Опубликовано 19 октября 2018, 10:58

«Реальность прекрасна своими изъянами»

Столичная художница нашла красоту в листовках, флаерах и столбах
Художница Любовь Донкова делает, на первый и неподготовленный взгляд, странное: из самых разных объявлений она создает коллажи, превращающие до этих пор понятный текст (опять же на первый и неподготовленный взгляд) в абсолютную бессмыслицу. А после развешивает их по Москве. «ЖЭК все равно снимает их на следующий день, — говорит Любовь, — Но я на улице довольно давно, так что всегда готова к такому повороту событий». Встретившись с художницей, МОСЛЕНТА решила разузнать, в чем смысл ее работ, похожа ли столица на спам и готовы ли москвичи к «прочтению» философско-художественных посылов.
«Реальность прекрасна своими изъянами»
Александр Кожохин / РИА Новости

МОСЛЕНТА: Может быть, расскажете для начала о себе?

С этим все просто. Родилась в Твери, приехала в Москву, поступила в Вышку (Высшая школа экономики) на коммуникативный дизайн. Мне повезло: моим куратором был Андрей Логвин, который в свое время выставлялся в галерее «Риджина». Гениальный человек! Он учил нас в первую очередь работать со смыслом. Наверное, поэтому мне почти сразу стало понятно, что в дизайне я заскучаю, так как в нем смысл — редкий запрос.

На втором курсе я бросила учебу и полгода автостопила. Тогда-то я и осознала, что мне нужно чем-то заниматься, потому что путь без цели — это такая же скука, как и дизайн. И решила перейти на профиль «современное искусство». Сейчас учусь на третьем курсе, пока сбежать не хочется.

Эти самые работы, о которых мы говорим… Как вы сами их называете?

Я называю их коллажами из нелегальных объявлений, висящих буквально на каждом столбе. А точное название… Сейчас так много терминов, которые объясняют тот или иной вид деятельности на улице, что сам черт ногу сломит. Уличное искусство, стрит-арт, городская интервенция… Даже не знаю. Точно могу сказать, что это feat. с работниками ЖЭК. Они эти доски для объявлений ведь сами делают и кисточкой потом красят. Каждый раз смотрю и умиляюсь. Вообще, есть отдельный вид искусства «ЖЭК-арт», про него даже статьи пишут.

Как вам такое вообще в голову пришло? То есть с чего все началось и давно ли?

Оставлять работы на улице — самый действенный способ напрямую пообщаться со зрителем. В галереи ходят далеко не все, а пройти мимо заборов и досок с объявлениями довольно сложно. К тому же в галерее нечасто люди искренне выражают свои эмоции — это чужая территория. А улица — пространство общественное, поэтому прохожие часто не стесняются говорить прямо. Это — раз.

Два — сейчас в Вышке нас курирует Арсений Сергеев. Это человек, который непосредственно повлиял на развитие уличного искусства в Екатеринбурге и Перми. Он большой фанат города, постоянно заряжает своей энергией и любовью к миру, заставляя не сдаваться и работать больше.

Ну, и три — это то, что путешествия научили меня обращать внимание не на туристические места, в которых обычно не остается ничего, что имеет отношение к реальности, а на закоулки, частный сектор и пространства, где отдыхают местные жители. Там жизнь такая, какая она есть, там есть проблемы, которые можно решить, если обратить на них внимание.

Применительно к Москве это значит, что…

…что она — это не фестиваль варенья, велодорожки и новые скамейки, как бы нам ни хотели доказать обратное. Весь этот праздник жизни заканчивается за баннерными сетками с напечатанными фасадами. Эта декоративность не вдохновляет, а лишь заставляет закрыть глаза на реальность, которая прекрасна своими изъянами. Например, каждый раз я прохожу мимо стены на Курском вокзале и восхищаюсь. Это же чистая абстракция. Залипаешь, как на Ротко. Красота!

А рядом — «Атриум», который так полюбил коммерческий стрит-арт. И все вроде о'кей, красиво нарисовали, но души в этом нет, да и смысла тоже. Очередная декорация.

И все же, возвращаясь к вашим работам, хочу уточнить: что это такое и зачем? Каков основной посыл, что вы хотите ими сказать?

Это такое очеловечивание нашего рафинированного города. Доски для объявлений у подъезда — это средство распространения сугубо удобной информации для быстрого управления местными жителями. Больше недели на таких досках может провисеть разве что маршрут прохода к избирательному участку или объявление об отключении горячей воды. То есть эти рамки у подъездов — это рамки не для людей, а для местной власти. Вот поэтому я и решила, что нелегальные объявления, которым нет места в городе, можно разместить там, где они действительно могли бы пригодиться. Теневая реклама, заполнившая каждый столб, — это прямое следствие ее вытеснения из городского пространства. А глитч (вид изобразительного искусства, выразительными средствами которого являются различные цифровые и аналоговые ошибки) — это усиление, доведение до абсурда такого ее существования. Это ошибка в коде города, которая постоянно выскакивает в самый неожиданный момент.

А у меня такое ощущение, что ваша работа — гиперболизированная мысль о том, что большая часть того, что нас окружает, — это спам. Москва ведь невероятно заспамленный город.

Не думаю, что Москву можно назвать спамом. Тем более сейчас, когда город старательно зачищают от «визуального мусора». Скорее Москва — это такой завод по производству спама. Она ведь является эпицентром создания массовой культуры для нашей страны. Если называть спамом обилие рекламы и света — например, в торговых центрах или в интернете, то это беда не только столицы. Впрочем, находясь вне контекста происходящего внутри массовой культуры, все эти светящиеся с плакатов лица перестают волновать.

Вам самой уютно находиться внутри всего этого?

В целом в городе я чувствую себя комфортно. Но в места, пораженные спамом, стараюсь не заходить.

Как думаете, готов ли среднестатистический москвич считать посыл ваших работ на уровне идеи?

Конкретно этих работ? На мой взгляд, их посыл может быть неочевиден для неподготовленного зрителя. Но поскольку форма узнаваемая, то улыбку она вызывает.

Только улыбку? Других реакций не было?

Когда я вешала первую работу, рядом стоял местный житель — довольно молодой мужчина. И он спросил: «А в галерее вообще что-нибудь нормальное показывают?» А так все хорошо реагируют. Особенно в интернете.

Вообще я люблю читать комменты под моими работами в разных пабликах. Там аудитория максимально неподготовленная, поэтому всегда весело. В соцсетях люди очень страстно реагируют на такие вещи: либо обожают, либо желают смерти тебе и твоей семье. Рай для нестабильной психики художника!

Интересно, сколько объявлений пострадало в результате работы?

С объявлениями я давно работаю, это не первый мой эксперимент. Так что у меня постоянно дома все ими завалено. Больше всего объявлений, конечно, на вокзалах. Но там они однотипные: кредит, деньги, работа, помощь. В спальных районах можно найти всякие интересные экземпляры, потому что их непосредственно люди дома делают. У меня есть отдельная коллекция с компьютерными мастерами. Там почти всегда одинаковый дизайн и слова, отличаются лишь фотографии молодых и красивых людей.

Так что я просто гуляю по улицам и собираю. Друзья вот недавно подключились. Если увидят что-нибудь смешное или необычное, то мне приносят.

А не грызет совесть, что содрали вы чужое объявление, а кто-то из-за этого не продал собачку или не нашел работу?

Не грызет! Сорвать объявление про «кредит без поручителей и паспорта» даже полезно. А вообще, они так часто дублируются, что даже если с одного столба заберу, то на следующем будет точно такое же висеть.