С «Петлей» на шее
Новый худрук театра «Модернъ» Юрий Грымов поделился планамиТеатр «Модернъ», о котором в последние годы вспоминали едва ли чаще, чем о совсем уж преданном забвению МХАТе Татьяны Дорониной, пару месяцев назад внезапно оказался главным ньюсмейкером культурного пространства столицы. Сначала – когда департамент культуры снял с формулировкой «за финансовые нарушения» художественного руководителя и основателя «Модерна» Светлану Врагову. Затем – 28 декабря – когда новым худруком этого театра был назначен режиссер Юрий Грымов.
Вопросов возникло тогда множество. Гадали, например, поддержит ли Врагову известный своими громкими высказываниями писатель, драматург и главред «Литературной газеты» Юрий Поляков, чьи пьесы значатся в репертуаре «Модерна»? И будет ли хоть какая ясность в том, какие именно финансовые нарушения вменяют Враговой? Да и почему именно Грымов, не имеющий никакого опыта руководящей работы? Ведь несмотря на то, что его спектакль «Цветы для Элджернона» давно и с успехом идет на сцене РАМТа, он более кинорежиссер, чем театрал.
Ответы, однако, не заставили себя ждать. Поляков промолчал, характер финансовых нарушений Враговой так и остался загадкой, а Юрий Грымов, переждав месяц со дня своего назначения, наконец, рассказал обо всем, что было, что будет и чем сердце успокоится. В том числе – и обозревателю МОСЛЕНТЫ.
О назначении
Для меня выдвижение моей кандидатуры на должность художественного руководителя театра «Модернъ» не стало большой неожиданностью. Удивило другое: то, что меня выбрали. Ну, и обрадовало, конечно, потому что я, увы, на данном этапе совершенно разочаровался в кино, которым занимался очень много лет – эта индустрия попросту исчезла. Театр же, благодаря государственной политике и энтузиастам, не просто сохранил жизнь, так еще и пребывает в прекрасной форме. Он на сегодня – самый провокативный и актуальный вид искусства.
О первых шагах
Сегодня я буквально живу в театре. Семья меня видит крайне редко, а своей дочке, живущей за границей, я даже не успеваю писать письма. Зато я сумел за месяц сделать очень много вещей: познакомился с администрацией и постановочной частью «Модерна», встретился с труппой, насчитывавшей 35 человек, с пятью из которых я был вынужден расстаться по причине их полной растренированости.
Что же до остальных – они прекрасные актеры, с которыми я намерен продолжать работать, раскручивать их медийность и давать им возможность играть и кино, и в сериалах, и на других сценах, отменив существовавшее в этом театре рабство. Кроме того, в труппу театра на ближайшие два-три спектакля я пригласил как несколько молодых актеров, так и людей с именем: Анну Каменькову и Игоря Яцко.
О конфликтах
Их нет. У нас все очень позитивно и радостно, а если я и проявляю какую-то жесткость, то лишь потому, что не потерплю, чтобы люди ничего не делали и получали за это мизерные деньги. Актеры в театре должны работать и зарабатывать, а театр должен жить нормальной полноценной жизнью! Увы, усилиями госпожи Враговой ситуация сложилась непростая: в последние лет пятнадцать в «Модерне» почти ничего не происходило.
Точнее, творилось нечто очень странное: стены тут зачем-то выкрасили в белый цвет, с которым невозможно сделать нормальное затемнение зала, около семидесяти кресел было демонтировано по причине малой заполняемости, черт знает сколько лет не менялось световое оборудование. Такое ощущение, что из «Модерна» планомерно выкачивали кислород, лишая театр и лица, и зрителя, и интересных постановок.
О репертуаре
Есть самая упругая на свете вещь – цифры. Приведу пример: когда 10 января я поинтересовался в кассе, сколько билетов было куплено на спектакль, который должен был идти через четыре дня, мне ответили: «Шесть». Давайте честно: не может быть такого, чтобы на то, что идет на сцене, тратилось больше, чем зарабатывается продажей билетов! Должен же быть хоть какой-то здравый смысл в происходящем! Поэтому да, мы расстаемся с некоторыми постановками, некоторым из которых, кстати, уже больше десяти лет.
При этом хочу отдельно сказать вот что: некоторые спектакли, например, «Петля», режиссером которых выступала сама Светлана Врагова, в нашем репертуаре остаются. Более того, ту же «Петлю», идущую на малой сцене, я хотел бы перевести на сцену основную.
Мы будем делать все для того, чтобы расширять нашу аудиторию. Мы открыты для каждого! С «Модерномъ», скажем, тесно сотрудничали такие драматурги, как Рустам Ибрагимбеков и Юрий Поляков. Пусть пишут что-то интересное, а мы с удовольствием рассмотрим их предложения. Пусть к нам идут молодые ребята! В моих планах вообще поделить репертуар в пропорции примерно 70 на 30: 70 процентов – это постановки современных драматургов – в основном отечественных, а 30 – проверенных временем классиков-мастодонтов. Но главным во всех спектаклях обязательно должно быть высказывание, оригинальность, мысль.
О ближайших премьерах
Перезапуск театра требует большого времени. Но, очень надеюсь, что уже в апреле мы сможем показать мой спектакль «О, дивный новый мир» по Олдосу Хаксли с Анной Каменьковой и Игорем Яцко. Скажу такую вещь: так случилось, что одновременно права на фильм по этой книге забрал Ди Каприо, права на сериал – Спилберг, а на спектакль – мы. Причем, помимо упомянутых актеров, я хочу задействовать в этой постановке порядка тридцати человек – то есть практически всю труппу.
Всего же до конца годы мы хотим сделать три постановки для взрослого зрителя, и одну для детей. Это позволит репертуару нашего театра хоть немного встать на ноги.
Со стороны
Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова, член рабочей группы по разрешению конфликтов и споров в театрах, член Совета директоров московских театров:
Главное, что предстоит сделать Юрию Грымову – это реанимировать художественную составляющую театра и начать выпускать спектакли, интересные публике. Только тогда можно рассчитывать на то, что «Модернъ» заживет полноценной жизнью, решив заодно и свои финансовые проблемы.
Кстати, о них. Знаете, одна из старейших актрис Вахтанговского театра Галина Львовна Коновалова любила повторять слова своего мужа Владимира Осенева, бывшего учеником Станиславского: «В театр нужно приносить, а не уносить из него». Так вот, все проблемы «Модерна» случились именно из-за этого. И я очень надеюсь, что новое руководство театра это хорошо понимает и готово именно что «приносить».
Кроме того, я верю, что из Юрия Грымова может получиться очень хороший художественный лидер, способный делать спектакли не только для критиков и узкого креативного класса, но и для куда более широкой аудитории.