Смерть и встреча с незнакомкой в постели

Культура
Фото: фестиваль «Территория-2017»

На «Территории», проходящей в Москве с далекого уже 2005 года, чего только не случалось. Показывали спектакли в поезде, проводили кастинг младенцев, устраивали вечеринку открытия в метро, а главное, демонстрировали постановки, выставки и перформансы лучших театров и команд мира – Rimini Protokoll, Димитриса Папаиану, Жозефа Наджа, Арпада Шиллинга, Ромео Кастеллуччи, Акрама Хана и многих других.

Нынешняя «Территория» эту традицию продолжила с первого же дня: вчера фестиваль открылся интерактивным спектаклем знаменитого Роберта Лепажа. И это далеко не единственный приготовленный для зрителей хит.

«Ночь в библиотеке»

Канадец Лепаж посвятил «Ночь…» Национальной библиотеке своего родного Квебека, которой недавно исполнилось десять лет. Событие это, конечно, локальное, но вот же – спектакль оказался одним из самых популярных мировых гастрольных проектов прошедшего сезона.

«Ночь в библиотеке» – признание в любви самой традиционной институции мировой культуры, сделанное с помощью самой современной визуальной техники. Библиотека здесь – не место действия, а главный герой этой театрализованной выставки, посетители которой наденут шлем виртуальной реальности и отправятся в воображаемое путешествие. В пути их сопровождает комментатор и проводник – голосом русской версии проекта стал худрук «Территории» Евгений Миронов.

57e1fde7e649a19e5d62be2ba69f130d9e21b68c
Фото: фестиваль «Территория-2017»

Продолжительность сеанса – 45 минут. За это время Лепаж успевает создать феерию спецэффектов, в которой участвуют самые красивые библиотеки мира: Сараево и Мехико, Александрии и Вашингтона, Копенгагена и Парижа

Когда: ежедневно до 12 ноября

Где: Мультимедиа Арт Музей

«Изнанка»

Что хорошего в рутине? Почему наблюдать за другими интереснее, чем делать самому? В попытке найти ответы на эти вопросы греческий художник Димитрис Папаиоанну в 2011 году построил комнату внутри театра «Паллас» в самом сердце Афин. Двадцать ночей подряд тридцать перформеров приходили туда, чтобы, сняв верхнюю одежду и разувшись, сходить в туалет, принять душ, вытереться, пойти на кухню, что-нибудь съесть, попить воды, постоять на балконе, посмотреть по сторонам, вернуться в комнату, лечь, укрыться одеялом и т.д.

E3e8524cf12788910846e4ebcbcc7a3be2259519
Фото: фестиваль «Территория-2017»

В последнюю ночь оказавшийся увлекательным шестичасовым ритуалом эксперимент режиссер решил зафиксировать на пленку. Он создал снятую одним кадром визуальную медитацию, которая показывает удивительное сходство поведения совершенно разных людей, оказавшихся в одном пространстве.

Когда: 13-15 октября

Где: ММОМА, Петровка 25

«Конец века / Конец круга»

Тема курируемого одним из самых известных режиссеров молодого поколения Дмитрием Волкостреловым проекта «Живые пространства», проходящего в рамках «Территории», – неизвестные маршруты.

«Все мы знаем, – объясняет Дмитрий, – что жизнь – это движение. В пространстве города нет ничего более удачно иллюстрирующего эту мысль, чем общественный транспорт: компактное, существующее лишь ограниченное время сообщество, со своими заранее известными правилами и законами. Как правило, театр сегодня занят созданием вымышленного пространства и своего особенного театрального времени. Общественный транспорт работает с настоящим пространством и подлинным временем, то есть с основными категориями искусства и жизни».

8a150c9096d352b01d168993ebf094d4e994ea6a
Фото: официальный сайт Мэра Москвы

Из этого, собственно, и родилась идея постановки Александра Вартанова: «Мы ходим по кругу. Ездим по кругу. Всю жизнь с кольцевой на кольцевую по все той же расхлябанной колее, все по той же спирали истории».

И да, имейте ввиду: спектакль проходит в автобусе, следующем по маршруту «Б».

Когда: 14-15 октября

Где: место посадки зрителей: Садовая-Кудринская улица, остановка «Малая Бронная улица. Театр МОСТ»

«Я сижу в комнате»

Новая работа лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска» Дмитрия Волкострелова предоставляет зрителю возможность стать не просто наблюдателем, но активным участником спектакля. Как именно?

3303a691773bed3259af8d38c95d85999bbccb5d
Фото: фестиваль «Территория-2017»

Волкострелов раскрывает карты: «Главный герой «Я сижу в комнате» – человеческий голос и те метаморфозы, которые происходят с ним под воздействием времени и пространства. Что переживает исполнитель партитуры Люсье в тот момент, когда он слышит свой собственный голос, постепенно трансформирующийся и переходящий на принципиально иной уровень существования? Пережить этот опыт и ответить на этот вопрос мы приглашаем публику – каждый из 32 зрителей спектакля сможет внести свой личный вклад в исполнение».

Когда: 16-17 октября

Где: Новое Пространство Театра Наций

«Наследие. Комнаты без людей»

Дальнобойщики и дворники, проститутки и строители, высокие технологии и низкие помыслы – пожалуй, нет в мире такой темы, за которую бы ни рискнули взяться Штефан Кэги и компания «Римини Протокол». На сей раз они обратились к теме смерти, поставив спектакль о приготовлениях к уходу в мир иной.

