«Со старшеклассниками хотя бы можно договориться». Молодой учитель физкультуры о своей работе в одной из московских школ
«Я постоянно играл»
В моей семье никто не занимался спортом профессионально. Родители не были с ним связаны. Но я с самого детства любил спорт. Все свое свободное время проводил на футбольных площадках, постоянно играл, занимался.
Потом я попал в спортивную школу. Футбол был для меня стартом, но потом я периодами менял направления и занимался разными дисциплинами. Какое-то время посвятил волейболу, затем перешел в дзюдо. Я понимал главное: мне все это очень нравится.
Когда пришло время задуматься о продолжении образования, мне захотелось выбрать высшее учебное заведение со спортивным уклоном.
«Образование точно будет не для галочки»
Я поступил в педагогический университет. Меня привлекала профессия педагога, нравилось представлять, как я передаю кому-то свои знания и навыки. В том, что я не ошибся с выбором, меня окончательно убедила практика.
Уже тогда мне очень понравилось работать с детьми, проводить занятия, учить их чему-то новому, развивать их физические данные и способности. Наверное, именно в тот момент я понял, что мое образование точно будет не для галочки. Мне искренне захотелось заниматься этим и дальше.
Практика была на третьем курсе. Мне было лет двадцать. Занятия проходили в том числе и у старшеклассников, так что эти дети были ненамного младше меня самого. Но когда я понял, что у меня получается заинтересовать их, замотивировать, предложить им что-то, что они сами с удовольствием приняли, я почувствовал мало с чем сравнимую радость. Сложно описать, что ощущает человек, которому удалось впервые в жизни добиться внимания пары-тройки десятков ребят.
«По-настоящему моя работа»
Я объяснял ученикам, что физическая культура — не такая простая штука, как им кажется. Сейчас многие относятся к физкультуре в школе несерьезно. Детям, да и их родителям часто кажется, что это какой-то необязательный предмет. Есть те, кто просто его избегает самыми разными методами.
Но я стараюсь всегда найти какие-то нестандартные решения, чтобы привить детям любовь к физкультуре и спорту в целом.
Для меня преподавание — по-настоящему мой выбор, моя работа. Здесь происходит постоянное движение, изменение, что-то интересное. Конечно, я много раз задумывался, куда еще мог бы пойти, где мог бы работать. Но, говоря честно, так и не нашел ничего, что подходило бы мне больше, чем работа школьного учителя.
Здесь каждый день — это новая страница, всегда все по-разному. Во многом наши уроки зависят от самих учеников, а у них может меняться настроение и состояние, да и их очень много, так что не успеваешь привыкнуть к одному классу, как приходит следующий. На мой взгляд, это большой плюс моей работы. Мне никогда не бывает скучно.
«В детстве я не мечтал»
Я часто общаюсь с учениками, спрашиваю, куда они собираются поступать, кем хотят стать. Я несколько раз задумывался, чего сам хотел в детстве? О чем я мечтал? И я понял, что совершенно не помню ничего подобного. Мне не хотелось быть космонавтом или героем военных действий, гонщиком или еще кем-то. В детстве я, судя по всему, совсем не мечтал о какой-то конкретной профессии.
Единственное, иногда я воображал себя известным футболистом, потому что постоянно занимался футболом. Но можно ли это назвать мечтой о карьере? Затрудняюсь ответить. Скорее такие мысли исходили исключительно из моих интересов, из того, чем я все детство прозанимался.
«Вести уроки из последних сил — плохой вариант»
Сейчас из-за коронавирусных ограничений нет четкого времени начала моего рабочего дня. Оно варьируется, потому что у разных классов уроки назначаются на разные часы. Но чаще всего все начинается в 08:30.
Большой нагрузки никто не дает. В день я провожу максимум пять уроков, чтобы не перенапрягаться и не уставать. Вести уроки из последних сил — плохой вариант. Ты уже не будешь работать в удовольствие, а значит, и эффект от твоих занятий будет минимальным. Зачем это нужно? У меня комфортная нагрузка, и я могу полноценно заниматься со своими учениками.
После обязательной программы начинаются тренировочные занятия. Сейчас я веду тренировки как в начальной школе, так и в детском саду. Там я занимаюсь с детьми футболом. Я взялся за тренировки с дошкольниками только в прошлом году, для меня это принципиально новый опыт. Теперь обучаю самых маленьких футболистов работать с мячом.
«Со старшеклассниками легче»
В школе я работаю с детьми самого разного возраста. Есть и учащиеся средних классов, как раз только вступившие в пубертатный период, самый сложный. Они не особенно настроены на учебу, что обусловлено их возрастом. Но в большей степени работаю со старшими классами, начиная с девятого.
Легче всего работать со старшими классами. С ними проще найти общий язык, к тому же они уже более спокойные, осознанные, покладистые, в конце концов более обученные, знающие многие вещи, которые младшим пока недоступны. Детей из средней школы сначала приходится долго обучать ряду нюансов и тонкостей общей спортивной деятельности, а только потом переходить к какой-то игре.
Старшие классы уже понимают, из чего в целом состоит урок, из чего состоит та или иная игра. С ними в этом плане проще выстраивать учебный процесс.
«Конфликты редко доходят до родителей»
Мы сейчас не проводим никаких крупных сборов или турниров. Во время пандемии получается организовывать только внутришкольные соревнования и только в рамках одной параллели. Все остальное просто запрещено.
Я редко выхожу на разговор с родителями. Если и случаются конфликты, они редко доходят до такой стадии.
Конечно, бывает такое, что кому-то из ребят что-то не нравится, и его мама или папа хотят поговорить со мной об этом. У меня таких ситуаций почти не было.
Фактически я общаюсь с родителями учеников только в качестве классного руководителя. Исключением были лишь случаи, когда моим ученикам нужно было подготовиться к соревнованиям. Не все родители готовы пойти навстречу и позволить детям с удвоенной энергией заниматься спортом, посвящать этому много времени. Я стараюсь объяснить им, насколько это может быть важно для учеников, особенно если они сами к этому стремятся.
«Никто не удивился»
Я работаю в школе почти десять лет. Когда я пришел сюда, мне было 22 года. Я только что окончил университет.
Никто из моих близких такому выбору не удивился — ни родители, ни друзья. Не было сюрпризом для них и то, что я вообще пошел учиться на педагога физической культуры. Кстати, целый ряд моих одноклассников точно так же пошли учиться на преподавателей, но уже других направлений. Физическую культуру выбрал я один, потому что был просто помешан на ней. Близкие все прекрасно понимали и принимали. Никаких конфликтов, споров или какого-то негатива по этому поводу не возникало.
«Сбросить напряжение и расслабиться»
Я ощущаю себя на своем месте, получаю удовольствие от того, что делаю. Своей работой я стараюсь приносить детям как можно больше радости. Физкультура в школе должна разряжать учебный процесс. Они же часами сидят в классах за партами, пишут, многое делают. Физкультура позволяет им хоть немного подвигаться, переключиться на другую деятельность.
И я стараюсь сделать это максимально комфортно и для них, и для себя. Для меня важно, чтобы ученики не чувствовали отторжения, а любили спорт, осознавали, что это своего рода отдых, возможность отключиться от бесконечных параграфов в учебниках и рабочих тетрадей.
В старших классах это особенно важно, потому что ребята зациклены на подготовке к экзаменам. С каждым днем ЕГЭ все ближе. А на уроке физкультуры они могут ненадолго сбросить напряжение и немного расслабиться. Нервная система становится здоровее.