Опубликовано 17 ноября 2018, 00:02

«Мужчины хотят показать свою власть над женщиной»

Художница раздела москвичей и многое о них узнала
Фотопроект Марии Ионовой-Грибиной называется «Портрет с любимой». За этим словосочетанием видится что-то банально-слащавое, однако на деле все совсем не так. Как и во многих других своих работах, Мария пытается препарировать мужскую психологию, чтобы понять, что у них, этих мужчин, на уме и на сердце. Об всем этом МОСЛЕНТА и решила поговорить с фотохудожницей.
«Мужчины хотят показать свою власть над женщиной»
Мария Ионова-Грибина

Фотопроект Марии Ионовой-Грибиной называется «Портрет с любимой». За этим словосочетанием видится что-то банально-слащавое, однако на деле все совсем не так. Как и во многих других своих работах, Мария пытается препарировать мужскую психологию, чтобы понять, что у них, этих мужчин, на уме и на сердце. Об всем этом МОСЛЕНТА и решила поговорить с художницей.

МОСЛЕНТА: «Портрет с любимой», как я понимаю, далеко не первый, посвященный мужчинам.

Да. Сначала был SELFI ICONS, в рамках которого я обратилась к неизвестным обнаженным нарциссам, с которыми не могла взаимодействовать напрямую. Я изучала их поведение путем рассматривания фотографий, отбором и — впоследствии — раскрашиванием и украшением тех, что мне показались наиболее интересными. В перформативном проекте «Отцы» я предложила бездетным мужчинам «обзавестись» детьми на один вечер, а затем снимала «семейные» портреты, наблюдая за их реакциями, языком тела и разговаривая с ними об их готовности иметь детей. Ну, а следом появился «Портрет с любимой». Для него я попросила знакомых и незнакомых мужчин представить, как должна выглядеть их идеальная фотография с любимой, и прислать мне образец. Мне было интересно: какой будет поза пары, что они будут делать, как выглядеть, кто займет больше пространства в кадре, кого будет лучше видно? Меня интересовали все нюансы изображения — от общего сюжета до мелких телесных сигналов... Так вот: после того, как мужчина присылал мне картинку, я переснимала изображенную сцену, используя в качестве статистов себя и своих друзей. То есть женщина во всех портретах всегда одна и та же — я, то есть автор, а друзья-мужчины меняются.

Зачем?

Я люблю мужчин, но они мне не совсем понятны. Вот я и пытаюсь их изучить. Мне было интересно, настолько ли сильны различия между мужчиной и женщиной, как это принято считать.

По какому принципу, если не секрет, ты отбирала участников?

Сначала я решила посмотреть на женское видение. И устроила опрос среди женской половины моего facebook, задав вопрос, каким они видят лучший и единственный портрет с любимым человеком? Мне было достаточно, чтобы мне прислали просто примеры, образ - картину, чужую фотографию, рисунок, да хоть вышивку. Мне хотелось увидеть общую ситуацию. А затем попросила сделать то же самое мужчин. Ну, а после из того, что они прислали, я выбирала либо самые интересные и уникальные образцы, или, наоборот, те, что наиболее часто повторялись.

Женские образы оказались менее интересными для тебя?

Не в этом дело. Просто мужское видение — тема, с которой я работала и в других проектах. Хотя, думаю, что на изначальный интерес сильно повлиял еще и мой развод, и новая жизнь. Но сейчас, кстати, я уже второй год работаю над проектом, связанным исключительно с женским.

Интересно, что прислали тебе женщины?

Общий срез женского видения был таков — ми-ми-ми-картинки, где мужчина заботится о женщине, укрывает ее плечи пледом, носит на руках, протягивает ей чашку с кофе, сажает к себе на колени, обнимает и так далее. Разумеется, были и исключения, но не много, не более 15-20 процентов.

Любопытно, насколько женские признания совпадали с твоим (тоже ведь женским) видением той же темы?

Не могу ответить. Начав работу, я почему-то не подумала о своем личном образце.

Ага. Ну, а что присылали мужчины?

Ой, их образцы сильно отличались женских! Практически никаких ми-ми-ми — это раз. Два — было много эротизированных образов, в том числе с проявлением власти над женщиной. И три — в целом мужские образцы были более разнообразны, чем у женщин.

У тебя есть представление о том, кто из мужчин присылал тебе образы?

У меня хоть и не огромная Facebook-аудитория, но достаточно обширная и разнообразная, поэтому как-то географической привязки участников не было. Что до возраста, то в основной своей массе это люди до 40 лет. Профессия? Много кто из арт-мира, художники, фотографы, сочувствующие. Но, опять же, не только. Я просила расшарить свой пост разных людей и в итоге получала много ответов и от совершенно незнакомых мне мужчин не творческих профессий.

Ты получила ответы. Какие-то из них стали для тебя откровением?

Да. Несколько картинок «с любимыми», присланных мужчинами, были без самих мужчин. Я спрашивала, как так, а в ответ получала примерно такое: «На этом единственном портрете мне не важен я, мне важна она». Примечательным было то, что в основном на этих фотографиях были еще и дети. А еще мужчины, молодые мужчины, периодически присылали мне образы, где они «в старости».

А как искала моделей?

Я искала мужчин среди своих друзей и френдов из Facebook. Старалась подобрать более-менее похожих по внешним признакам на авторов образов, но это не было условием. Ну и, конечно, они все москвичи. Так проще — работать с теми, кто рядом.

В проекте есть достаточно откровенные снимки, а мужчины, как мы знаем, существа стеснительные. Сложно было уговорить их позировать?

В таких кадрах присутствуют только те, кто был не против изначально, я же сразу предупреждала, что в некоторых случая мне нужна обнаженная натура. Хотя один забавный случай все-таки произошел: на съемку пришел брат моего товарища, мы все сделали, все прекрасно, все довольны. А это был «пересказ» известного кадра авторства Эни Лейбовиц с Йоко Оно и Джоном Леноном, где он - обнаженный, а она одетая. И вдруг, когда уже мы с куратором все отобрали, сдали в печать и продумали экспозицию, он звонит и говорит: «Маша, а можно фотография со мной не будет участвовать в выставке?» Оказалось, что его девушка была не в курсе, может быть заревновала и на фоне этого у них произошел какой-то — надеюсь, что не серьезный — конфликт. Но обратной дороги уже не было, времени до выставки оставалось очень мало, поэтому я просто пообещала, что не буду использовать это фото для анонса. В последствии оказалось, что девушка таки пришла на выставку и даже сфотографировалась на фоне этого снимка, подписав у себя в Insta: «Таким я тебя и запомню». Но, кажется, они все-таки не расстались.

С мужчинами понятно. Скажи, а почему решила «сыграть» всех женщин сама? Пригласила бы подружек — так-то оно куда удобнее.

В первую очередь, из собственного желания побывать «любимой» в разных ситуациях, придуманных абсолютно разными и часто не знакомыми мужчинами. Ну, и в целом мне показалось, что такой «каталог» образов важно как-то объединить. Вот я и решила использовать себя как что-то упорядочивающее и объединящее. А насчет «удобнее»… Я ведь практически все фотографировала с помощью подруги — Аси Карогодиной: я показывала ей образец, сама предварительно выстраивала кадр, потом уже я становилась моделью, а она снимала по моим инструкциям. Это достаточно частая практика у фотографов, которые используют себя в своих проектах.

И… Давай закончим совсем серьезным: какие выводы о мужчинах ты сделала в процессе работы над проектом?

О, все намного интереснее, чем я думала.