24 мая, 00:01
5 мин.

«Небо должно быть доступным для всех». Где учат на пилота дрона и как попасть в авиацию

На этой неделе в Подмосковье пройдет авиационный фестиваль «Небо: теория и практика». Рассчитан он на всех, ведь если в советском детстве путь в авиацию начинался с кружков моделистов и полетов на планерах, то сегодня первый шаг к небу ребенок обычно делает, управляя дроном. Поговорив с директором фестиваля Адрианом Хмельницким, «Мослента» узнала, как скоро в Москве появятся аэротакси, сколько стоит обучение на частного пилота и как сегодня можно попасть в легкую авиацию. Ниже — его монолог.
«Небо должно быть доступным для всех». Где учат на пилота дрона и как попасть в авиацию
Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Небо: теория и практика»

«Фестиваль про все, что летает»

Фестиваль «Небо: теория и практика» ориентирован в первую очередь на семьи с детьми. Это 90 процентов нашей аудитории. Поэтому все активности, которые у нас прирастают год от года, интересны как родителям, так и детям.

Про что он? Про все, что летает. Небо для нас — это маяк, образ романтический, манящий. Его хочется покорять и изучать. В этом году мы даже движемся еще дальше — заявляем и развиваем площадку, посвященную космосу. Делается это для того, чтобы увлечь наших посетителей, ведь это очень круто, когда хобби становится профессией. Это вообще ключевой тезис фестиваля, в который я верю.

«Небо должно быть доступным для всех». Где учат на пилота дрона и как попасть в авиацию

Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости

«Не все должны стать пилотами»

При помощи наших шоу, мастер-классов, показов техники в небе и на земле мы предлагаем и родителям, и детям погрузиться в увлекательный мир, в котором далеко не все должны стать пилотами. Ведь существует множество профессий, без которых ни самолет, ни квадрокоптер, ни вертолет, ни воздушный шар в небо не поднимутся. Все это требует тысяч специалистов разной направленности.

Читайте на тему:

Показывая на фестивале мир этих профессий, мы тем самым закрываем боль каждого родителя: чем же будет заниматься его ребенок, куда ему ходить, что ему может быть интересно?

«Спортсмены, результаты, награждения...»

У фестиваля две части, две программы: летная и наземная. Они работают параллельно с утра до вечера. Летная программа включает презентации российских разработок в области легкой авиации. Все, что мы показываем, касается частного использования. Мы рассказываем о том, что небо должно быть доступным для всех. Особенно в такой стране, как Россия, с ее задачами, размерами и расстояниями.

Будет у нас и спортивная составляющая, которую в рамках фестиваля мы развиваем третий год. Это официальные соревнования по самолетному и вертолетному спорту, по дисциплинам сверхлегкой авиации. Спортсмены, результаты, награждения — все это можно будет увидеть.

«Будет много практики»

Соревнования перемежаются выступлениями тех производителей, которые у нас на фестивале представляют свою технику. Либо это будут выступления частных пилотов, демонстрирующих свою технику. Она очень разнообразна, потому что наш фестиваль проходит на аэродроме «Черное», а это один из ближайших аэродромов к Москве — всего 14 километров от МКАД. И туда можно прилететь на своем самолете или вертолете. С каждым годом таких гостей у нас все больше и больше.

В соответствии с названием фестиваля «Небо: теория и практика» у нас будет много практики.

Посетители смогу увидеть в действии все, что летает: самолеты, вертолеты, воздушные шары, парапланы, планеры.

Теория же — это наземная часть: большое количество пространств, павильонов, в которых представлены музеи, учебные заведения, компании-производители. Есть развлекательные и познавательные мастер-классы и встречи, форум, лекторий.

«Летная тема — недешевая»

Почему инфраструктура и хобби, связанные с небом и авиацией, развиваются у нас в стране не так быстро, как хотелось бы? Потому что летная тема — недешевая. Это один из первых ограничивающих факторов. Кроме того, у нас слишком жестко все зарегламентировано. То есть ситуация сильно отличается от той, которая существует, например, в США и Канаде. Там на порядки больше частных пилотов и частных бортов, возможно их широкое коммерческое использование.

Читайте на тему:

Однако даже в этих обстоятельствах количество частных пилотов и владельцев летательных аппаратов в России увеличивается. Очередь на обучение в летных школах ближайшего Подмосковья сегодня составляет три-четыре месяца! И это при том, что стоимость обучения для сдачи на удостоверение частного пилота — более миллиона рублей, если мы говорим про ближайшее Подмосковье.

«Небо должно быть доступным для всех». Где учат на пилота дрона и как попасть в авиацию

Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля «Небо: теория и практика»

«Будущее за гибридом автомобиля и самолета»

С точки зрения экономики у сегмента легкой авиации очень большой потенциал: в стране много самолетов, планеров больших, средних и так далее. Есть частные компании с готовыми решениями по самолетам и вертолетам. Однако тут требуются поддержка и внимание государства…

В Москве была инициатива, связанная с аэротакси, но мы к ней относимся очень настороженно. И пока смотрим на это как на концепт достаточно далекого будущего, так как это требует огромного количества инфраструктурных решений и принятия очень большой и объемной законодательной базы. Нам кажется, что время для этого еще не пришло, и рынок еще не готов. Хотя китайские производители активно темой занимаются, и такие тестирующие полеты уже есть в Китае, в Австрии.

В любом случае мир будет летать и использовать воздушное пространство частным образом. Так что будущее за гибридом автомобиля и самолета.

Автомобильные концерны и авиационные предприятия, частные компании и энтузиасты так или иначе ведут сейчас разработку в области летающих автомобилей. И похоже, что окончательные решения — дело пяти-десятилетнего будущего.

Мы смотрим на этот сегмент и очень хотим его показывать в рамках фестиваля. Но, к сожалению, компании пока не готовы активно и широко показывать свои разработки. Это делается в единичном экземпляре, закрыто и секретно.

«В 20 лет можно выйти на пенсию»

Аудитория частного пилотирования у нас растет и омолаживается. Как правило, это топ-менеджеры, владельцы частных компаний, которым сейчас 30-40 лет. Это те, кто физически и финансово подрос за последние 10-15 лет и начал смотреть на авиацию как на хобби, образ жизни и досуга.

Читайте на тему:

А вот для основного числа школьников и студентов на первое место теперь выходит дрон, квадрокоптер. Гонки дронов — молодой вид спорта, здесь, как и в киберспорте, в 20 лет уже можно выйти на пенсию, а в 23 — на тренерскую позицию. Площадка, посвященная этой теме, растет у нас каждый год.

Обычно слово «беспилотник» ассоциируется с милитаристской темой. Мы же показываем их гражданское применение. Тепловизоры на вертолетах и дронах помогают сегодня искать потерявшихся людей, беспилотники используют в строительстве, в мониторинге трубопроводов и так далее. В наши дни есть и подводные дроны — и мы все это разнообразие показываем.

«Небо должно быть доступным для всех». Где учат на пилота дрона и как попасть в авиацию

Фото: Наталья Макарова / Коммерсантъ

А еще мы показываем новых героев: действующих российских чемпионов. Рассказываем о тех, кто добился выдающихся результатов. Знакомим с космонавтами, с опытными и талантливыми спортсменами. Рассказываем про людей, которые совершают кругосветные путешествия на вертолетах и самолетах.

Фестиваль «Небо: теория и практика» пройдет 28-29 мая на подмосковном аэродроме Черное у платформы Черное горьковского направления. Вся информация о площадках и программе фестиваля здесь.

Партнерские материалы