдумать, проработать. У нас есть, например, такой эпизод, когда два комиссара на лошадях въезжают на улицу, а у них из-под копыт взлетают голуби. Это очень сложный момент, мы над ним весьма долго работали, ведь лошади-то настоящие, а голуби — 3D. Точно до сантиметра просчитать, где именно в момент взлёта птиц будет лошадь, рактически невозможно. Мы очень долго над этим бились. И у нас получилось! Теперь от зрителей я слышу что-то вроде «Ну вот могут же! Даже птиц живых в театр запустили. Понятно, что лошадей – не смогли».

Не планируете поставить новый спектакль с использованием 3D-технологий? Если да, то о чём будет эта история?

Ох, больная тема. У меня есть замечательное либретто для «Мастера и Маргариты», так что я уже думаю об этом проекте. О чём он? Думаю, вам рассказывать не нужно. Но я уверен, что 3D может придать этому великому произведению совершенно новое прочтение.

Стоит ли зрителям ждать от вас новых захватывающих постановок о жизни голливудских знаменитостей?

Вот про голливудских звёзд пока у меня ничего в планах нет. Но это лишь пока.

О постановке

Спектакль «Пола Негри» - история об актрисе немого кино, первом секс-символе Голливуда, её жизни, ролях и, конечно, любви.

Виртуальная театральная реальность

© архив пресс-службы

Каждый месяц зритель, приходя на спектакль и надевая 3D-очки, переносится в интерьеры дворцов и океанских лайнеров, оказывается в Варшаве, Берлине и Голливуде. На сцене появляются живые лошади, подлинные автомобили и самолёт, и грань между действительностью и воображением стирается.

Ближайший спектакль состоится на сцене Театра Советской Армии в ноябре. Так что ещё есть время заказать билеты. Все подробности можно узнать на официальном сайте мюзикла.