Два века в зеркале Манежа

Культура
Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Команда Манежа подготовила первую и невероятно разноплановую выставку об истории этого уникального здания, которое за 200 лет успело побывать и крытым плацем, и местом проведения балаганов, и казармой и правительственным гаражом и главным выставочным залом столицы. МОСЛЕНТА узнала у руководителя отдела развития и спецпроектов объединения «Манеж» Петра Толпина, как готовился этот проект и какие удивительные факты раскрылись при подготовке экспозиции.

Петр Толпин
руководитель отдела развития и спецпроектов объединения «Манеж»
Э

Это большая научная выставка, которая впервые так подробно расскажет об истории Манежа и будет выстроена на всестороннем исследовании этого уникального здания.

Вводные факты и основная экспозиция

200-летию Манежа у нас посвящен целый ряд проектов в этом году, один из них — наш подарок посетителям, бесплатная мультимедийная выставка в холле. Мы хотели, чтобы каждый, кто приходит сюда, хотя бы в общих чертах ознакомился с историей места, и так во входной группе появился проект «30 фактов о Манеже», в котором 10 зарекомендовавших себя молодых актеров рассказывают с экрана базовые истории, связанные со строительством и основными этапами жизни этого здания.

Это вводная история, а 26 мая мы открываем большой историко-документальный проект, который называется «Гений места: от экзерциргауза к выставочному залу. 200 лет в истории». Это большая научная выставка, которая впервые так подробно расскажет об истории Манежа и будет выстроена на всестороннем исследовании этого уникального здания.

Парады и Толстой на велосипеде

Строился Манеж в честь пятой годовщины победы русских войск над Наполеоном, как экзерциргауз – место для учений, военных упражнений московского гарнизона. Это было уникальное сооружение с перекрытиями длинной 44 метра 86 сантиметров, в создании которого принимали участие многие видные инженеры и архитекторы того времени. Строительство велось в сжатые сроки и было закончено за шесть месяцев, так как стояла задача открыть Манеж к приезду Александра I. В результате уже через год несколько балок дали трещину и здание было закрыто на реконструкцию, руководил которой Бове.

Гражданским сооружением Манеж стал только в 1831 году: вначале он использовался, как место для конных гуляний, при этом его половину занимали денники.

Например, известно, что Лев Николаевич Толстой в детстве занимался здесь выездкой, а затем, уже в возрасте 67 лет, учился тут кататься на велосипеде.

Гуляния и выставки

С 1850-х годов начинается светская жизнь Манежа, в этот период здесь регулярно проводят гуляния. Тут было тепло, работал гардероб, так что, прогуливаясь, можно было продемонстрировать обновку, развлечься, пофлиртовать, встретить знакомых. И многие источники говорят о том, что светское общество Москвы приходило сюда провести досуг.

Начиная с 1860-х здесь стали проводить крупные выставки: «Этнографическая» и «Антропологическая прошли с большим успехом, но их затмила уникальная «Политехническая выставка» 1872 года. Она была организована по принципу первых «Экспо» того времени — Всемирных выставок, проходивших в Париже и Лондоне, и кроме здания Манежа, занимала Александровский сад и Кремлевскую набережную. Кстати, именно после этой выставки было принято решение об образовании Политехнического музея в Москве. Кстати, подобным образом — после первого биеннале фотографии, которое проводилось в Манеже, в Москве появился Мультимедиа арт музей.

Получается, что Манеж — это в том числе и территория будущего, о котором в наши дни все время рассказывают проходящие здесь выставки. Именно здесь впервые в нашем городе были опробованы многие новые технологии: на второй автомобильной выставке тут был куплен первый автобус в Москве, Манеж стал одним из первых зданий в городе, в котором появилось электрическое освещение и отопление.

От казарм до ярмарок меда

В годы революции здесь были устроены казармы, а затем — правительственные гаражи. В тот период тут был многоярусный паркинг, мойки, слесарный цех, клуб для шоферов и автомастеров и еще много чего. Кстати, для сноса всех этих внутренних конструкций впервые в Москве был использован направленный взрыв внутри здания.

Культурная жизнь вернулась сюда только после 1957 года, а в 1967 Манежу присвоен статус Центрального выставочного зала, и здесь началась новая жизнь, полная таких культурных проектов, как знаменитая и скандальная выставка «30 лет МОСХ» в декабре 1962 года, семичасовые очереди на живопись Ильи Глазунова летом 1978-го.

После перестройки, при Попове и особенно при Лужкове, когда изменения шли по всему городу, они происходили и в Манеже, приобретая порой неожиданные формы. Тогда между выставками живописи и фотографии здесь проходили выставки кошек и ярмарки меха и меда.

Современная история Манежа другая, она «про культуру». И вообще, мы считаем, что Манеж — это зеркало культурной жизни нашего города. Приходя сюда в течение года на разные проекты, вы можете посмотреть, чем живет Москва. Здесь проходят большие форумные мероприятия, крупные художественные выставки как молодых художников, так и классических полотен из фондов РосИзо.

И нынешняя команда Манежа работает сейчас над тем, чтобы мероприятия, проходящие здесь, максимально широко рассказывали об истории города.

Несбывшиеся проекты

Интересно разностороннее отношение к Манежу власти. Изначально заняв знаковое место возле Кремля, он всегда так или иначе попадал в контекст любого проекта на символ города. Что бы не происходило в городе, он всегда оказывался в эпицентре событий.

Бове в ходе реконструкции изменил стиль оформления фасадов с классицизма на ампир, позднее зданию снова хотели придать классические черты, но отказались от этого проекта. В результате, привычный нам сегодня облик здания — это не до конца Бовэ, потому что изначально здание должны были украшать еще 8 скульптурных композиций, обрамляющих входы. Мы воссоздали их на выставке.

