«Для меня Иванушка-дурачок — самый умный». О чем говорил и во что верил композитор Евгений Дога?
О бабушкиных сказках
Несмотря на голодное время (я родился 1 марта 1937 года), мое детство было счастливым. Во-первых, я очень долгожданный ребенок. Можно сказать, поздний.
Мой отец погиб в 1945 году на войне, он похоронен в Венгрии, и меня вырастили две женщины — мама и бабушка.
Разумеется, я не могу вспомнить всего, что со мной происходило в детстве, но хорошо помню истории, которые мне рассказывала бабушка. Я сидел на печке и слушал сказки про русалок, леших, черных кошек… Бабушка была знатоком фольклора.
Я верил в чудеса, превращения и мечтал о чем-то необычном.
Мне кажется, что я так и остался ребенком, хотя весь уже седой. Настоящая старость обошла меня стороной.
Не надо превращать жизнь в сказку — это мы уже проходили и песни об этом пели. Нужно просто увидеть себя в сказке, представить Иванушкой дурачком и Ильей Муромцем, а то и Колобком, и не изменять своим убеждениям.
Молдавская ССР. Композитор Евгений Дога сочиняет музыку. 1974 год
© Фото: Семен Майстерман и Альберт Симановский / ТАСС
Про Иванушку-дурачка
Я горжусь своей библиотекой. Она насчитывает тысячи томов и редких книг. Уже какой десяток лет я коллекционирую сказки народов мира, и у меня — одно из богатейших собраний. Разумеется, каждую сказку я прочитал от начала до конца.
Особое место в моем сердце занимаются русские народные сказки. От их героев не откажусь ни за что на свете. Только русский парадоксальный ум мог придумать Иванушку-дурачка.
Кстати, для меня Иванушка — один из самых умных героев.
Он рассудительный, неторопливый, спокойный, смекалистый, легкий, общительный. Дурачился до поры до времени, а потом собрал весь свой багаж и осуществил все свои желания. Иванушка-дурачок не кичился своим умом, не раскрывал раньше времени все карты, а выстрелил в самый подходящий момент. Нужно уметь терпеть и ждать, и этого умения Иванушке не занимать. Если бы он кричал на каждом углу о том, какой он умный, то вряд ли бы дожил до расцвета своих способностей.
Россия. Москва. Композитор Евгений Дога перед началом своего творческого вечера в киноклубе «Русский путь». 2007 год
© Фото: Александр Саверкин / ТАСС
Про кривое зеркало мира
Признаюсь: я боюсь засилья интернета. Хотя у меня тоже есть страницы в социальных сетях, и сам я пользуюсь всемирной паутиной, но считаю, что книги ничто заменить не может, что надо меньше времени проводить в виртуальном пространстве, а больше читать и писать свои истории. Я написал семь книг. Пишу восьмую.
Интернет искажает наш мир. Люди не видят вещи такими, какие они есть в действительности.
Я был свидетелем того, как дети в зоопарке не узнавали животных, потому что в зарубежных анимационных фильмах они видели совсем других зверей. Я люблю зарубежную музыку, зарубежную культуру, но мультики с ужастиками не понимаю и не принимаю. Весь мир стал напоминать кривое зеркало, и это меня огорчает.
Про первую встречу с музыкой
Что касается меня и музыки, то Господь хранит все в секрете и делает это хорошо. В каждом из нас есть какие-то гены, какая-то частица Вселенной.
Я полюбил музыку на одной вечеринке в Бессарабии, где оказался благодаря своему дяде. Помню, там были скрипка, кивал на шее и бубен, и они играли всю ночь. Я запал.
Россия. Москва. 2 июня 2017. Композитор Евгений Дога во время концерта «Диалоги любви», приуроченного к его 80-летию, в Государственном Кремлевском дворце
© Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС
Про любовь к весне
Мое любимое время года — весна. Не потому что весной я родился, хотя это тоже важно, а потому что весной происходит возрождение всего живого.
Про самое важное
Меня не интересует закулисье, разные мелочи, детали. Важен только результат. Например, с режиссером Эмилем Лотяну мы почти всегда ругались, но остались фильмы, над которыми мы вместе работали, и они стали классикой.
У меня нет времени на выяснение отношений. Важно, чтобы зритель заполнил музыку и чтобы она проникла в человеческие души. Все остальное — суета сует.