0b4d737daca2333bd728f0c0c8aefd116b300d32
Фото: фестиваль «Территория-2017»

Целых два года постановочная группа колесила по Швейцарии, общаясь с врачами и сотрудниками похоронных бюро, юристами и неврологами, сотрудниками домов престарелых и священниками. С результатами этого общения теперь можно познакомиться в восьми комнатах, посвященных восьми историям взаимоотношений со смертью. Одинокая пенсионерка и отчаянный джампер, экс-посол в Африке и художник комиксов, буржуазная семейная пара и серьезный ученый – никто из них не выходит на сцену, но все рассказывают свои истории посредством видео, фото, личных вещей.

Когда: 17-22 октября

Где: «Винзавод». Цех Белого

«Бельгийские правила / Бельгия правит»

Семь долгих лет в Москве не видели по-настоящему масштабных постановок знаменитого бельгийского провокатора Яна Фабра, однако же держали в памяти, к примеру, его «Гору Олимп», идущую 24 часа…

На нынешнюю работу Фабра вдохновил Люк ван ден Дрис из Антверпенского университета, декларирующий: «Правда в том, что Бельгии не существует. Бельгия – сюрреалистический кошмар». Оттолкнувшись от этого тезиса, Фабр творчески переосмыслил историю своей родины – «слабого государства, способного лишь на художественный пердеж». И доказал обратное.

0bd04ab0a3ea7ddd8fd339b031e391ff9ffb8467
Фото: фестиваль «Территория-2017»

К слову, премьера «Бельгийские правила / Бельгия правит» состоялась 18 июля в Вене на крупнейшем международном фестивале современного танца и перформанса Impulstanz.

Когда: 17-18 октября

Где: Театр Наций (Основная сцена)

«Цирк»

Режиссер Максим Диденко умеет удивлять, что регулярно и делает – то спектаклем «Конармия» на сцене ЦИМа, то «Чапаевым и Пустотой» в «Практике», то «Идиотом» в Театре Наций. Здесь же, на сцене Театра Наций, Максим поставил и свой «Цирк», сделанный по весьма отдаленным мотивам знаменитой киноленты Григория Александрова. Взяв за основу советскую комедию 1936 года, Диденко полностью переосмыслил как ее сюжет, так и форму. Ингеборга Дапкунайте играет тут не только Марион Диксон и ее белокурый прообраз Марлен Дитрих, но и саму Орлову, главную звезду советского кинематографа. Гламурно-прилизанный целлулоидный мир цирка оказывается тщательно работающим механизмом с клоунами, настоящими трюками и… жесткими правилами.

Когда: 20-21 октября

Где: Театр Наций (Основная сцена)

Ed5d229f8d3dd163e62723828477488b873e52c4
Фото: фестиваль «Территория-2017»

«Война и мир»

Тут лучше не спамить, ибо такого Льва Толстого вы еще не встречали! Попробуем лишь намекнуть: в постановке культовой немецко-английской команды «Гоб Сквод» – известных провокаторов и хулиганов европейского театра – на сцене появляются Владимир Ленин и Мерлин Монро, современные политики и гости салона Анны Шерер в нелепых костюмах. Они танцуют, едят, веселятся, стреляются на дуэлях, а мы наблюдаем бесконечную ярмарку тщеславия.

Когда: 21-22 октября

Где: Центр имени Вс.Мейерхольда

A063e98f67f98e73ad79ce66ccccad474706fc45
Фото: фестиваль «Территория-2017»

«Все, что со мной рядом»

Значит так, давайте честно: вы мечтали лечь в постель к незнакомке, но боялись в этом признаться? Вам нравится экспериментировать? Если да, значит, вам к аргентинцу Фернандо Рубио, режиссеру, сосредоточившемуся в своих работах на поиске максимально тесного возможного контакта между зрителем и исполнителем.

D290904fdf1694fb5e79ff4e318ccc56f2029337
Фото: фестиваль «Территория-2017»

На сей раз Рубио экспериментирует с такими понятиями, как «личные границы», «психологически комфортное расстояние» и «приличия». Укладывая двух незнакомых людей в постель, он задается вопросом, насколько быстро они смогут преодолеть смущение и найти общий язык. Это испытание на прочность не только для зрителей, но и для актрис, которых каждый раз отбирают заново, в зависимости от того, в каком городе проходит спектакль.

Спектакль идет 10-15 минут…

Когда: 21 октября

Где: ММОМА Петровка ул., 25

«Ближний город»

Интрига номер один: режиссер этой постановки (а также сценограф и художник по костюмам) – Кирилл Серебренников. Интрига номер два: драматург спектакля – обладатель «Золотой маски» Марюс Ивашкявичус. Интрига номер три: это их первая совместная работа.

Ff336645c3627e5ef9aee40abe377a33ed8150c1
Фото: фестиваль «Территория-2017»

Спектакль Ивашкявичуса-Серебренникова рассказывает о том, что происходит, когда мы позволяем выйти наружу нашим самым сокровенным мечтам, а также о том, что бывает, когда мы позволяем им осуществиться.

Когда: 24-25 октября

Где: Гоголь-центр