Интересно, что в XIX веке к Манежу со стороны Александровского сада была пристроена церковь Николы на сапожке. Уже в советский период она была снесена под предлогом того, что мешала прокладке трамвайных путей.

Когда проектировался Дворец Советов, Манеж собирались сделать проходной галереей. Через него должен был вести большой пешеходный бульвар от Дома рабочих, который планировали расположить на месте гостиницы Москва, до Дворца Советов. В 1957 году из Манежа собирались сделать кинотеатр, надстроив к зданию еще один этаж. Большой конкурсный проект такой перестройки делал архитектор Жолтовский.

Факты и легенды

Многие знают о том, что после строительства Манежа чердак засыпали махоркой, которая призвана была защитить деревянные перекрытия от насекомых. По разным сведениям ее скурили либо революционные матросы и рабочие в 1917-м, либо бойцы советской армии в годы Великой Отечественной войны. И то и другое может быть правдой — махорки было так много, что курить ее можно было десятилетиями.

Фантастические истории связаны с манежными гуляниями, о которых много написано, но мало что известно доподлинно. Открытие здесь гардероба, который позволил москвичкам прогуливаться внутри, декольтировав плечи, сразу сделал Манеж «местом силы». Представьте себе, до революции был период, когда по утрам здесь проходил детский дивертисмент, а вечером — дивертисмент для светской публики, с приглашением международных звезд. Например, здесь выступал Гектор Берлиоз, проходили так называемые голицынские концерты классической музыки, причем, соответственно социальной политике того времени, попасть на мероприятия мог каждый: места на галерку продавались за бесценок при том, что сидячие билеты были очень дороги.

Лично меня сильно впечатлили факты, касающиеся как истории строительства этого уникального здания, которое возвели за шесть месяцев, так и взаимодействия инженеров и архитекторов: Бетанкура, Карбонье, Монферрана, которого подключили в середине проекта, и Бове, который изменял оформление здания.

Одна из историй имеет полулегендарный характер. Известно, что через год после открытия Манеж был закрыт: треснули балки, произошло это оттого, что в летние месяцы сильно нагревалась крыша. И вот здесь мы встретили неподтвержденную информацию: при реконструкции здания созданием окон для проветривания чердака занималась артель Слухова. Так что, по одной из существующих версий, привычный нам сегодня термин «слуховое окно» родился именно тогда и непосредственно связан с Манежем.

Подлинные предметы и истории

Проект «Гений места» готовился в течение года и в нем мы впервые настолько детально говорим об истории Манежа. Это странно, но нет единого архива, в котором два века скапливались бы документы, рассказывающие о таком значимом для города месте.

Готовя проект, мы очень долго перебирали форматы, решая, что это будет: научный труд, книга, фильм или выставка. Мы долго занимались научной деятельностью, готовили материал и в процессе поняли, что форматов должно быть несколько, и тогда каждый из них будет способствовать разному погружению в материал.

Так что в начале был создан мультимедийный материал «30 фактов о Манеже», который требует от зрителя минимального погружения в материал. Сейчас открывается выставка «Гений места» — большой проект, ставший результатом в первую очередь исследования команды Манежа. В фондах более, чем 35 архивов, музеев, библиотек и других культурных институций Москвы и Санкт-Петербурга нам удалось выявить подлинные предметы, и на выставке будут представлены: оригинальный макет здания, который делался во времена главного инженера здания, Бетанкура, и дело о построении манежа в котором написано, что Манежу быть! В экспозиции будут представлены и подлинные экспонаты со знаменитой выставки «30 лет МОСХ», проходившей здесь в 1962 году и открывшей новую страницу в жизни московского художественного андеграунда.

Но, делая проект, мы искали в первую очередь подлинные истории, связанные с этим местом. Такие, как описанный Гиляровским сюжет о том, как в здание Манежа полиция загнала студенческую демонстрацию, заблокировав протестующую молодежь в здании. К сожалению, ни одного фото и видео материала о находившемся здесь в 1930-х гараже мы так и не обнаружили, но, опять же, нашли описания этого места в воспоминаниях современников и часть рассекреченных документов.

Таким образом, мы пытались восполнить пробелы в истории Манежа, и получившаяся в итоге выставка дает возможность погружения в представленный в экспозиции материал по множеству направлений.

Вы можете узнать о Манеже, как об: архитектурной доминанте города, историческом феномене, символе власти и выставочной площадке.

И только объединив все эти смысловые ряды, можно понять всю сложность и важность сооружения на Манежной площади, 1. Увидеть, что это не просто большой дом. Что феномен большого пространства и архитектурной доминанты рождает вокруг себя смыслы. И простые горожане, и представители власти на протяжении двух веков приходили в это уникальное здание, пользовались им и решали его судьбу, находя ему разное применение и наполнение.

И выставка, и фильм, и книга

Так подробно о Манеже еще не рассказывали, и мы надеемся, что выставка — это только первая часть проекта. Потому что в этом году по итогам выставки выйдет книга, подчеркиваю, не каталог, а именно книга. Содержать она будет не только исторические факты, но и рассуждения людей, принимающих активное участие в жизни Манежа. И мы планируем, что в конце года выйдет полнометражный документальный кинофильм: это будет повествование с рассказами архитекторов, кураторов, искусствоведов, художников, государственных деятелей — тех людей, которые хорошо знают Манеж и принимают участие в его жизни.

Кстати, на выставке будет отдельный зал, в котором мы представим блок под названием «Особое мнение», где будут представлены интервью и рассказы людей, принимавших активное участие в жизни Манежа. После того, как вы узнали все об истории здания, можно будет послушать, что рассказывают люди, которые работают с этой площадкой.