Сорвавшие «Маски»
Что происходило на церемонии вручения главной театральной премии «Золотая Маска» в МосквеНа днях на сцене столичного Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась Торжественная Церемония вручения Премии «Золотая Маска». Мероприятие не оставило равнодушным никого.
Итоги
Стоит, конечно, начать с итогов. Что там с московскими постановками? Не обошли ли их вниманием? Нет, не обошли! И это, безусловно, прекрасно. Получили призы Большой театр и «Балет Москва», композитор Эдуард Артемьев и певец Липарит Аветисян. Впрочем, интересовало всех не это. Куда большую интригу составлял вопрос, кому достанутся призы в основных «драматических» номинациях. Вскоре, однако, стало известно и это. Победителями оказались:
«Драма/Спектакль большой формы»: «Русский роман», Театр им. Вл. Маяковского.
«Драма/ Спектакль малой формы»: «Магадан/Кабаре», Театр «Около дома Станиславского».
«Драма/женская роль»: Евгения Симонова за роль Софьи Толстой в «Русском романе».
«Драма/работа драматурга»: Марюс Ивашкявичюс, «Русский роман».
Тут, собственно, бурление и началось.
Реакция
В социальных сетях немедленно появились комментарии ведущих театральных деятелей – частенько, весьма резкие. Встречалось разное. Такое: «Жюри Золотой маски — козлы (зачеркнуто) ... дураки (зачеркнуто)... шутники. При встрече скажу им сам. Она стала непрофессиональный и в чем-то уже, извините, вредной, превратно толкующей современную историю театра, наградой». И такое: «Мда. Вы меня, конечно, извините, но три „Маски“ „Русскому роману“ — перебор. Хороший спектакль. И Маяковку я нежно люблю. Но проигнорировать всех, кто говорил важное про сегодня, и выдать всем сестрам по серьгам про вчера — ну, извините».
И такое: «И вот уже Маски сорваны в адрес тех, кто их получил. Искренне поздравляю. Наверняка приятно, когда в кабинете, гримерке или дома на стене висит Золотая маска. И все же не понимаю и не пойму никогда, что в списке номинируемых на лучшую мужскую роль не было выдающейся работы Константина Райкина в спектакле „Человек из ресторана“. По меньшей мере, странно. Потрясающий артист, блистательно сыгравший не просто хорошую роль, но бросивший ею мировоззренческий вызов всему нашему поколению отцов-матерей, обреченных отдавать детей в мир, где нет не только гармонии, но и просто добра и разума, оказался просто не замечен».
Имена писавших не называю не случайно: кому надо — без труда найдет сам, а так — люди писали для себя, на что имеют полное право. Да и важны-то не фамилии, а то, что, в общем-то, все написанное — чистая правда.
Русский роман
Возглавляемое художественным руководителем Российского академического Молодежного театра Алексеем Бородиным жюри «Золотой Маски» действительно сделало достаточно странный выбор.
Дело тут совершенно не в том, плох или хорош «Русский роман», соединяющий в единое целое биографию и творчество Льва Николаевича Толстого, сплавляющий несколько времен и действительностей: произведения и события личной жизни Толстого, в центре которых оказывается его жена Софья Андреевна. Этот спектакль хорош безо всяких сомнений и драматургически, и актерски.
Как, несомненно, хорош и Магадан/Кабаре», рассказывающий о жизни Магадана времен ГУЛАГа, но фактически — о тщетном поиске смыслов. Дело в старательной попытке не замечать того, что происходило в минувшем сезоне на столичной театральной сцене.
Проходящие мимо
Да, в номинации «Драма/Спектакль большой формы» были представлены еще «Утиная охота» в «Et Cetera» (получившая недавно «Гвоздь сезона») и «Плешивый амур» МТЮЗа. Но почему-то были в принципе проигнорированы «Барабаны в ночи» Юрия Бутусова в Театре им. Пушкина, «Кроличья нора» Сергея Голомазова на Малой Бронной, «Князь» Константина Богомолова в «Ленкоме»», «Жена гения» Данила Чащина в ЦИМе, как, впрочем, и многое другое. Да, в номинации «Драма/ Спектакль малой формы» были «Последнее свидание в Венеции Дмитрия Крымова в «Школе драматического искусства» и «Саша, вынеси мусор» в Центре им. Вс. Мейерхольда. Но были совершенно не замечены другие прекрасные постановки.
Удивительно на самом деле: при невероятной по своему разнообразию программе самого фестиваля «Золотая Маска», одноименная премия внезапно оказалась в роли бедной родственницы, стесняющейся поднять глаза и посмотреть вокруг.
Искать в этом так обожаемые всеми политические подтексты конечно же не стоит – их там нет. Как и нет тут идеологических войн и прочих разборок — вне- и внутрикорпоративных. Возможно, все дело — во все более увеличивающемся расстоянии между тем, что называется «премиальной движухой», и реальной театральной жизнью Москвы. Сойдутся ли они когда-либо вновь, вопрос не из простых.
Посмотреть полный список победителей можно на сайте премии.